«Роль патриотического воспитания в становлении юного патриота и гражданина»
«Роль патриотического воспитания в становлении юного патриота и гражданина»
Гаврикова Людмила Валентиновна,
"Основная общеобразовательная школа № 13"
- филиал МБОУ "Средняя
общеобразовательная школа № 7
им.П.А.Рубанова" ,
учитель начальных классов.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
Константин Паустовский.
В современном мире одной из важных задач школы является патриотическое воспитание, именно младший школьный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, постоянной готовности к её защите.
При реализации задач патриотического воспитания мы ожидаем следующие результаты: повышение интереса учащихся к истории России и родного края; привитие чувства любви к Родине; готовности к защите своего Отечества; воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ; уважение к достойным страницам прошлого; содействие военно-профессиональной ориентации молодёжи.
Что касается специфики патриотического воспитания в начальной школе, отмечу, что в первую очередь педагоги должны воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой Родине. Эмоционально-выразительный рассказ учителя об истории города, в котором живут дети, должен вызвать у учащихся чувство гордости оттого, что они родились на прекрасной земле великих тружеников, их прадедов и отцов, посвятивших жизнь столь благородному и весьма нелёгкому труду. Через понимание малой Родины у учащихся сформируется глубокое уважение к Отчизне, понимание её истории. Конечно, при отдалённости школы от центра города существуют объективные трудности, которые усложняют воспитательную работу (они связаны с удалённостью специализированных объектов – музеев, мемориальных комплексов, библиотек и т.д.).
Однако есть и преимущества:
Компактность воспитательной сферы – возможность подключить к проводимым мероприятиям всех заинтересованных, охватить проводимой работой почти всех учащихся школы;
Коммуникабельность субъектов внутри сферы – доверительность в общении, возникающая в силу личного знакомства и дружеских связей многих участников, как детей, так и взрослых;
Прикладной характер методов воспитания – обращение к местному историческому опыту, культурному наследию;
Получение результатов – небольшое число учащихся в школе позволяет педагогам занять практически каждого в той или иной форме работы и установить быструю обратную связь – узнать, что школьники вкладывают в понятие «патриотизм».
Патриотическое воспитание в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:
Краеведческая работа –
Сбор материалов об истории возникновения города Черногорска;
Биографии известных земляков и других замечательных людей, чьи судьбы связаны с историей и жизнью нашего города;
Индивидуальные работы учащихся (сочинения, статьи);
Сбор материала о родителях - учащихся нашей школы;
Уход за памятником лётчикам Бирмской авиационной школы;
Посещение памятников города Черногорска, городского музея;
Военно-спортивная работа –
Участие учащихся школы в Муниципальных и Республиканских конкурсах.
Легкоатлетический кросс, посвящённый Дню Победы в ВОВ на стадионе «Шахтёр", на территории школы;
Военизированная эстафета среди учащихся школы;
Конкурсная программа «Богатырские потешки»;
Участие в игре пейнбол;
Смотр строя и патриотической песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества».
Художественно-фольклорная работа –
Тематическое мероприятие «Шурави – герои афганской войны»;
Фольклорный праздник «Россия – милые края»: (звучали стихи и песни о России, оформление уголка «Русская изба» о старинных русских предметах быта, инсценировка русских народных сказок, демонстрация русских костюмов и история русского костюма, празднование «Масленицы», русские народные игры «Уголок» и «Золотые ворота» и т.д.;
Фестиваль «Народности нашего города»;
Музыкальная композиция «Песни военных лет»;
Литературно- музыкальная композиция «Солдат войны не выбирает»;
Работа с ветеранами –
Встреча с ветеранами ВОВ, Афганистана ;
Участие в проведении праздников – День Победы, День пожилого человека, День матери;
Помощь «отрядов милосердия» ветеранам, вдовам ветеранов, пожилым, престарелым людям в быту;
Изготовление поздравительных открыток для ветеранов;
Возложение ёлочной гирлянды к памятнику лётчикам Бирмской авиационной школы изготовленной учащимися;
Стенд о ветеранах ВОВ «Имена героев»;
Также предусмотрены другие формы работы –
Конкурс инсценированной патриотической песни;
Выпуск школьной газеты «Вездесущий репортёр»;
Тематические классные часы; беседы на военно-патриотическую тему; спортивно-игровой праздник, посвящённый «Дню Защитника Отечества»; «Экскурсия по местам боевой славы»; уроки мужества; «Юноши присягают России» об участии русских солдат в боевых действиях в Афганистане и Чечне;
Конкурс чтецов стихотворений военной тематики;
Духовные и культурные ценности являются ключевыми компонентами патриотического воспитания, способствующими пониманию сути патриотизма. Истинный патриотизм предполагает:
Веру в силу и мудрость своего народа;
Осознание его подлинных и мнимых ценностей;
Сострадание к бедствиям родной страны;
Отказ от самолюбования, самовосхваления;
Волю в разрешении национальных проблем.
Большое внимание уделяется работе с будущими защитниками Родины, чтобы сформировать у них понятие как «патриотизм», «служение Родине и её защита».
В заключении хочу отметить - если учащийся неравнодушен к истории, трагическим событиям в жизни своего народа, значит, ему небезразлична и судьба своей страны.