ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ «А куклы так похожи на людей…»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
«А куклы так похожи на людей»
Выполнила:
Об-ся ГБОУ СПО БТИС
Группы №23
Долгилова Светлана Николаевна
24.06.1996 года рождения
Руководитель:
Михалева Марина Леонидовна
Тел. 74-13-68
Брянск - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
История русской тряпичной куклы
Типы и назначения кукол
Изготовление русской тряпичной куклы
Этнографическая кукла
Русский народный костюм
Основы русского кроя
Цвет в народном костюме
Одежда крестьянок Орловской губернии
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная своими руками индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях. Выбранная тема показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Цель работы: привлечь внимание к истокам создания народной куклы и русскому народному костюму.
Задачи:
Воссоздать историю возникновения куклы.
Составить типологию кукол по признакам.
Изготовить русскую тряпичную куклу.
Изучить русский народный костюм и изготовить его.
Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девичник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
ТИПЫ И НАЗНАЧЕНИЯ КУКОЛ
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и на Алтае.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.
Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это «Козьма и Демьян». Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Безликую куклу шьют вручную. Основание куклы – конус-туловище (рис. 1).Для конуса нужно выкроить его развертку из плотной белой ткани (рис. 2) и донышко (рис. 3). Вначале из плотного картона вырезают круг (рис. 4). Используя его как выкройку, выкроить донышко с припуском на шов 1см из той же ткани, что и конус. Высота куклы в готовом виде 33 см (или 1/5 среднего роста женщины). Этот размер удобен тем, что для костюма куклы можно использовать обычные выкройки с уменьшением в пять раз.
Наклеить картонный кружок на донышко конуса. Сшить боковой шов конуса, на 1/3 высоты не доходя до верха, и пришить к донышку по границе картона. Вывернуть заготовку конуса. Заполнить ее ватой, отходами синтепона, ватина, текстиля или природным материалом: соломой, опилками. Стянуть верх конуса ниткой, прорезь в боковом шве зашить.
Для изготовления рук взять полоску белой ткани длиной 32 см, шириной 4 см. полоску сложить вдоль пополам и плавно с обеих сторон скруглить углы. Стачать открытые срезы полоски, оставив в середине отверстие приблизительно 6 см (рис. 5). Вывернуть заготовку (рис. 6). Заполнить руки куклы набивочным материалом до отверстия. Надеть деталь «руки» на верх конуса и пришить вручную срезы отверстия к конусу (рис. 7)
Голова куклы изготавливается из белой ткани размером 25х25 см. в центр квадрата вложить комок ваты, плотно обтянуть его и перетянуть ниткой в несколько рядов (это шея). Срезать лишнюю ткань по штриховой линии (рис. 8). Голову с кокеткой посадить на плечи и грудь куклы, прикрепить булавками, а затем пришить к конусу. По краю срезов можно нашить узкую полоску кружева. Кружевом можно декорировать и низ конуса (рис. 9).
Волосы для куклы можно изготовить из шерстяной пряжи или льняных ниток. Для этого нужно приготовить пасму пряжи в виде длины волос. Посередине поперек пасмы проложить шов – пробор. Пришить пасму к голове куклы в месте пробора. Несколько нитей-прядей с обеих сторон отвести к лицу и прикрепить ниткой или бисером к голове. Все пряди заплести в косу с лентой (рис. 10). После этого можно одевать куклу. Большое преимущество этой куклы состоит в том, что она устойчиво стоит.
Рис. 1 Рис.2
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10
4. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУКЛА
В середине Х1Х века появились куклы в национальных костюмах – этнографические куклы. Они стали использоваться на учебных занятиях в качестве наглядного материала. Кукле отводилась роль манекена для народной одежды разных регионов России. И сегодня этнографическая кукла помогает приобщить детей к культурному наследию прошлого.
При выполнении этнографической куклы очень важно в точности передать особенности народного костюма той или иной губернии. Для этого необходимо изучать народный костюм, используя книги, иллюстрации, фотографии подлинников, посещая музеи и выставки.
5. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Русский народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры. Традиционная народная одежда формировалась веками. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом, шлифовались отдельные его элементы и весь образ в целом.
Народный костюм, в особенности праздничный, обрядовый, изготавливался из дорогих материалов. Работа над ним требовала много времени и усилий. Такие костюмы берегли, передавали из поколения в поколение, хранили в специальных сундуках-укладках. Самые дорогие костюмы, головные уборы ритуального характера (например, свадебные) брали из семьи в семью.
Основные элементы женского народного костюма: сарафан или понева, рубаха, передник, головной убор. Мужской костюм существенно проще, его основу составляли порты и рубаха. Обязательная деталь костюма – пояс. Русский костюм максимально закрывает тело.
Праздничный народный костюм, как правило, многослойный (много компонентный) и сложный в отделке, отличающийся сочностью цвета и обилием украшений. Повседневная одежда значительно скромнее и по цвету, и по характеру украшений.
Головной убор: для девушек – повязка и венец, для женщин – повойник, кокошник, кичка, платок. Для украшений головных уборов использовались бисер, вышивка золотой нитью, жемчуг.
Внешний вид костюма определялся социальным положением. Так, костюм зажиточных крестьянок и мещанок отличался обилием блеска, роскошью ( шитые золотом кокошники, душегреи, парчовые и шелковые сарафаны, золотые тесьма и бахрома).
По географическому признаку русский костюм подразделяется на две большие группы: северный и южный. Граница севера и юга, применительно к народному костюму, проходит по северной границе Московской области, но московский костюм больше тяготеет к северу.
Северный женский народный костюм конусообразного силуэта. В его состав входят сарафан, рубаха, передник, наплечная верхняя одежда (до талии), пояс, головной убор.
Южный костюм прямого силуэта. Он включает в себя поневу, рубаху, наплечную верхнюю одежду (ниже талии), пояс-кушак, головной убор.
Более древний вариант русского костюма – с поневой, сарафан – более молодой. Но девушки чаще носили сарафаны, а женщины – поневы.
Основы русского кроя
Крой традиционного русского костюма – безлекальный. Объем одежды создается не вытачками или вырезами, а складками и сборками. Отсюда детали русского кроя имеют прямоугольную, квадратную, треугольную формы с минимальными отходами (выпадами). Размеры деталей, а точнее их ширина, определялись шириной полотна. Сходящего с ткацкого стана, то есть 36 – 42 см. Этот размер является модулем, на основе которого строится русский крой.
Рубаха – основа всех женских костюмов. Наиболее древний вид рубахи – туникообразная, в виде холста, перегнутого на плечах, с вырезанным воротом и вшитыми, как у мужской рубахи, рукавами и бочками. Очень распространены в народном костюме были рубахи с поликами. Полики – плечевые вставки из ткани другого цвета. Полики бывают прямые или косые.
Понева – древнейший вид женской одежды. Ее носили в основном замужние женщины. Понева представляет собой поясную одежду из трех и более кусков шерстяного домашнего полотна, сшитых друг с другом. Различаются поневы по крою на глухие и распашные (открытые спереди или сбоку). Со временем глухая понева превратилась в юбку. Понева фиксируется на талии продернутым в кулиску шнурком.
Дополняли поневу плечевая одежда (навершик, шушпан), нагрудная одежда (занавеска, запон, передник), головной убор (кичка, кокошник), пояс (тканый, плетеный, обувь (лапти), украшения (ожерелье, гайтан).
Сарафан – наиболее известная женская народная одежда. Различают пять типов сарафанов: глухой косоклинный, кое-где называемый шушуном или сукманом, косоклинный распашной или с зашитым швом спереди, с проймами или на лямках, прямой сарафан с лямками, он же круглый или московский, прямой отрезной с лифом и лямками и сарафан на кокетке, с вырезными проймами и разрезом до талии спереди, застегивающийся на пуговицы.
Дополняла сарафан плечевая одежда (душегрея, епанечка). Головной убор – перевязка, коруна (для девушек), кокошник (для женщин). Обувь – лапти с онучами. Украшения – серьги, бусы, ожерелья, полоски холста с бисером, широкие, круглые кружевные воротники.
Цвет в народном костюме
Красный цвет многие народы наделяли магической, обереговой силой. Красный – цвет огня, крови, солнца, обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета.
К распространенным цветам традиционного костюма на русском Севере (именно там традиции сохранились в наибольшей степени) также относятся черный, желтый, зеленый, синий и белый. Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали, черный – олицетворением земли, покоя, постоянства, отрешения и скорби. Широко использовались в крестьянском костюме неокрашенные и неотбеленные ткани разнообразных оттенков.
Цвет народной одежды всегда соответствовал характеру обряда и ситуации. Так, белый цвет в траурной одежде означал отказ от всех цветов, символизирующих эстетическое богатство жизни.
По цвету народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самыми скромными были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка.
Цвет народного костюма указывал и на место проживания человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои особенности.
Цвет играл важную роль в композиции народного костюма. Он выделял главные части костюма.
6. ОДЕЖДА КРЕСТЬЯНОК ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
Праздничный костюм молодой крестьянки Орловской губернии. Нач. XX в.
Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев. Различные декоративные средства, применявшиеся для создания единого художественного целого праздничного костюма, неизменно были подчинены выработанным веками приемам композиции.
Расположение орнамента неразрывно связывалось с покроем одежды и пропорциями женской фигуры. Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской "Матане" и в лирическом хороводе "Алые цветочки", популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края (Тульская, Орловская, Тамбовская, Рязанская губернии), издревле состоял из рубахи, поневы (род женской поясной одежды), передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений "ожерелка", бус либо гайтана. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.
Разнообразие видов женского костюма в Орловской губернии объясняется в значительной степени многократными перемещениями жителей сначала с юга на север под напором кочевников, а с конца XVI в. по мере закрепления земель за Московским государством с севера на юг. Часть переселенцев оставалась, и вместе с ними внедрялась на новом месте привычная им одежда, способы ее изготовления, украшения, которые дополняли существующую, как бы смешивались с ней, и получалось нечто новое, которое шлифовалось и совершенствовалось веками. Так, явное присутствие деталей западноевропейской одежды в новосильском праздничном костюме ("наплечники", отложной воротник и др.) историки-этнографы связывают с тем, что орловских земель в значительной степени коснулись события польско-литовской интервенции начала XVII в.
Орловские поневы также явно перекликаются с болгарскими "престилками" и украинскими "плахтами" (женская поясная одежда). Несмотря на самобытность и своеобразие одежды различных уездов Орловской губернии, существует ряд объединяющих признаков, проявляющихся в покрое, объеме, общем строе украшений, орнаментике. Этот ряд ясно прослеживается в достаточно представительной коллекции Орловского краеведческого музея, собранной за столетнюю историю его существования. Самой древней одеждой славян, живущих в районах верхнего и среднего течения Оки (вятичей, кривичей и др.), была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна. Она защищала людей от зноя, на нее надевали меховую и шерстяную одежду в зимние холода. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось обладание магическими силами.
Достаточно было заполучить рубашку врага, чтобы напустить на него "порчу", произведя с ней колдовские манипуляции. Уберечь же свою рубашку и себя вместе с ней от "сглаза" необходимо было более надежно. Так появляются некие символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное на рукавах, закрывающих женские руки которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми. Знаки добра наносились, конечно же, разноцветными нитями вышивка, ткачество, кружево, да так, чтобы тайный смысл не сразу стал ясен всем. Первоначально в давние времена рисунки-обереги имели прямой магический смысл. Шло время, отодвигались старые верования, исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась Красота, понятная и близкая в любые времена. Для украшения открытых частей рубахи ворота, рукавов и подола использовались закладное и бранное ткачество, т. е. "красное тканье" и вышивка в технике "роспись", "настил", "крест". Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. В сундуке для приданого невеста хранила 5-6, а богатая и дюжину рубашек. Самую красивую, тонкую, хорошо отбеленную, особо удавшуюся, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. Крестьянка свой самый лучший праздничный костюм надевала в день свадьбы.
Затем носила его по праздникам очень долго, часто в течение всей жизни, могла передать его дочери. К архаичным одеждам во всем мире относятся и различные виды поясной одежды, сделанные из куска ткани, обернутого вокруг бедер. Если он надет поверх длинной рубашки, то его можно и не сшивать. Таковой и была понева, являющаяся основой орловского женского костюма, да и южновеликорусского в целом. Наиболее древней была понева распашная, т. е. состоящая из трех полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других, пришитых к нему, по бокам. Спереди полотнища не сшивали, т. к. распашная понева надевалась непременно поверх длинной рубахи.
В некоторых селах Болховского уезда правое полотнище не дошивали доверху, в Дмитровском уезде с одного бока снизу вшивали вставку "бедро" из кумача либо разноцветного тканья. В большинстве сел распашные поневы носили с подтыком , т. е. поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали необычного эффекта пышности, статности женской фигуры. Понева, как правило, делалась из домашней шерстяной ткани простого полотняного переплетения черного либо темносинего цвета в квадратную или прямоугольную прорисованную клетку. Понева была предметом особой гордости крестьянки. Чем богаче был украшен подол поневы, чем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка.
В отдельных местностях богатые крестьянки кроме повседневной имели до трех понев. Самая богатая (семь нарядных полос) называлась "годовой", надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам, затем следовала "полугодовая" понева и самая скромная "воскресная", которую надевали к обедне по воскресным дням. Распашные поневы украшали полихромной вышивкой цветной шерстью, нашитыми полосами красной ткани, галунами, позументами, шерстяным тканьем. Зачастую край подола и полы обшивали "пояском" узкой тесьмой из шерсти. Встречались на Орловщине поневы-плахты (в западных уездах губернии) и более поздние поневы, сшитые по типу юбки. Понева зачастую была короче рубахи, и тогда из-под нее был виден расшитый подол рубахи. На Орловщине бытовали шерстяные тканые юбки, как правило, красные в полоску.
Разные виды поясной одежды указывали на принадлежность к различным социальным группам крестьян. Н. С. Лесков в рассказе "Юдоль" упоминает о том, что в 1840-х годах в Орловской губернии крепостные женщины носили поневы, в отличие от этих поневниц свободные однодворки ходили в красных юбках. Каждое село жило своей замкнутой жизнью, и его жители нередко отличались от соседей не только говором, но и обычаями и, конечно, деталями одежды. В женском костюме понева в некоторых местностях заменялась сарафаном, косоклинным либо прямым. Наиболее ранним был сарафан из черного или темно-синего шерстяного домотканого материала, подол которого украшался красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Список литературы
Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма, М., 1997
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье, М., 2004
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества, М., 1994
Традиционные монастырские ремесла Нижегородского края/ Русская традиционная культура, 1996, №3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://rukukla.ru
13PAGE 15
13PAGE 14215