Выступление на Республиканском семинаре преподавателей-организатор ОБЖ


righttopМетоды активизации познавательной активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях освоения ФГОС.
Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. Во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем. Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания.
Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже один или несколько). Именно по такой логике выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании.
Согласно ФГОС ООО, основная школа должна стать этапом испытаний, проб, экспериментирования, проектирования – этапом постепенного преобразования коллективного субъекта учебной деятельности в индивидуальный.
По результатам проведенных исследований более 80 % старшеклассников на первое место ставят умение «запомнить». Это свидетельство того, что обучение осуществляется на «знаниевой» основе.
При этом большинство детей (65%) не пытается находить связь с ранее изученным материалом. И только чуть более половины (52%) детей смогли сказать, что «им интересно многое из того, что изучают в школе». Почти столько же (55%) учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и что не знают».
А практически половина учащихся предполагает, что школьное обучение, скорее всего, значимо для их будущей жизни. Заметьте – не для нынешней.
Четыре основных типа познавательной активности школьника
Согласно результатам исследования В.А. Коротаевой, познавательная активность связана с укреплением субъектной позиции учащегося.
Анализ этих позиций позволяет условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности:
нулевая активность (выраженная объектная позиция);
ситуативная активность (преимущественно объектная позиция);
исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция);
творческая активность (выраженная субъектная позиция).
Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию.
Проанализируем выделенные типы познавательной активности с точки зрения педагогической тактики и стратегии.
Первый тип (О): учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе.
Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых». Вспоминая свои прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче. В данном случае очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.
Стратегическое направление в работе сданными учащимися – перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.
Второй тип (OS) реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели – проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически.
Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися – подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес.
Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом); к сожалению, большинство таблиц, изготовленных типографским способом, этих школьников не интересует.
Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительски активному типу познания.
Третий тип – учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности (S).
Главный плюс этих учащихся – стабильность и постоянство. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог.
Именно на них опирается учитель при изучении новой темы, они же выручают учителя в трудных ситуациях. Однако и у них есть свои проблемы. Некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала.
Основными тактическими приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).
Четвертый творческий тип познавательной активности (S)характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.
Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С. Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями; воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить, использовать и т.д.
Таким образом, деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки.
Тип познавательной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть тот факт, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке.
Наша школа участвуют в пилотном проекте. И с этого учебного года в 7-х классах проводятся уроки ОБЖ по программам соответствующим ФГОС второго поколения ООО.
Хочу рассказать поделиться опытом работвы по активизации познавательной активности учащихся через формирование познавательных УУД на уроках ОБЖ в 7 классе.
1 урок ОБЖ. Для ребят он новый предмет. Мы вместе разбираем, что он изучает предмет ОБЖ и для чего его изучают в школе. Задаю вопросы: что такое жизнедеятельность человека? Может ли быть она опасна? В чем заключается опасность? Какие опасности вы встречаете в своей жизнедеятельности? Как надо себя вести, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? Существуют ли правила безопасного поведения? Надо ли знать правила безопасного поведения? И итоговый вопрос: что изучает предмет ОБЖ?
---В ходе этих вопросов формируются познавательные общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания.
---Логические учебные действия – умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
На этом же уроке идет работа по теме: Различные природные явления.
Вопросы, помогающие формированию общеучебных УУД:
О чем мы будем говорить на уроке?
Могут ли процессы, происходящие в различных оболочках Земли быть опасными для человека?
В чём заключается опасность?
Какие опасные явления вы знаете?
Можно ли объединить эти опасные явления на группы?
По какому признаку или какие группы можно их сгруппировать?
Где можно найти информацию об этой теме?
Могут ли опасные природные явления происходить в нашей местности?
Если есть, то какие?
Урок 21. Тема: Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Планирую продолжать обучение познавательных УУД (работа с информацией, структурирование полученных знаний и умению сформулировать проблему и найти способ её решения. Вопросы, помогающие формированию познавательных УУД:
Различаются ли лесные пожары по характеру возгорания и составу леса?
На какие виды их можно поделить?
Существуют ли особенности у каждого вида лесного пожара?
Какие могут быть эти особенности?
Какой вид лесного пожара является самым распространённым?
Почему? Докажите.
На этом же уроке можно и домашнее задание дать для дальнейшего формирования познавательных УУД. ( уметь работать с информацией, структурирование полученных знаний).
Пример. Подберите характерный пример лесного пожара, имевшего место в нашем районе.
Проанализируйте причины его возникновения и последствия для жизнедеятельности населения нашего района. Оцените действия населения по обеспечению пожарной безопасности. Свои выводы запишите в тетрадь.
На этих примерах я поделилась своим опытом по формированию познавательных УУД на уроках ОБЖ: и общеучебных учебных действий, и логических учебных действий, и учебных действий по постановке и решению проблемы.
Главной целью своей работы считаю формирование творческой личности и выступление хочу закончить словами Людвига Берне: умных людей на свете куда больше, чем талантливых. Общество кишмя кишит умниками, начисто лишенными таланта.
Всем желаю талантливых учеников.