Поурочный план урока на тему: Обособленные обстоятельства
Тема урока: обособленные обстоятельства
Цель урока: развивать умение определять обособленные обстоятельства, умение отличить их от необособленных.
Задачи урока:
- углубить представление учеников об обособлении обстоятельств;
- вырабатывать пунктуационный навык;
- показать различие между деепричастиями и наречиями, о них образованными;
- развить навыки самооценивания;
- прививать навыки ведения диалога и беседы.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Ресурсы: учебник, проектор, ноутбук, видеоролик, слайды, раздаточный материал, тесты.
Форма работы: парная, групповая.
Оценивание: формативное, суммативное.
Ход урока.
Оргмомент.
- Психологический настрой. Тренинг «Моя ладонь в твоей руке». (Учащиеся приветствуют друг друга, желают успехов на уроке)
Деление на группы.
Знакомство с темой урока, целью урока. (обособление приложений, определений, закрепление знаний об обособлении обстоятельства)
Блиц – опрос.
Приём «согласен – не согласен».
Обособление – это интонационное и смысловое выделение второстепенных членов предложения (согласен).
На письме и в устной речи обособление выделяется запятыми(не согласен, в устной речи – интонационная пауза).
Определение и приложение обособляются всегда (не согласен. Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению, имеют дополнительное обстоятельственное значение, относятся к имени собственному).Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом обособляются всегда (н согласен. Не обособляется одиночное деепричастие, которое перешло в простое наречие (лёжа, сидя, молча) и деепричастный оборот, выраженный фразеологическим оборотом) Актуализация знаний.
1.Слайд. Укажите обособленный член предложения.
Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
Перепачканный краской малыш выглядел смешно.
Мы врачи обязаны лечить людей.
Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
Река пенилась вздымая валы.
Был зимний день ясный и морозный.
Листья падая шепчутся.
Задачу я решил шутя.
Серёжа бежал сломя голову.
2. Слайд «Расставьте знаки препинания» с самопроверкой.
Этап осмысления. Работа в группах.
Карточки «Синтаксическая функция деепричастия» (учащиеся составляют опорные схемы).
Слайды «Преобразование предложений».
Синтаксический разбор предложения. (каждой группе по предложения на карточке).
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошёл к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
Туристы шли по узкой горной тропе, поднимаясь всё выше, и, одолев подъём, сделали привал.
Поезд, бойко журча колёсами и сердито рявкая сиренами, бежал по рейсам.
Физминутка. Видеоролик «весёлый ёжик».
Работа с тестом. Отрывок из «Песни о соколе» Максим Горький
Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
— А-ала-ах-а-акбар!. — тихо вздыхает Надыр-Рагим-Оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожжённый южным солнцем, сухой и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращён к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращённой к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени.
Игра « Крестики – нолики».
- Самостоятельная работа с самопроверкой по этоплану (где есть где обособления поставьте букву О, где нет – Н).
- Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.
- Она слушала затаив дыхание.
- Катер, набирая скорость, дал сигнал.
- Не нужно было это делать спустя рукава.
- Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
- Мы сломя голову неслись по ухабам.
- Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.
- Она сидела молча.
- Задумчиво опустив головы, люди молчали.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
Х. Видеоролик «Всё в твоих руках»
XI. Рефлексия.
2 звезды, 1 пожелание.
XII. Оценивание.
Домашняя работа №455.
Министерство науки и образования РК осш им. Ю.А. Гагарина
Районный семинар
Тема:
«Обособленные обстоятельства»
Класс 8 «Б»
Учитель русского языка и литературы Аллахвердиева Л.Б.
Село Майтобе