Локальные акты школы Положение о внеурочной деятельности


Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №__
от _____ 2016 года
Утверждаю:
Директор МБОУ «Гимназия №1»
___________.....
Приказ № от 2016 года


ПОЛОЖЕНИЕ о внеурочной деятельности обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназия №1»Рузаевского муниципального района

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

1.Общие положения.
1.1.Внеурочная деятельность учащихся – специально организованная деятельность учащихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее-внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
1.2 Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки обучающихся.
1.3. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей ) путём анкетирования учащихся и их родителей (законных представителей ).
1.4.При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

2.Основные цели и задачи.
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой НОО МБОУ «Гимназия №1».
2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
2.3. Занятия внеурочной деятельности соответствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направленных на решение следующих задач:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам , свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

3.Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности.
3.1. Внеурочная деятельность может быть организована:
По направлениям: духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.
По видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество, техническое творчество.
В формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
4. Права участников образовательного процесса.
4.1. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей )
4.2. При организации внеурочной деятельности образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования

5. Ответственность
5.1. Администрация школы
5.1.1.организует
Процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности
Контроль выполнения программ внеурочной деятельности
Контроль ведения журналов внеурочной деяльности

5.2.Классные руководители
5.2.1. в своей работе руководствуются положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя.
5.2.2. Осуществляют контроль посещаемости учащимися 1-4 классов занятий внеурочной деятельности.

5.3.Преподаватели внеурочной деятельности
5.3.1 Деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.

5.4. Родители (законные представители учащихся)
5.4.1. Несут ответственность за посещение занятий внеурочной деятельности.

6.Организация управления.
Контроль проведения занятий внеурочной деятельности заместитель директора по ВР по плану, утвержденному директором школы по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания учащихся.

6.1. Требования к организации внеурочной деятельности
6.1.1. Программы внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ..
6.1.2. Оптимальная продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 33-66 часов в 1 классе, 34 -68 во 2-4 классах, наполняемость групп от 10-15 человек до 25 человек.
6.1.3.Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, её дифференциации и индивидуализации.
6.1.4Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований , составления портфеля достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
6.1.5.Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверждённым СанПин.
6.1.6 Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другого.

6.2. Типы образовательных программ внеурочной деятельности.

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
6.2.1 Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
6.2.2. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
6.2.3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (1,2 и 3 и т.д.), могут иметь возрастную подвязку, например: 1 класс-первый уровень, 2-3 классы-второй уровень, 4 класс- третий уровень)
6.2.4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности- игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и т.д.
6.2.5 возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.
6.2.6. Индивидуальные образовательные программы для учащихся –программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья , развития.

6.3. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
6.3.1. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры , спорта на основе Договора о совместной деятельности
6.3.2.Механизмы интеграции
Разработка и осуществление совместных программ и проектов, ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЛ И АКЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТельных задач;
Кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.)
Предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
Взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
Совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

6.4. Классификация результатов внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов – приоретение школьником социальных –знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
Третий уровень результатов –получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

6.5. Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности
6.5.1. Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:
Согласование программ на школьных МО
Внутреннее рецензирование
Рассмотрение программы внеурочной деятельности на НМС школы
Утверждение директором школы
Внешнее рецензирование, если программа авторская.

6.6. Требования к структуре программы
6.6.1 программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы
Титульный лист
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики курса;
общую характеристику курса;
описание места курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания курса;
личностные, метапредметные результаты освоения конкретного курса;
содержание курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
6.6.2 Титульный лист содержит
наименование образовательного учреждения
название программы внеурочной деятельности
ФИО , должность, квалификационную категорию разработчика
Гриф утверждения программы (дата, должность и ФИО руководителя, утвердившего программу)
Название города, в котором подготовлена программа
Год составления программы


7.Этапы организации внеурочной деятельности.
7.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы НОО определяет образовательное учреждение.
7.2.Учащиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм а внеурочной деятельности.
7.3. Набор модулей программы внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного года.
7.4. Предварительный выбор курсов учащимися производится во втором полугодии на основе анкетирования
7.5. повторное анкетирование проводится в начале учебного года.
7.6.Для учащихся 1 классов набор модулей программы внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в апреле.
7.7. В сентябре формируются группы для проведения курсов. Проводятся через 50 мин после окончания последнего урока.
7.8. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее 10 мин.


8.Делопроизводство.
8.1. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости учащихся производится в классном журнале и специальном журнале внеурочной деятельности.
8.2.На форзаце журнала указываются следующие данные:
Название программы внеурочной деятельности.
Количество часов.
Время проведения занятия.

8.3. В разделе «Содержание» записывается тема занятия в соответствии с тематическим планированием.
8.4. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классных журналов.