Подготовка учащихся к международным исследованиям PISA по химии в 8 классе


Подготовка учащихся к международному исследованию PisaУрок химии в 8 классе по теме: «Воздух – смесь газов»
Автор: учитель химии Паскевич Снежана Александровна
Тип: Комбинированный
Тема: Воздух. Состав воздуха.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о воздухе, как природной смеси газов, полученных на уроках химии, физики, биологии и географии.
Задачи:
а) Образовательные: 1. Расширить знания о воздухе, его составных частях и их свойствах; 2. Убедиться во взаимном влиянии веществ атмосферного воздуха и живых организмов друг на друга; 3. Познакомиться с видами загрязнения атмосферы и мерами по ее охраны.
б) Развивающие: 1. Развить навыки решения расчётных задач с использованием заданий типа PISA.
в) Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе.
Стратегии: «Мозговой штурм», «Думай, общайся, делись», «Я, ты, мы»
Оборудование: Технические и мультимедийные средства.
План:
Организационный момент
Вводно-мотивационный этап
Введение новых знаний
IV. Рефлексия

Ход урока:
Организационный момент
Приветствие класса. Проверка готовности к уроку.
Вводно-мотивационный этап
Сегодня мы с вами проведем очень интересный урок. Перед вами стоит стол.
Вопрос: Что находится на столе? (3 стакана)
Предлагаю вам определить, что находится в каждом из стаканов.
(вода, земля, воздух)
Молодцы ребята, все ваши предположения верны. Но как говорил древнегреческий ученый Аристотель: «Природа не терпит пустоты».
Мы знаем что воздух заполняет все свободное пространство, поэтому мы смело можем сказать, что в стакане находится воздух.
Итак, тема нашего урока «Воздух. Состав воздуха».
Сейчас каждый из вас возьмет по фрагменту бумаги. А теперь организуйте группы, разделившись по цвету бумаги.

Введение новых знаний
Стратегия «Мозговой штурм». Время на выполнение: 2 минуты
Исходя из темы урока составим кластер что мы сегодня с вами будем изучать. В группах предварительно выберите спикера презентующего вашу совместную работу. (Высказывания одной микрогруппы и дополнения остальных).
Итак цель нашего урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о воздухе, как природной смеси газов, полученных на уроках химии, физики, биологии и географии.
Определение физических свойств: применение стратегии «Думай, общайся в паре, делись». Время на выполнение: 4 минуты
На столах каждой группы шприц, шар, пакетик целлофановый, газета линейка. Сейчас с помощью предметов находящихся у вас на столах, вам необходимо исследовать и доказать физические свойства воздуха. (пакетик – бесцветный; шар воздушный – заполняет пространство; шприц – сжимается; линейка, газета – воздух давит на земную поверхность).
Какая группа желает высказать свои идеи?
Применение стратегии «Я, Ты, Мы»
Задача 1:
Воздух – естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. В воздухе содержится 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, 0,94% инертных газов. Воздух необходим для существования живых организмов.
Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.
Вопросы:
Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов.
Тип вопроса – закрытый конструируемый
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – личностный
2) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.
А) 44
Б) 32
В) 28
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный
3) Что общего между процессом горения и дыхания?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный
4) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения
Содержание – физические системы
Область применения – естествознание и технология.
Контекст - личностный
5) Выберите особенности дыхания во время плача
А) Рыдающий человек дышит ртом, а не носом.
Б) Рыдающий человек дышит носом, а не ртом.
В) Вдох гораздо продолжительнее, нежели выдох.
Тип вопроса – комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный
Один из группы презентует решение задачи.
Подведение итогов. Цель урока достигнута.
Рефлексия «Солнышко»
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучик желтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился урок, я получил много интересной информации; голубого цвета – занятие было не интересным, не получил ни какой интересной информации.