Обобщение педагогического опыта по теме: Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы.





Содержание:

Актуальность темы, условия возникновения ..2
Ведущая идея .4
Длительность, диапазон опыта .5
Теоретическая база опыта .8
Новизна педагогического опыта ..11
Технология педагогического опыта 11
Результативность педагогического опыта ..14
Ресурсы .. 17


















«Тряпичная кукла - кладезь народной
мудрости, хранительница преданий,
обрядов и традиций своего народа».
М.Е.Салтыков - Щедрин



Актуальность темы. Условия возникновения.
Наша школа находится в центре села Ерлино, на территории усадьбы 18 века. Нас окружает природа и архитектура ушедших веков. Аллеи старого парка, музей С. Н. Худекова, беседы с И. К. Красногорской тревожат что-то исконно русское, где-то в глубине сознания.
Начало XXI века - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу. В Российской Федерации разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации». Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Занятия и учебные предметы, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребенка. Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности.
Я считаю, что формировать представления о культурных традициях русской семьи, своего народа можно через образ народной куклы. Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в тоже время красивую и многофункциональную игрушку.
Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется - значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол.
Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками крестьянской России, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе - актуальная задача.
Предлагаемый опыт воспитательной работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.
Ведущая идея. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернутся в мир детства.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самой любимой игрушкой для ребенка всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.
Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к чарующему миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками.
 Конечно, основное назначение кукол это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения.
Длительность, диапазон опыта. Учителем технологии я работаю в Ерлинской школе с сентября 2011 года.
Основной целью своей работы считаю усвоение учащимися основ знаний и умений по элементам техники, технологии, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с народным декоративно-прикладным искусством.
На основе Государственных Программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в ходе анализа будущей деятельности и ее связи с приобретенным опытом работы при составлении рабочей программы по предмету разработала собственный подход в части структурирования учебного материала и распределении часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний и умений, способов деятельности, развитии социализации учащихся. Тем самым, рабочая программа способствует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая моей творческой инициативы, что предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы школы, местных социально–экономических условий и национальных традиций, пример этому: в раздел «Технология вышивания» введены уроки по изучению народного костюма, изготовлению фартука для куклы Берегини; «Основы материаловедения» - методы изготовления и применения натуральных волокон в крестьянской семье; «Создание изделий из текстильных материалов» - изготовление народной куклы; «Изготовление одежды» - изучаем историю русского народного костюма; «Дом, в котором мы живем» - элементы интерьера традиционной русской избы; «Кулинария»- введены темы, связанные с народными традициями (кукла Каша, Акила огуречник); в 8-м классе введен раздел « Изучение традиций русской народной культуры» с элементами изучения ПК. Содержание Рабочей программы позволяет преподавать материал в каждом классе в соответствии с возрастом учащихся, каждая тема изучается по принципу от простого к сложному. Так, например, выполнению практической работы по изготовлению какого - либо изделия, предшествует изучение свойств материала, устройство и работу инструментов, приспособлений для обработки этого материала, с основами цветоведения, с приемами построения композиции и др. и обязательно в начале урока знакомлю с безопасными приемами работы и санитарно - гигиеническими требованиями.
Кроме этого, прежде чем приступить к выполнению практической части по изготовлению изделия, демонстрирую учащимся образец, обсуждается конструкция в целом и отдельные ее части, знакомлю с используемым материалом, различными способами обработки и отделки изделия.
Только в этом случае учащиеся последовательно овладевают знаниями, умениями и навыками. Принцип системности и последовательности в своей педагогической деятельности реализую в установлении межпредметных связей: так, например, знания по изобразительному искусству применяются в работе по изготовлению эскизов кукол, активно применяем знания по биологии, географии, МХК и т.д.
«Сделать учение радостным и интересным, творческим и мастерским» - вот девиз моей работы. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - новый шаг в образовании.  Одним из основных принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам. Социокультурное развитие ребенка по ФГОС должно осуществляться путем приобщения к нормам поведения, традициям семьи, общества и государства. Учителя технологии не должны ждать того момента, когда все классы будут обучаться по программе ФГОС, а уже сейчас им необходимо апробировать элементы данной программы. Необходимо искать недочеты, ошибки и сразу исправлять их, набираться опыта, и только тогда можно во всеоружии встретить своих будущих учеников. Уроки провожу по традиционной системе, но все чаще, не только в 5 классе, обучающемуся по ФГОС, использую современные образовательные технологии:
ИКТ, проектная и исследовательская деятельность;
повторение пройденного материала строится в форме тестирования, анкетирования, разгадывания кроссвордов и др.
Излагаю знания последовательно - связываю новое с пройденным, кроме этого развиваю у учащихся наблюдательность, внимание, воображение, умение пользоваться дополнительным материалом, справочной литературой, компьютером. Все это очень помогает моим учащимся в работе над творческими проектами. В разделе «Творческое проектирование» созданы проекты, приобщающие нас к народным традициям.
Работа по достижению заявленных целей продолжается и во внеурочное время. Пятый год в нашей школе работает объединение дополнительного образования художественно-эстетической направленности « Параскева Пятница», руководителем которого я являюсь.
В рамках программы кружка предполагается знакомство с традиционным русским костюмом, т.к. наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе, он передавал особенности местной одежды. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Программа кружка «Параскева Пятница» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, праздников и обрядов связанных с куклами, изготовление текстильных кукол. Во внеурочное время использую приемы «куклотерапии». В рамках объединения организован мини-музей в классе технологии «Бабий угол», в котором представлены куклы и предметы крестьянского быта.
Теоретическая база опыта. Теоретической базой становления моего опыта были труды выдающихся людей и специалистов своего дела. Бартрам Николай Дмитриевич – художник, историк, коллекционер. Создатель первого музея детской игрушки, так высказывался о народной кукле: «Народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка.»
Покровский Егор Арсеньевич выдающийся представитель российской науки, известный московский врач-педиатр: « Куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка и что еще драгоценнее, мало- помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно - нравственных понятий и правил». И конечно изучала работы современных ученых и народных мастериц.
Тряпичные обереги сопровождали человека с рождения, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги счастья добра, благополучия и продолжения рода, кукла была непосредственным участником праздников и обрядов. С ними встречали гостей, их дарили, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили «на люди» - праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир. В приданом девушки обязательно были и ее собственные куклы. Также кукла играла для женщины роль проводника и служила символом перехода из одного состояния в другое - от девочки к девушке, от девушки к женщине и т.д.
Изготовление подобных кукол в наше время у многих вызывает сложности. В современном обществе роли мужчин и женщин искажены и женщина иногда очень надолго «зависает» в одном из состояний, когда фактически ей уже пора играть совсем другую роль. От этого у нее в жизни многое не складывается, что вызывает ощущение неудовлетворенности и негативно сказывается на отношениях в семье и на жизни в целом. Ценность народных кукол - в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, современного жилья. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать характер, настроение своей куклы. Старинная кукла вобрала в себя все, чего нам так не хватает в ХХІ веке - золото пшеницы и запах сена, нежность и мягкость шерсти и домотканого полотна. Обряд создания куклы - это обряд сохранения жизни, защита от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и погружения в народный культурный опыт. Например, кукла «Славутница» - прославление женской красоты, внешней приятности и обаяния, умения красиво одеваться, правильно вести себя. Особенно ценилась «умнота». Куклу дарили любимой женщине: маме, дочери, жене.
«Оберег семьи» - рука одна, общая на все фигуры как символ взаимопонимания, взаимовыручки. Женщина беременная – берегиня потомков.
«Мамушка» - символ связи матери и детей. Руки матери одновременно являются руками детей. Сейчас она помогает малышам, а в старости они станут ее руками.
«Нянька» - семейный оберег, символ любви матери к своим детям и последующим поколениям. Дети сделаны на рушнике, который носил обережную функцию у славян.
Новизна педагогического опыта. При проведении уроков и внеклассных мероприятий я использую элементы музейной педагогики. Данный опыт поможет учителям МХК, истории (краеведения), обществознания, технологии организовать продуктивную работу по формированию уважительного отношения учащихся к русской народной культуре и традициям.
Основными источниками новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в действии. Уроки, проведенные на базе школьного музея, способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитательных, познавательных интересов и способностей, бережного отношения к памятникам истории и культуры
Технология педагогического опыта. Главной целью работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с самого раннего возраста, повышение интереса учащихся к предметной области «Технология», стимулирование интереса детей к ручному труду, русской культуре через использование на уроках и во внеурочное время методики изготовления традиционной русской куклы.
Для осуществления работы были поставлены следующие задачи:
формировать патриотические и нравственно - эстетические чувства;
воспитывать интерес и уважение к народным традициям, к русской игрушке;
знакомить детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой;
развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость; совершенствовать навыки работы с тканью и нитками, развивать пальцевую моторику;
совершенствовать коммуникативные способности детей.
Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся рассказ-информация о истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; метод проектной и исследовательской деятельности, обучающиеся самостоятельно готовят проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ; показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела, или шьют костюмы для инсценировки фольклорных обрядов.
Применяю принцип дифференцированного подхода: организовываю учебный процесс с учетом возрастных особенностей, создаю оптимальные условия для эффективной деятельности всех детей, перестраиваю содержание, методы, формы обучения.
На вооружении также и принцип личностно-ориентированного подхода, учитываю индивидуальные особенности обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.
Учитываю единство коррекции и развития;
единство диагностики и коррекции;
наглядность, доступность, систематичность.
Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например: беседа; 
продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы;
изготовление эскиза куклы;
изготовление тела куклы, костюма; декоративное оформление.

Становление моего педагогического опыта можно разделить на несколько этапов. На первом этапе была подобрана и изучена литература о народной кукле, о русском костюме, о традициях крестьянской избы, анкетирование детей и родителей (Приложение). На следующем этапе была создана программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности объединения «Параскева Пятница» (Приложение) и начата работа. Проводились беседы о традициях русского народа, о народных промыслах. Учащиеся знакомились с тряпичными куклами и помогали в их изготовлении для мини-музея в классе. Обсуждалась история каждой куклы, разучивались пословицы и поговорки, народные игры. (Приложение) Вместе с детьми мы обсуждали, как одеть ту или иную куклу, как ее украсить. Дети с удовольствием участвовали в создании кукол.
Затем мы продолжили знакомство с народным творчеством на уроках технологии в соответствии с разработанной мною программой.
Когда мы задумали создать мини-музей «Бабий угол», начался следующий этап увлекательного путешествия в старину. Был собран этнографический материал в селе Ерлино, в деревнях Чижово, Дроково. Теперь в кабинете технологии есть музей народного быта и народной тряпичной куклы. (Приложение)
И сейчас продолжается работа. Мы знакомимся с новыми куклами, составляем композиции из тряпичных игрушек, репетируем новые фольклорные обряды. (Приложение)

Результативность педагогического опыта. Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения конкурсов, праздников и дети, и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и сделали для себя определенные жизненные выводы.
Если мы сегодня научимся чувствовать себя частью великого целого - своего народа, уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, то человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
Одна из форм результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение ребят. Данная форма работы помогает развивать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей. Творческие работы учащихся участвовали в городских, областных конкурсах и выставках декоративно-
прикладного искусства.






название
год
статус
результат
участники

1
«Зеркало природы»
2012
город
Участие
Коллекция поделок
Черышева Кристина, Сикидина Мария

2
«Краски земли Рязанской»
2012
город
Участие
Коллекция поделок Сорокина Настя,
Сикидина Мария, Хомутский Алексей

3
Выставка-конкурс «Рождественская сказка»
2013
область
Участие
«Зима в деревне»
Чикунков Виктор, Черкашин Кирилл, Сорокина Настя

4
«Краски земли
Рязанской»
2013
город
1 место
«Зима в деревне» Поликашина Татьяна

5
«Краски земли Рязанской»
2013
область
Диплом
«Зима в деревне» Поликашина Татьяна

6
Конкурс проектов
2013
город
Участие
Проект «Кубышкины травки» Сорокина Анастасия

7
Фотовыставка «Эковзгляд»
2014
Музей
С.Н.Худекова
1 место
Сорокина Настя,
Макарова Ирина,
Хомутский Алексей

8
Выставка-продажа народных тряпичных кукол
2014
Музей
С.Н.Худекова
Участие
Поликашина Татьяна, Соколова Алина, Бураева Алла, Бураева Елизавета, Макарова Ирина

9
Научно-практическая конференция, конкурс проектов
2015
область
Участие
Сорокина Анастасия

10
Выставка-конкурс «Рождественская сказка»
2015
область
2 место
«Рождественские гуляния»
Черкашин Кирилл, Исанова Мадина

11
Выставка-конкурс
«Рождественская сказка»
2015
район
1 место
«Рождественские посиделки» «Параскева Пятница»

12
Выставка-конкурс
«Рождественская сказка»
2015
район
1 место
«Рождественские утехи»
«Параскева Пятница»

13
Выставка-конкурс
«Рождественская сказка»
2015
область
1 место
«Рождественские утехи»
«Параскева Пятница»


Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей.
Закончу словами М.Е.Салтыкова - Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций.


Ресурсы:
И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»,
СПб, «Паритет», 2003 г.
Лисова К.Л. Народоведение – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

http://www.10ruk.ru/index.htm - Мастерская женских ремесел «Десятиручка».
http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html - «И вновь ожили русские куклы».
http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла.
http://www.sovsibir.ru/show.shtml?tp=day&nart=6273 - История кукол.
http://www.RUKUKLA.ru









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715






15