Методические рекомендации по написанию курсовых работ по содержанию ПМ.03 Классное руководство для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Министерство образования Иркутской области
Областное государственное бюджетное
образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Братский педагогический колледж»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО»

для специальности 050146
Преподавание в начальных классах










2014

Сборник методических рекомендаций по написанию курсовых работ./С.В.Проничева.- Братск: 2014 – 28с.



Рекомендовано редакционно-экспертным Советом ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»




Методические рекомендации подготовлены научным руководителем курсовых работ по педагогике и предназначены для студентов 3 курса (срок обучения: 3года 10 месяцев) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.
Рекомендации раскрывают требования к содержанию, структуре и оформлению курсовой работы, критерии её оценки, требования к определению научного аппарата работы, а также тематику актуальных проблем начального образования на современном этапе его развития. Каждая тема включает краткую характеристику содержания курсовой работы, основные понятия, общий список необходимой литературы по темам исследования, ссылки на Интернет-ресурсы, список рекомендуемой литературы по оформлению ВКР.











© Проничева С.В., 2014


Содержание

Пояснительная записка
Требования к содержанию, структуре и оформлению
курсовой работы
Критерии оценки курсовой работы
Условия хранения курсовых работ
Требования к написанию введения
Оформление текста работы
Тематика курсовых работ
Примерное содержание курсовых работ
Литература к написанию курсовых работ
Интернет-ресурсы
Список литературы по ФГОС НОО
Список рекомендуемой литературы
Приложения


4

6
10
11
11
14
18
19
23
24
25
26
27




















Пояснительная записка

Развитие среднего профессионального образования характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. Поэтому с введением в систему среднего профессионального и начального общего образования требований ФГОС происходит изменение позиции учителя, меняется его роль, место и функции, повышается уровень требований к профессиональной компетентности.
Современный образовательный процесс заключается не только в том, чтобы дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих специалистов, развивать их мышление, но и обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания и обработки знаний. Формировать умения самостоятельно пополнять знания, уметь ориентироваться в стремительном потоке информации - это одно из направлений совершенствования качества подготовки будущего специалиста. При этом достаточно велика роль исследовательской работы студентов.
Последовательность исследовательской работы можно представить следующим образом:
определение актуальности проблемы;
определение цели, объекта, предмета и метода исследования;
анализ полученных результатов, их соотнесение с целями, задачами поиска исследования.
В исследовательской работе студентов по специальности 050146 Преподавание в начальных классах можно выделить три этапа. Один из них – написание рефератов, докладов. На этом этапе у студентов формируются навыки работы с научной литературой, умение анализировать, делать выводы.
Следующий этап исследовательской работы – проведение диагностики, мини-исследований в период производственной практики, на практических занятиях и их анализ. На этом этапе студенты выполняют курсовые работы или проекты. Это более глубокое и объемное исследование избранной проблемы учебного курса, чем реферат, доклад, сообщение. Как правило, курсовая работа выполняется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины и готовится по дисциплинам психолого-педагогической направленности.
III этап – написание и защита выпускной квалификационной работы (далее ВКР). На сегодня стандарты СПО нового поколения предполагают выпускную квалификационную работу основной формой итоговой государственной аттестации.
Курсовая и квалификационная работы органично связаны между собой. Так последняя, является логическим творческим развитием курсового исследования через углубление и детализацию проблемы, расширение масштабов опытно-экспериментальной работы, разработку практических рекомендаций. Материалы курсовой работы являются исходным материалом для уточнения проблематики и темы дальнейшего научного исследования, формулировки его объекта, предмета, гипотезы и т.д.
Различия между курсовой и выпускной квалификационной работами заключаются в объеме научно-практического материала, уровне его осмысления и подачи.
Автор надеется, что данные рекомендации помогут студентам 3-го курса (срок обучения: 3года 10 мес.) снять определённые трудности, возникающие при выполнении курсовой работы, обеспечат направленность их исследовательской деятельности, облегчат информационный поиск.
В данном пособии дана краткая характеристика тем курсовых работ, их содержания, предложена литература и Интернет-ресурсы, необходимые для написания исследовательской работы.









Требования к содержанию, структуре
и оформлению курсовой работы
Курсовая работа – основной вид учебных занятий и форма контроля учебной работы студентов с целью формирования знаний по методике организации и проведения психолого-педагогических исследований, подготовки студента к исследовательской деятельности.

Требования к содержанию курсовой работы:
актуальность тематики, соответствие современному состоянию и перспективам развития науки;
грамотность и аргументированность освещения основных теоретических положений;
проведение самостоятельного исследования;
чёткая характеристика предмета исследования, целей, методов исследования, описание и анализ проведённой автором работы;
обобщение результатов, обоснованность выводов и практических рекомендаций;
культура оформления (соответствие требованиям стандарта).

Требования к структуре курсовой работы
По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.
Структура курсовой работы реферативного характера:
Титульный лист.
Содержание (оглавление), в котором определены названия глав, параграфов и указаны страницы.
Введение, в котором раскрываются актуальность, значение темы, формулируется цель работы.
Теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.
Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы.
Список литературы.
Приложение.

Структура курсовой работы практического характера:
Титульный лист.
Содержание (оглавление), в котором определены названия глав, параграфов работы и указаны страницы.
Введение, в котором раскрываются актуальность, значение темы, формулируются цель и задачи работы.
Основная часть, которая включает две главы. В первой – теоретические основы разрабатываемой темы. Во второй – практическая часть, раскрывающая подходы автора к решению проблемы и может быть представлена разработкой цикла занятий или уроков по определённой проблеме; учебно-методического комплекса, программой кружка или студии и т.п. с пояснительной запиской, методическими указаниями к представленному материалу.
Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы.
Список литературы.
Приложение.

Структура курсовой работы
опытно-экспериментального характера:
Титульный лист.
Содержание (оглавление), в котором определены названия глав, параграфов работы и указаны страницы.
Введение, где раскрываются актуальность и значение темы, определяются цель и задачи эксперимента.
Основная часть, состоящая из 2 частей (глав) - теоретической и практической (экспериментальной). В теоретической части освещаются вопросы, связанные с постановкой проблемы исследования; указывается значение и место среди общей психолого-педагогической проблемы; раскрываются своеобразие разных подходов по её изучению, уровень разработанности в теории и практике. В экспериментальной части определяются задачи и методика исследования, описываются критерии обработки и анализа материала, основные этапы эксперимента. При изложении результатов исследования приводятся не только статистические данные в виде таблиц, но и описываются словесные и эмоциональные реакции испытуемых (используя протокольные записи, характеризующие поведение детей во время исследования). Экспериментальная часть завершается психолого-педагогическими выводами, которые должны соответствовать задачам исследования.
Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов.
Список литературы.
Приложение.

Требования к оформлению курсовой работы:
Объём курсовой работы должен составлять 20-25 страниц машинописного текста (не считая приложения). Рекомендуемый объем – это обязательное требование к КР, его несоблюдение будет рассматриваться как серьезный недостаток и являться основанием для снижения оценки.
Оформление курсовой работы должно осуществляться в соответствии с требованиями стандартов, иметь компьютерный набор текстового материала.
В курсовой работе, независимо от характера, должны быть: титульный лист, содержание (оглавление), введение (объём -1-2 страницы), основная часть, заключение 1-2 страницы), список литературы, приложение.
Приложение оформляется на отдельных листах, каждое должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера.
На титульном листе указываются: название учебного заведения, кафедра, на которой выполнялась курсовая работа, полное название темы курсовой работы; фамилия, инициалы студента, курс, группа, специальность; фамилия, инициалы руководителя; год и место выполнения работы.
Курсовую работу необходимо подразделять на главы и параграфы в соответствии с принятым планом её исполнения.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения материала, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность в соответствии с установленными нормами языка.
Страницы текста нумеруются арабскими цифрами по середине, вверху листа, начиная с третьей страницы – «Введение». Титульный лист и лист «Содержание» не нумеруются, но считаются.
Список литературы составляется строго в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа, отражает не менее 20 источников, в самой работе должны быть оформлены ссылки на используемую литературу.
Набор текста работы осуществляется на одной стороне листа стандартной белой бумаги формата А4 (210х297мм). При этом используется шрифт Times New Roman – 14 через полтора межстрочных интервала с полями вверху – 20мм, внизу – 20мм, слева – 30мм, справа – 10мм. Выделения шрифтом, курсивом и подчеркивания во всем тексте не допускаются. На странице должно быть не менее двух строк абзаца (запрет висячих строк).
Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Размерные показатели: в одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак; абзацный отступ равняется 5 знакам или стандартным отступом компьютерного редактора (1,25см).
Структура и содержание должны соответствовать требованиям к структуре курсовой работы реферативного, практического и опытно-экспериментального характера, представленным выше. В работе должна быть обозначена, наряду с теоретическими и практическими подходами к решению проблемы, собственная точка зрения и подход автора к решению рассматриваемой проблемы.

Критерии оценки курсовой работы:
актуальность исследования;
обоснованность постановки проблемы, глубина её раскрытия;
точность в определении понятийного аппарата;
достаточный фактический материал, глубина количественного и качественного анализа;
самостоятельность выполнения работы;
выраженность позиции автора в решении проблемы.
соответствие оформления работы предъявленным требованиям.

На основе критериев выставляются оценки в зачётную книжку студента и в учебный журнал группы:
- «отлично», когда все требования к содержанию, оформлению, сроки сдачи соблюдены; студент максимально самостоятелен;
- «хорошо», когда студент все требования выполнил, но работа выполнена компилятивным путём (списывание материала, без его логической обработки), студент затрудняется в установлении связей;
- «удовлетворительно», когда студент изучил слишком малый объём литературных источников, допустил погрешности в оформлении, не представил собственной позиции, выполнил работу компилятивным путём.
- студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы, и определяется новый срок для её выполнения.


Условия хранения курсовых работ
1. Выполненные студентами работы хранятся один год в кабинетах соответствующих дисциплин на основе акта постановки работ на хранение. По истечении указанного срока все курсовые работы, не представляющие для кабинета интереса, списываются по акту.
2. Лучшие курсовые работы могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах колледжа; реализованы через выставки-продажи и т.п.

Требования к написанию введения
Объем введения курсовой работы – 1-2 страницы.
Введение отражает научный аппарат работы:
- проблему, актуальность исследования,
- теоретическую и практическую значимость проблемы,
- объект исследования,
- предмет исследования,
- цель исследования,
- задачи исследования,
- гипотезу (для опытно-экспериментального характера),
- методологию и методы исследования;
- структуру исследования.
Все вышеперечисленные элементы являются необходимыми характеристиками учебно-исследовательских работ и в данном случае составляют методологический аппарат курсового исследования. Раскроем их смысл в форме вопросов, которые в неявном виде предполагает каждый из них. Именно в таком упрощенном, но зато целенаправленном виде, а не в форме многослойных определений, они скорее помогут начинающему исследователю. Приведем перечень этих вопросов.
Прежде всего, необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучить. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Далее идут остальные характеристики и вопросы к ним.
Тема: как это назвать?
Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
Объект исследования: что рассматривается?
Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
Цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения.
Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Гипотеза: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
Значение для науки (теоретическая значимость): в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?
Значение для практики (практическая значимость): какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая так или иначе должна отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает эмпирическую область, избранную для изучения, а предмет аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Другое дело, что ответ на вопрос о новизне результатов исследования, выделяемой как специальная его характеристика, можно дать лишь после получения этих результатов, подводя итоги работы в целом, в конце, а не в начале. То же можно сказать и о гипотезе. Она не может быть содержательно сформулирована в начале исследования, поскольку для того чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Хотя, конечно, гипотеза - не итог, а как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза – это недоказанная теория. Доказательство – очень сложное и нередко длительное дело.
Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит обобщенным показателем его качества.
Пример: Тема: «Обучение младших школьников
исследовательской деятельности».
Актуальность. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования.
Предпринятая нами попытка определить методические подходы к организации обучения младших школьников исследовательской деятельности на основе решения учебно-исследовательских задач описывает один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование.
Объект исследования – организация обучения младших школьников исследовательской деятельности.
Предмет исследования – учебно-исследовательские задачи как средство обучения младших школьников исследовательской деятельности.
Цель исследования: определить методические подходы к организации обучения учащихся исследовательской деятельности на основе решения учебно-исследовательских задач.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятий «учебно-исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская задача».
2. Дать характеристику существующим общеметодическим подходам к работе над учебно-исследовательскими задачами.
3. Осуществить подбор и моделирование учебно-исследовательских задач в начальной школе. Обосновать методику работы с ними.
4. Разработать и апробировать серию уроков, включающих учебно-исследовательские задачи.
Цели и задачи исследования определили логику и структуру работы, выбор методов исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ терминологического аппарата исследования;
- моделирование учебно-исследовательских задач для уроков начальной школы, конструирование методов и приемов работы с ними;
- эмпирическая проба уроков с использованием исследовательских задач;
- включенное педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся.
Практическая значимость нашей работы заключается в определении методического алгоритма работы над учебной задачей исследовательского характера. Результат работы при этом нацелен на усвоение учебного содержания и развитие базовых исследовательских умений учащихся.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком теоретических источников и приложением.
Оформление текста работы
В оглавлении приводятся заголовки разделов, глав, параграфов и т.д. с указанием страниц всех частей работы. При этом заголовки и их рубрикационные индексы должны быть приведены в строгом соответствии с текстом (как в тексте, так и в оглавлении).
Каждая глава начинается с новой страницы. Название глав, параграфов должны соответствовать оглавлению.
Сокращения в тексте не допускаются. Исключения составляют:
общепринятые сокращения мер веса, длины и т.д.;
общепринятые грамматические сокращения, такие как: т.д., т.п., т.е., т.о.;
те сокращения, для которых в тексте приведена полная расшифровка.
Расшифровка сокращения должна предшествовать самому сокращению. Сокращение, встречающееся в тексте в первый раз, указывается в скобках, сразу за его расшифровкой. Например: Министерство образования Российской Федерации (далее МОРФ) далее по тексту сокращение употребляется уже без скобок. Если используется большое количество сокращений или аббревиатур, то их рекомендуется выделить в «Список сокращений», размещаемых после Заключения.
Также специфические понятия и термины, используемые в тексте работы, рекомендуется оформить в виде отдельного «Словаря», содержащего толкование данных понятий. Словарь размещается аналогично списку сокращений.
Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять аккуратным заклеиванием или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте и тем же способом исправленного текста.
Объем введения должен составлять – 1-1,5 страницы, основной части – 17-18 страниц, заключения – 1-2 страницы.
В работе используется сквозная нумерация страниц арабскими цифрами. Номер страницы указывается сверху в правом углу страницы или по центру. Первым считается титульный лист, который не нумеруется.
Образец оформления титульного листа (Приложение 1).
Вторым листом является лист Содержания (Приложение 2).
Третья страница начинается со слова «Введение». Дальше идет его текст.
Все главы, заключение, список источников и литературы также рекомендуется начинать с новой страницы.
Главы и параграфы (кроме введения, заключения, списка источников и литературы, приложения) нумеруются арабскими цифрами, например: глава 1, параграфы 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.
Главы и параграфы должны иметь заголовки. При этом слово «глава» и «параграф» не пишутся.
К формулировкам заголовков (названий) глав и параграфов курсовой работы предъявляются следующие требования:
1) краткость, 2) четкость, 3) разнообразие, 4) последовательное и точное отражение внутренней логики содержания КР.
Заголовки глав, а также разделы «введение», «заключение», «содержание», «список Литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая и не выделяя шрифтом. Если заголовок состоит из двух предложений и более, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Заголовки подразделов и пунктов печатаются строчными буквами (первая – прописная) с абзаца и без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовками и текстом – 3 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.
Если автор хочет использовать в работе обширный цифровой материал в виде таблицы или таблиц, то необходимо придерживаться следующих правил.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. Ссылка на информацию, приведенную в таблице, должна оформляться следующим образом: «Представленные в табл. 5 данные указываются на .». На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не набирают.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица».
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце не ставится. После заголовка вверху справа ставится арабская цифра, которая дублируется в подстрочнике, где указывается источник информации.
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№: п/п» в таблицу включать не следует.
Таблицу следует размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагать так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
Если таблица не помещается на одной странице, то ее лучше вынести в приложение. В этом случае при переносе части таблицы на следующую страницу ее «шапку» следует повторить, а над ней разместить слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если «шапка» таблицы слишком громоздка, то допускается ее не повторять, а повторить только нумерацию граф.
Если цифровые данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.
Иллюстрации могут быть расположены как по тексту, так и в Приложениях. Иллюстрации должны иметь заголовок, который помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).
Рисунки нумеруются в пределах работы арабскими цифрами. Номер иллюстрации проставляется после слова «Рис.» и помещается ниже поясняющих данных. Ссылка на иллюстрацию в тексте оформляется следующим образом: «На рис. 2 представлено».
Одним из важнейших признаков научного характера КР являются ссылки в её тексте на источники и библиографию (научное описание источников, книг, журнальных статей и газетных публикаций в подстрочниках), а также их список.
Ссылки могут оформляться по-разному. Для удобства чтения и использования текста в КР рекомендуется использовать подстрочную библиографию на той странице, на которой автор ссылается на тот или иной источник, монографию, учебник, статью и т.д. При этом нумерация ссылок должна быть постраничной.
При ссылке на источник информации после предложения или абзаца, в котором он цитируется, пересказывается, упоминается или используется каким-либо другим образом, вверху справа ставится арабской цифрой ее порядковый номер на данной странице, который воспроизводится в подстрочнике вверху слева от описания источника. Также ссылку можно оформить, указав в квадратных скобках номер источника по библиографии, затем через запятую номер страницы или страниц (например, [5, с. 35] или [5, с. 26,37, 45-48], при ссылке на общую идею книги, номера страниц не указываются (например [5]) .
Приложения являются продолжением КР и оформляются после списка использованных источников. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вначале вверху справа пишется слово «приложение» и арабскими цифрами его порядковый номер. Затем с прописной буквы, ниже по центру страницы, пишется название приложения без точки.
После набора КР и его распечатки на принтере студенту необходимо внимательно вычитать текст и исправить все орфографические, пунктуационные, стилистические и фактические ошибки, так как они являются одним из недостатков, влияющих на оценку работы. Помните, что за качество оформления КР ответственность несет её автор, а не научный руководитель.

Тематика курсовых работ
Условия успешной адаптации к школьному обучению.
Агрессивное поведение первоклассников как фактор школьной дезадаптации.
Проблемы адаптации к школе детей правополушарной направленности.
Подготовка детей к школе в семейных условиях.
Формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Современная семья в системе воспитания.
Методы и условия семейного воспитания в современных условиях.
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.
Досуг в семейном воспитании.
Организация семейного досуга.
Воспитание приёмных детей в семье.
Воспитание в неполной многодетной семье.
Педагогическая поддержка в воспитании одарённых детей.
Ошибки семейного воспитания и их влияние на поведение младшего школьника.
Семейные конфликты и их коррекция.
Формы и методы взаимодействия семьи и школы в современных условиях.
Формирование коллективного поведения в младшем школьном возрасте.
Методы формирования коллектива в начальной школе.
Коллективное творческое дело как основа современных воспитательных технологий.

Примерное содержание курсовых работ

1. Условия успешной адаптации
к школьному обучению
Школьная адаптация, её виды, уровни протекания, формы проявления, влияние на развитие личности. Условия успешной адаптации к школьному обучению. Особенности организации обучения первоклассников в адаптационный период.
2. Агрессивное поведение первоклассников
как фактор школьной дезадаптации
Психогенная школьная дезадаптация (далее ПШД), формы её проявления, причины и пути преодоления. Агрессивный поведение младшего школьника как проявление ПШД. Способы коррекции поведения ребёнка в школе и семье.
3. Проблемы адаптации к школе детей
правополушарной направленности
Школьная адаптация, её виды, уровни протекания, формы проявления, влияние на развитие личности. Леворукий ребёнок в школе. Проблемы адаптации. Нейро-психологические особенности правополушарных детей, их учёт в организации учебной деятельности.
4. Подготовка детей к школе в семейных условиях
Подготовка детей к школе: понятие, содержание, условия. Значение подготовки ребёнка к школе. Подготовка ребёнка к школьному обучению в семейных условиях. Цель задачи, содержание, формы и методы работы.
5.Формирование базовой культуры личности
младшего школьника
Базовая культура личности (далее БКЛ) и её компоненты. О.С.Газман о базовой культуре личности. Задачи, направления (умственное, гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание) и условия формирования базовой культуры личности младшего школьника.
6. Современная семья в системе воспитания
Понятие семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Особенности и проблемы современной семьи. Семейное воспитание как составная часть воспитания и формирования личности. Цель, задачи, содержание семейное воспитания.
7. Методы и условия семейного воспитания
в современных условиях
Понятие семьи. Особенности и проблемы современной семьи. Семейное воспитание как составная часть воспитания личности. Ретроспективный анализ проблем семейного воспитания. Методы и условия семейного воспитания в современных условиях.
8. Авторитет родителей и его влияние
на развитие личности ребёнка
Семья и её влияние на развитие личности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Авторитет родителей: истинный и ложный. Макаренко А.С. о видах авторитета родителей и его значении на формирование личности. Способы формирования авторитета родителей.
9. Досуг в семейном воспитании
Понятие «семейный досуг». Значение семейного досуга для воспитания ребёнка. Принципы организации семейного досуга. Формы организации семейного досуга: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные игры; семейные праздники, культпоходы в театры, музеи, туристические поездки.
10. Организация семейного досуга
Понятие «семейный досуг». Значение совместного времяпрепровождения для формирования личностных качеств младшего школьника. Игры как способ организации семейного досуга: настольные, спортивные и т.д. Домашние праздники (день рождения, Новый год, Рождество, Пасха и др.) как одна из форм организации семейного досуга и формирования традиций. Семейное чтение и его организация. Совместный отдых родителей с детьми.
11. Воспитание приёмных детей в семье
Понятие семьи. Виды семей. Влияние семейных условий на формирование личности ребёнка. Особенности личности приёмных детей. Цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания приёмных детей в семье.
12. Воспитание в неполной многодетной семье
Понятие семьи. Виды семей. Влияние неполной многодетной семьи на развитие личности младшего школьника: застенчивость, агрессивность, гиперактивность, отклоняющееся поведение и т.п. Цель, задачи, содержание воспитания в неполной многодетной семье.
13. Педагогическая поддержка в воспитании
одаренных детей
Педагогическая поддержка в системе начального общего образования. Виды педагогической поддержки. Проблема детской одаренности в современной школе. Психофизиологические особенности одаренных детей. Типы детской одаренности. Основные направления поддержки одаренных детей. Условия успешности оказания педагогической поддержки одаренным детям.
14.Ошибки семейного воспитания и их влияние
на поведение младшего школьника
Семья и её влияние на развитие личности ребенка. Условия и типы семейного воспитания. Ошибки в родительско-детских отношениях, формы их проявления. Отклонения в поведении младших школьников. Рекомендации по изменению родительско-детских отношений.
15. Семейные конфликты и их коррекция
Понятие конфликта и конфликтности личности. Семейные конфликты, их виды, причины, способы протекания, их влияние на формирование и развитие личности младшего школьника. Конфликты между родителями и детьми, способы их разрешения.
16. Формы и методы взаимодействия
семьи и школы в современных условиях
Функции школы по отношению к семье. Направления работы классного руководителя с семьями младших школьников: изучение семейной атмосферы, психолого-педагогическое просвещение родителей, работа с родительским активом, привлечение родителей к воспитательному процессу учащихся. Формы и методы взаимодействия школы с родителями школьников.
17.Формирование коллективного поведения
в младшем школьном возрасте
Понятие о коллективе. Учение о коллективе в трудах А.С.Макаренко, А.В. Сухомлинского и других отечественных классиков педагогической мысли. Коллективное и индивидуальное в воспитании личности. Особенности формирования коллективистских черт характера с 1 по 4 класс начальной школы. Способы формирования коллективного поведения в младшем школьном возрасте (совместные праздники, КТД, досуговая деятельность, традиции и т.д.)
18. Методы формирования коллектива
в начальной школе
Понятие о коллективе. Учение о коллективе в трудах А.С.Макаренко, А.В. Сухомлинского и других отечественных исследователей педагогической мысли. Этапы развития коллектива (Макаренко А.С., Лутошкин А.Н.) Особенности развития коллектива в начальной школе. Методы формирования коллектива начальной школы: создание традиций, система перспективных линий, методика параллельного действия и др.


19. Коллективная творческая деятельность как основа
современных воспитательных технологий
Специфика современных воспитательных технологий. Методика организации коллективной творческой деятельности. Типы коллективных творческих дел (КТД). КТД в начальной школе. КТД во внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками.

Литература к написанию курсовых работ
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
Буданова Г.П.Справочник классного руководителя: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 1999 – 320 с.
Дубровина И.В. Готовность ребёнка к школьному обучению, 1990.
Дубровина И.В. и др. Психология – М.: Академия, 2001. – 464 с.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение,1991.
Ефимова С.П., Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика?
Киселёв А.Ф. Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной щколы //Начальная школа. – 2000. - №12 – с.59-65
Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: уч. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2003, с. 88 – коммуникативные умения, с. 96 – правила общения с детьми.
Кучма В.Р., Леонтьева М.Р. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период// Начальная школа. – 2001. - № 8 – с.3
Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1999. –240 с.
Основы семейного воспитания. Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2011.- 192с.
Практикум по возрастной и педагогической психологии. Автор-составитель Е.Е. Данилова. - М.: Академия,2000. – 160 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
Рекомендации по организации приёма в первый класс//Начальная школа. – 2003. - № 6 – с.1
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений СПО. – М. Академия, 2012.- 496с.
Интернет-ресурсы
Основные Интернет-ресурсы:
1.Министерство образования и науки РФ - http://mon.gov.ru
2.Издательский дом "Первое сентября" - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Издательство «Просвещение» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительные Интернет-ресурсы:
nrc.edu.ru
macroevolution.narod.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
midi[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/midii.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15. 273-фз.рф
16. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/начальная школа

Профильные периодические издания:
//Педагогика, //Народное образование, //Начальная школа, //Учительская газета, //Воспитательная работа в школе, //Методист, //Школьные технологии //Воспитание школьника // Классный руководитель // Начальная школа: плюс-минус.
Список литературы по ФГОС НОО
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 – 223с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. – М.: Просвещение, 2011. – 96с.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 – 142с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /Под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение,2011 -120с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского. – М.: Прсвещение,2010 -111с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Составитель Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 1.- М.: Просвещение, 2010.
Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристко-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М.: Просвещение, 2011. – 80с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /Под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.


Рекомендуемая литература
Асеев, В.Г. Как работать над кандидатской диссертацией /В.Г.Асеев. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 1991. - 54 с.
Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1992.- 180 с.
Безрукова, В.С. Директору об исследовательской деятельности школы /В.С. Безрукова.- М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.
Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследователской деятельности студентов: учебник для студ. Сред.учеб. заведений – М.: Академия. 2010 – 128с.
Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу /Н.А.Виноградова. - М.: Академия, 2009. - 96 с.
Галагузова, Ю.Н. Азбука студента /Ю.Н.Галагузова, Г.Н. Штинова. – М.:ВЛАДОС,2000. – 80с.
Загвязинский, В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования /А.И.Кочетов. - Минск, 1996. – 312 с.
Краевский, В.В. Общие основы педагогики /В.В.Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие /Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Мисанта, 2003. – 416 с.
Прикот, О.Г. Проектирование развития школ на длительную перспективу /О.Г.Прикот. – СПб.: ТВПинк, 1998. – 38 с.
Проектирование в образовании: проблемы, поиски решения /Под ред. В.И.Слободчиковой, М.А. Ушаковой. – М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994. – 103 с.
Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях /В.И.Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 416 с.
Требования к проектированию основных элементов учебно-педагогического исследования: методические рекомендации /сост. Л.И.Колесникова – Иркутск: ИГПК№1, 2006. – 28 с.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа КР

Министерство образования Иркутской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Братский педагогический колледж»
Кафедра педагогики, психологии и методики начального образования








курсовая работа

ТЕМА: Обучение младших школьников
исследовательской деятельности




Выполнила: студентка
Петрова Светлана Ивановна


Специальность: 050146
Преподавание в начальных
классах
Курс 3 группа 396Н








Руководитель:
Проничева Светлана
Валентиновна,
преподаватель педагогики


2014

Приложение 2

Образец оформления содержания КР


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников: понятие, цель, специфика организации в практике начальной школы 6

1.2. Исследовательские умения как результат
организации обучения младших школьников
исследовательской деятельности 10

1.3. Исследовательские задачи как средство обучения учебно-исследовательской деятельности младших
школьников 12

Выводы по первой главе 16

2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17

2.1. Анализ существующих методических
подходов к организации исследовательской деятельности младших школьников. 17

2.2. Примерный вариант тематического планирования с использованием учебно-исследовательских задач на
уроках в начальной школе 29

2.3. Методическая интерпретация организации обучения младших школьников к исследовательской деятельности на основе решения учебно-исследовательских задач 37

Выводы по второй главе 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 54








13PAGE 15


13PAGE 14215