Роль игры в учебно — воспитательном процессе при работе с детьми с ОВЗ
Мастер-класс
Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
Действия участников мастер-класса:
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.
Ход мастер-класса
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.
Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки.
Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаем Вам сохранить его до конца занятия!
Тема мастер – класса «Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ»
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский
Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
В процессе работы попробуем освежить в памяти знания об игровой технологии, обменяемся опытом работы по данной теме и проанализируем данную проблему.
Работу построим следующим образом:
Представление технологии.
Проведение имитационной игры.
Обсуждение в творческих группах.
Рефлексия.
Согласно Концепции модернизации образования генеральной стратегией российского общества на современном этапе является равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Доступ к образованию распространяется и на людей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых основную долю обучающихся представляют дети.
Основная цель образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она может и должна развивать и корректировать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в обществе.
Задачи образования
- создание эффективной системы психологопедагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
А от решения этих задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.
Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.
Игру, как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит и в современной педагогике.
Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика,
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Значение игры в учебном процессе не возможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.
В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.
В педагогике игра рассматривается с разных сторон:
Игра - как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;
Игра - как форма организации жизни и деятельности детей, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, складываются определенные отношения между детьми, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
Функции игры как педагогического феномена:
Развлекательная.
Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная.
Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация в обществе
Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.
Игротерапевтическая.
Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Диагностическая.
Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Коррекционная.
Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Социальная.
Формирования личности, как полноправного члена коллектива.
Классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры
по виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизации.
По игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные
По предметной области: музыкальные, литературные, математические и т.д.
Игра преследует следующие цели:
дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.
Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.
Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:
- образовательная задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Но у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы.
Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.
Наша задача – помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Правила игры:
1. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры.
2. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей.
3. Нельзя во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
Вывод: Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в. качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Хотим поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашей школы.
Мы применяем в своей работе следующие игровые приемы:
Подвижные игры: физминутки, ..
Игры-забавы
имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры
Если необходимо проделать много однообразных упражнений, используем приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь сказочному герою и т.д.
«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.
Приём «Пазлы». (Квадраты Воскобовича/Никитина и пазлы)
приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке
Также у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, возникают проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).
Поэтому широко применяем прием «Куклотерапия» по методике известных педагогов-психологов Т.Шишовой и И.Медведевой (Ирина Яковлевна Медведева Татьяна Львовна Шишова) «Коррекция детских проблем средствами воздействия на куклу как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого».
На уроках музыки проводим Речевые игры с элементами куклотерапии, при этом используем музыку, танец
Вывод: Опыт работы показывает, что целенаправленное, систематическое использование приема «Куклотерапия», позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.
Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.
Уважаемые слушатели, мы продемонстрировали вам некоторые приемы игровой технологии.
А сейчас просим вас активно поработать в группах.
Время для обсуждения 3-5 минут
Работа творческих групп
Вопросы и задания
Группы
«Практики»
Предложите нестандартные игровые приемы, из вашего опыта работы
«Теоретики»
Роль игры на различных этапах урока.
Приведите свои примеры.
«Пессимисты»
Есть ли негативные последствия применения игровых технологий? Приведите примеры из школьной практики.
«Оптимисты»
Каково положительное влияние игровой технологии на учебно-воспитательный процесс.
Приведите свои примеры.
Обсуждение по поставленным вопросам
Вывод:
- в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;
- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
Рефлексия
Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
А сейчас давайте поиграем.
Мы предлагаем Вам отразить свое мнение о мастер-классе и о своем участии в нем, используя технологию «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»
0
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии
1-й сектор – оценка содержания;
2-й сектор – оценка формы проведения
3-й сектор – оценка деятельности педагога-мастера
4-й сектор – оценка своей деятельности.
Каждый участник маркером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).
Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
Сектора передаем от стола к столу.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она собирается и вывешивается на всеобщее обозрение и педагог- мастер организует ее краткий анализ.
Благодарим за сотрудничество! Творческим всем успехов!
4
5
3