Игры и упражнения в учебно – воспитательном процессе, как средства активизации познавательной деятельности.


Игры и упражнения в учебно – воспитательном процессе, как средства активизации познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.
Эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями:
- учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся;
- предусматривается использование комплекса дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса.
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения.
Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к учению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна.
Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.
Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность.
Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.
Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно боятся, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.
Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают чувства цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.
Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, о четных и нечетных числах, допущенные учителем ошибки. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов математиков, счетоводов и т.д.
Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» в математическую страну, на планету арифметики, геометрии и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.
«В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).
Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.
Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни».
Обычно, на уроках 7 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока, около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников. При этом 8 человек из 20 активно участвуют в работе на уроках.
(7*(100-10)/100+5*(100-50)/100+8*(100-0)/100)*100/20= 84
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента приводят нас к выводу, что для активизации познавательной деятельности детей необходимо разработать комплекс игр, применение которых обусловит повышение познавательной активности детей на уроках математики. Для осуществления данной задачи необходимо перейти к формирующему эксперименту.
Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.
Если обратиться к констатирующему эксперимента, можно увидеть , что результаты улучшились на 7,5%, что является достаточно высоким результатом для учащихся данного возраста.
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
о повышении познавательного интереса к урокам математики посредством систематического проведения дидактических игр была проведена экспериментальная работа.
На первой неделе обучения с классом была проведена анкета на тему «Как вы относитесь к учебе по разным предметам» (анкета взята из книги «Управление образовательными системами»).
Каждому ученику был выдан бланк анкеты в виде небольшой таблицы-1.
Таблица 1.
№ Отношение Предметы
Математика Русский язык Чтение
1. На уроке иногда бывает интересно. 2. Учу, потому что надо учиться. 3. Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового. 4. С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель. В таблице внесены три основных предмета для того, чтобы проследить, как изменились результаты после проведения дидактических игр только по математике.
Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому предмету в той строчке, которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов соответствуют 4 уровням познавательной деятельности.
проявляет ситуативный интерес;
учит по необходимости;
интересуется предметом;
проявляет повышенную познавательную активность.
Результаты анкетирования были занесены в сводную ведомость и обработаны. Итоги занесены в таблицу, высчитан процент от общего количества учеников (количество учеников в классе – 21).
Результаты анкетирования в первую неделю обучения во 2 классе
(в начале экспериментальной работы)
Таблица 2.
Ф.И. математика русский язык чтение
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Аккубекова Р. + + + Бабешин К. + + +
Викторова И. + + + Галимова М. + + +
Галкина Е. + + + Галютина Н. + + +
Кошкин М. + + + Куконос В. + + + Кулаков В. + + + Курзанова Л. + + + Маракова Е. + + + Марфин К. + + + Матусевич К. + + + Новикова К. + + + Панин И. + + + Панфёров А. + + + Пашкина Д. + + + Рохман М. + + + Танева А. + + + Тайлакова А. + + + Якимчук В. + + + Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах).
Таблица 3.
№ Уровень Предметы
Математика Русский язык Чтение
1. Проявляет ситуативный интерес 4 ученика
19% 4 ученика
19% 5 учеников
23.8%
2. Учит по необходимости 9 учеников
42.8% 10 учеников
47.6% 9 учеников
42.8%
3. Интересуется предметом 5 ученика
23.8% 4 ученика
19% 4 ученика
19%
4. Проявляет повышенную познавательную активность. 3 ученика
14.2% 3 ученика
14.2% 3 ученика
14.2%
Диаграмма 1.

На первом этапе такую оценку нельзя назвать ещё объективной. Анализ уровня сформированности познавательной активности подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Динамика развития познавательной активности учащихся 2 класса Белоярcкой средней школы № 3(в процентном соотношении).
Результаты формирующего эксперимента показали, что проведённая работа дала положительные результаты по развитию уровня сформированности познава- тельной активности. Их качество повысилось с 38% до 61,8% (диаграмма 3)

Диаграмма 3.

Вывод: Из сравнительных данных хорошо видно, что результаты повторной анкеты изменились значительно по математике и изменились в лучшую сторону, так как повысился процент интересующихся предметом и снизился процент обучающихся по необходимости. Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Из этого можно сделать вывод, что правильная, интересная организация учебных занятий по математике повышает интерес к предмету.
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
М.Н. Скаткин утверждал, что активизация познавательной деятельности направлена и на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование ак- тивности и самостоятельности как качеств личности школьника.[49,5]
Различают три уровня познавательной активности:
1 уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способом его при- менения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющаяся в отсутствии вопросов типа «Почему?».
2 уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стрем- лением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
3 уровень – творческая активность. Характеризуется интересов и стрем- лением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление применить знание в новой ситуации, то есть произвести перенос знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет ещё черты особенные, отличающие его от предшествующего.
На всех уровнях активности процесс учения протекает на основе аналитико–синтетической деятельности, однако, доза помощи учителя в её совершении от максимальной на первом уровне до минимальной на третьем.
Таким образом, активность в учении мы рассматриваем не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика.
Считаем важным, отметить тот факт, что нередко активность учащихся оценивается только по объёму самостоятельно выполненной работы, тогда как главное состоит в активности мысли ребенка.
Учебный труд – труд умственный. Основной критерий активности уча- щихся поэтому – степень умственных усилий, приложенных к решению постав- ленной перед ними познавательной задачи.
Обязательным условием успешного обучения, считал Э.И. Моносзон, яв- ляется активная познавательная деятельность учащихся, их потребность в знаниях.[36,27]
Обращаясь к истории педагогики можно сказать, что в настоящее время особо интересен и современен опыт немецкого педагога А.Дистерверга, который писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» [18,118]
Это возбуждение, как считал педагог Моносзон, происходит по причине противоречия между знанием и незнанием ребенка. Противоречие осознается учащимися, когда учитель и родители ставят перед детьми интересные познава- тельные вопросы, создают проблемную ситуацию. [36,30]
Г.И. Щукина приходит к выводу, что «самым общим определением акти- визации учебно-познавательной деятельности можно считать процесс, на- правленный на усиленную, совместную познавательную деятельность учащихся и учителя на преодоление пассивных форм преподавания и учения».[64,135]
Рекомендуется на уроках математики в начальных классах чаще использо- вать следующие виды игр:
развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;
коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллектив- ной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;
индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учите- лю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;
подвижные, так как учащиеся начальных классов подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;
тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;
«скоростные», так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
При подборе и разработке игр некоторые педагоги исходили из основных закономерностей обучения. Назовём главную из них: «Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечивае- мая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой».[34,13]
Учитывая эту закономерность, они разрабатывали и отобрали игры с учётом разнообразных видов деятельности их можно отнести к следующим группам:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу или по указанию. Например, составляют узоры по образцу и другое.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся большое число игр, способствующих формированию вычислительных навыков: «Охота на лис», «Определи курс движения самолёта», « Лабиринт».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.
К ним можно отнести: «Я – учитель»; в которой ребята проверяют выполненную кем то работу, «Контролёр».
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
Например, игра «Числа – перебежчики».
Игра, включающая элементы поисковой деятельности.
Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различие, интересен поиск недостающего. Другие педагоги выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность и облегчают преодоление трудностей.
Игры – поручения по содержанию проще, но по продолжительности коро- че. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные пору-чения.
Игры – предположения (что было бы…) Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего дейст- вия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры- загадки. В основе данных игр лежит проверка знаний. Разгадыва- ние загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать вывод.
Игры- беседы. В основе лежит обобщение. Основным является непосред- ственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Та- кая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мысли- тельных процессов.
Некоторые исследователи делят дидактические игры на две группы: наглядные; словесные.
Игры – с использованием средств наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалом и игры с различными игрушками. К дидактическим играм с использова- нием наглядности можно также отнести игры – инсценировки.
В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении.[3,49]
Одним из современных игр для обобщения (наряду с компьютерными играми, играми с механизированными игрушками и другие) являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники – в качестве ответа на произведённое действие появляется обратная информация посредством звукового или светово- го сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребёнок контролирует, на сколько правильно соблюдаются им определённые правила.
В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д.
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятель- ную деятельность, которой занимаются дети.
Дидактические игры по числу участников в них делятся на:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Очень важно различать дидактические игры и игровые моменты. Дидакти- ческая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные эле- менты, характеризующие игру как форму обучения.
Основными структурными компонентами дидактической игры являют- ся: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержа- ние или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр, вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий, и поведение учащихся в процессе игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановке.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, дают учащимся возможность про- являть свои способности, применить имеющиеся знания для достижения целей игры.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование дидактической игры – это наличие Т.С.О, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Также сюда относятся различные средства нагляд- ности и дидактические раздаточные материалы.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них нарушает игру. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие приводит к повышению организованности игры, к желаемому результату.
Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным зада- чам, сделать его постепенным.
Всё это позволяет сформировать основные функции дидактических игр:
функция формирования устойчивого интереса к изучению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
функция формирования психических новообразований;
функция формирования собственно учебной деятельности;
функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
функция формирования адекватно взаимоотношений и освоение социаль- ных ролей.
При проведении урока математики с использованием дидактической игры учителю необходимо продумать следующие вопросы методики, выявленные В.Г. Коваленко [8]:
Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие развивающие, воспитательные цели ставятся при проведении игры?
Сколько учащихся будет участвовать в игре?
Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игры?
На какое время должна быть рассчитана игра?
Как обеспечить участие всех школьников в игре?
Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
Какие выводы следует сообщить учащимся в конце игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, отметки и оценки участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)? [27,90]
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры в обучении требует соблюдение некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:
Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смот- реть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением учителей.
При строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыха для ума, или подготовкой для жиз- ненной деятельности, или всем этим одновременно. [28, 309]
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель должен учитывать при организации дидактических игр на уроках математики в начальной школе:
Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наобо- рот, привлекать к нему ещё большее внимание. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой игры, а с другой – задачами, которые хочет решить педагог, применяя его. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет вы- полнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их инте- реса к математике.
В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том чис- ле и проигравших.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоцио- нально-волевой , интеллектуальной и рационально-физической сфер её участ- ников.
Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет про- водиться формально.
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль. [52,9]
2.2. Комплекс дидактических игр способствующих развитию познава- тельной активности младших школьников на уроках математики.
Традиционно проблема активизации познавательной деятельности ребёнка решается применением дидактических средств активизации учения, таких как: умелое использование учебника, проблемное обучение, самостоятельная работа, дидактические игры, занимательные задания, карточки, фокусы, кроссворды и ребусы, стихи, ритмические игры, поощрения.Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю занимательность» - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Это, наконец, проникнове- ние в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно присуща ребёнку. Чему можно заинтересовать ребёнка, сделать учение более интерес- ным? Прежде всего, учителю необходимо проявить творчество.
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся в течение ряда уроков применяли перечисленные дидактические игры.
Игра «Весёлый счет».
Незнайка предложил нам игру. Сам он в счёте не силён и хочет посмотреть, как вы это делаете. Надо назвать и показать числа по порядку. К доске выходят 2 человека. Тот, кто быстрее сосчитает до 20, будет победителем.
14 8 12 414 8 12 4

10 13 1 1510 13 1 15
3 17 20 73 17 20 7
19 6 9 11 19 6 9 11
5 2 16 185 2 16 18
2. Игра «Задумай число».
Задумайте число, меньше 10. Вычтите задуманное число из 15. Сколько получилось?
( например, 8. Ты задумал число 7.) ( 15-7=8 )
3. Мы на ёлке веселились,5 конфет в бумажках синих,
Мы плясали, мы резвились.5 орехов рядом с ними,
После добрый Дед Мороз Груша с яблоком, один
Нам подарки преподнёс. Золотистый мандарин,
Дал большущие пакеты.Плитка шоколада -
В них же – вкусные предметы.Вот была я рада!
Стала я пакет вскрывать,Всё лежит в одном пакете,
Содержимое считать:Сосчитай предметы эти.

4. В детсаду есть паровоз,
6 автомобилей,
Черный пес – блестящий нос,
Белый кот Василий,
8 куколок в одной
Кукле деревянной.
И Петрушка заводной, рыжий и румяный.
Кто внимательно послушал,
Сколько в детсаду игрушек?
5. Задача – шутка.
Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья?
6. В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал:
2 играли на песке,
3 уселись на доске,
А 12 спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
7. Игра на внимание.
Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 10.
8. Игра «Стук-стук».
На доске изображена таблица с двумя разрядами:

ДЕСЯТКИ ЕДИНИЦЫ
Учитель, молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках с цифрами.
9. Посадила бабка в печь, Да в печи 4 штуки.
Пирожки с капустой печь. Пироги считают внуки.
Для Наташи, Маши, Тани, Если можешь, помоги,
Коли, Оли, Гали, Вани. Сосчитать им пироги.
Пирожки уже готовы.
Да ещё один пирог,
Кот под лавку уволок.

10. В двух корзинах лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой корзины переложили во вторую 10 яблок. Насколько больше стало яблок во второй корзине, чем в первой? Объясните.
Логические упражнения.
11. Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке?
12. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей?
13. Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14 рыбок, ершей оказалось на 10 больше, чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида поймал Костя?
( 11 ершей, 1 пескаря, 2 окуня )14. Математическая эстафета.
Класс разбивается по рядам на 3 команды.
Для каждой команды даны примеры вида:
10+510+910+7
Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все возможные примеры.
Например:
10+5=1515=5+10
5+10=1515-10=5
15. Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку из-под известки, 6 – в бочку из-под зеленой краски, 3 – в бочку из-под красной и 6 – в ящик из-под угля. Мальчик, который пошел их искать, нечаянно упал в бочку из-под желтой краски. Сколько разноцветных и сколько черно-белых мальчиков играло в прятки?
16. В результате систематического использования игровых технологий А. Г. Гайштута, таблица умножения к концу учебного года будет усвоена, даже детьми с низкими учебными возможностями.
Учитель предлагает задание на доске:
– Расшифруйте высказывание древнегреческого философа Демокрита.
Под руководством учителя, учащиеся выполняют задание, выстраивая ответ на доске.
1) КАК
2) ЛУЧШЕ
3) ПОСЛЕ
4) ПЕРЕД
5) ДЕЙСТВОВАТЬ
6) ЧЕМ
7) ТЕМ
8) ДУМАТЬ

____________________
Самопроверка.
1.Порядок выполнения задания:
2.Перемножь цифры каждого из чисел, записанных в домике.
3. К каждому результату прибавь или из каждого вычти число, записанное вне домика.
Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.
Образец выполнения:
1) 2 умножить на 2 , + 24 = 28
2) 7 умножить на 7 , – 2 = 47
3) 9 умножить на 3 , – 12 = 15
4) 7 умножить на 8, + 7 = 63
В результате работы получилось высказывание “Лучше думать перед тем, как действовать, чем после”.
17. Под руководством учителя, учащиеся выполняют задания, проговаривая свои действия.
Работа ведется по карточкам с использованием схемы, вывешенной на доске.

Порядок работы по карточкам:
1. Двигайся по направлению стрелок, указанных в карточке. Каждая стрелка – это расстояние от одного домика к другому.
2. Дойди до нужного домика..3. Цифры номера домика перемножь между собой.
4. В полученном результате складывай цифры до тех пор, пока не получишь однозначное число.
5. Однозначное число укажет на нужную букву в слове – шифре.
6. Для поиска новой буквы начни свой путь сначала.

Образец решения:
Карточка 1
454 . 5 = 202 + 0 = 2 М
555 . 5 = 252 + 5 = 7 Н
646 . 4 = 242 + 4 = 6 Е Карточка 2
868 . 6 = 484 + 8 = 121 + 2 = 3Н
525 . 2 = 101 + 0 = 1 У727 . 2 = 141 + 4 = 5 Ж696 . 9 = 545 + 4 = 9 Е828 . 2 = 161 + 6 = 7 Н
Карточка 3
888 . 8 = 646 + 4 = 101 + 0 = 1У787 . 8 =56 5 + 6 = 111 + 1 = 2М
Текст шифровки: МНЕ НУЖЕН УМ

На уроке математики, при изучении темы: "Конкретный смысл действия деления", были использованы дидактические игры для развития познавательной деятельности.
Цель:
1. Познакомить с действием деления с помощью решения задач на деление по содержанию и со знаком "деление".
2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать мышление и память учащихся.
3. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к предмету математика.
Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, предметные карточки: солнышко и несколько лучей.
Раздаточный материал: конверты и марки.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения: урок с дидактической игрой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
- Какое сегодня у вас настроение?
(Дети улыбками показывают хорошее настроение)
2. Вступительный этап.
Учитель:
- Ребята, какое время года за окном?
Правильно, это ранняя весна.
Учитель:
- По каким признакам мы замечаем наступление весны?
(Дети отвечают, что стало ярко светить солнышко).
Учитель:
- К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть, как мы работаем. Чем лучше будем трудиться, тем больше лучиков у нашего солнышка появится. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце и быстрее разбудит от зимы нашу Землю.
(Дети улыбаются и обещают стараться)
Учитель:
- Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Предлагайте!
(Дети высказывают пожелания о видах заданий на уроке: устная работа, индивидуальные карточки, новый материал, решение примеров, физминутка, решение задач).
По мере предложений, учитель рисует схему на доске:

3. Устная работа.
Учитель:
"Продолжается работа
Устно мы считаем что-то
Сравниваем, размышляем
Без ошибок отвечаем".
На доске геометрический материал:

Учитель: На какие группы поделим фигуры и почему?
Раздаются 3 индивидуальные карточки ученикам. С таким заданием: 1 карточка 2 карточка3 карточка
3 см 5 мм = … мм 100 – (23 + 8) x – 6 = 9
7 дм 6 см = … см 100 – (64 - 4) 23 – x = 3
85 см = … дм …см (56 - 7) – 9
100 см = … дм
Учитель: Какое числовое выражение лишнее и почему?
3 + 3 + 3 + 3
4 + 3 + 4 + 4
4 + 4 + 4
2 + 2 + 2 + 2
(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).
Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?
1.У стола 4 ножки,
А вопрос таков.
Сколько вместе
Будет ножек у 3 столов?
2. Мышка зерна собирала,
По 2 зернышка таскала.
Принесла уж 9 раз,
Каков же Мышкин запас?
3. Сколько птичек – невеличек,
На кормушку прилетело?
Воробьев драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара синих, голубей,
И 2 пары снегирей?
Учитель: Молодцы, дети. Солнышко улыбнулось нам сразу 3 – мя лучиками. Столько мы заработали на устном счёте. И добавили нам ребята еще 3 лучика за правильную работу по индивидуальным карточкам, их проверили назначенные учителем ученики-эксперты.
(Учитель прикрепляет к солнышку лучики на доске).
4. Новый материал.
а) "Дидактическая игра"
(На партах конверты и марки, дети работают в парах).
Учитель: У вас на партах лежат конверты и марки. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. На партах 6 марок. Наклеиваем по 2 марки на каждый конверт.
(Дети выполняют практическую работу).
Учитель: сколько раз по 2 вы взяли? (3 раза)
(На доске схематично изображена эта задача и действием деления 6 : 2 = 3 (к))
Учащиеся делают выводы о том, что поделить – это раздать поровну.
б) Работаем по учебнику. Дети читают выводы на стр. 50.
Учитель: Молодцы! Солнышко улыбнулось лучиком, радуется нашим приобретённым знаниям.
5. Закрепление нового материала.
Работа по учебникам стр. 50 № 1
Учитель:
Сколько было орехов? (12)
По сколько получил каждый? (по 3)
Почему деление? (Потому, что поровну делили)
(Учитель прикрепляет лучик к солнышку)
6. Физминутка.
Шли по крыше 3 кота,
3 кота Василия.
Поднимали 3 хвоста,
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали 3 кота: "Красота!"
7. Повторение изученного.
Работаем по учебнику с. 50
№ 2. Составляем равенства и неравенства. Работа проходит в парах, после работы взаимопроверка.
№ 4. Решаем задачу, составляя краткую запись на доске коллективно.
Было – 75 п.
Вышли – 25 п.
Сели – 20 п.
Стало - ? п.
Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.
(За хорошую, активную работу прикрепляем еще один лучик к солнышку).
№ 5. Решение примеров с проверкой 76 7663 51
+18-18-37+45
---------------------
94582696
(После проверки с места, прикрепляем еще один лучик к нашему солнышку)
Итог урока.
Учитель:
-Что нового узнали на уроке?
-Что было вам трудно?
-Что такое "деление"?
-Выполнили ли мы то, что намечали вначале урока?
Посмотрите на солнышко, оно ярко светит многочисленными лучиками, радуется нашим успехам.
9. Домашнее задание: придумать задачи на деление.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
Во втором классе у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, поэтому ребёнок нуждается в поощрении и одобрении. Так, в качестве поощре- ния использовались еженедельные «хвалёнки», «мудрые совята», грамоты, участие в школьных олимпиадах.
К окончанию формирующего эксперимента, целью которого было применение дидактических игр как средство активизации познавательной деятельности, наблюдая за детьми, было отмечено, что дети активнее стали работать на уроке, проявляют живой интерес к математике, с удовольствием посещают эти уроки.
Цель дальнейшей работы – провести тестирование познавательной активности учащихся и определить динамику развития.
Таким образом, рассмотрев различные виды игр, можно сделать следующие выводы: правильно организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь детей, а также вызвать окрылённость, неподдельный интерес учащихся к предмету. Благодаря такому подъему, у детей может значительно повыситься познавательный интерес к урокам математики.
Заключение
В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.