Проблемы духовно – нравственного воспитания детей в современном обществе и семье. Влияние СМИ.
Проблемы духовно – нравственного воспитания детей в современном обществе и семье. Влияние СМИ.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, общество, семья, средства массовой информации.
“Особая сфера воспитательной работы
– ограждение детей, подростков и юношества
от одной из самых больших бед – пустоты души,
бездуховности Настоящий человек начинается
там, где есть святыни души” (В.А.Сухомлинский)
Одной из актуальных проблем воспитания детей в современном обществе является духовное развитие, воспитание нравственных ценностей, идеалов. Современные социально-экономические, политические процессы, происходящие в нашей стране, способствуют выходу на первый план таких негативных качеств личности человека, как ненависть, зависть, желание нечестным путём добывать деньги, злобность, корыстолюбие и т.д. И такие положительные черты личности, как доброта, порядочность, честность, великодушие, человечность на этом фоне уходят в прошлое.
Современная система ценностей сравнительно проста. Её суть, перефразируя классика марксизма, можно выразить словами: «в эпоху капитализма деньги решают всё». Однако в культуре нашей страны заложены другие ценности. В нашей стране никогда деньги всего не решали и решать не будут. Как говорил один из героев Куприна: «Не всё продаётся, что покупается». У Роберта Бернса есть прекрасное стихотворение «Честная бедность». Приведём вторую строфу:
Пускай бедны мы с вами,
Богатство штамп на золотом,
А золотой мы сами.
Поэтому детям необходимо прививать, что достоинство человека не зависит от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т.п. Достоинство человека определятся богатством его души и праведностью жизни, а не деньгами. «Деньги потерять, - говорил великий немецкий поэт Гёте, - ничего не потерять, здоровье потерять – потерять нечто, честь потерять – потерять многое, мужество потерять - всё потерять, »
Мы знаем, нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос, какого человека хочешь воспитать. А для того, чтобы осуществлять духовно–нравственное развитие человека, нужно чётко представлять, что мы подразумеваем под этими понятиями [2].
Под духовностью мы понимаем состояние всего того, что относится к душе человека, его внутреннему, психическому миру, чувственной, эмоциональной сфере, сознанию, умственным, нравственным силам. Философы, писатели-космисты Н.А.Бердяев, В.С.соловьёв, С.Н.Булгаков рассматривали духовность как вечное движение мысли, как общечеловеческий принцип существования рода человеческого.
Что касается понятия нравственность, то оно оживает в таких категориях, как свобода и ответственность, совесть и вина, счастье и несчастье, достоинство и бесчестье, справедливость и несправедливость, жертвенность и долг.
Результатом духовно-нравственного воспитания человека являются такие ценностно-смысловые образования, которые становятся стержнем личности и не дают её сломить в самых тяжёлых испытаниях. Такими людьми невозможно манипулировать, им невозможно навязать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать.
Духовно-нравственное воспитание – это важная и последовательная педагогическая деятельность, в то же время его содержание наполнено глубоким социальным смыслом. С одной стороны, всё достаточно просто: каждая семья передаёт молодому поколению ценности от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь стремительно меняется, а вместе с ней меняется и мораль [2,9].
В такой ситуации встают вопросы: Как учить подрастающее поколение нравственности? Как преподать объективные ценности, чтобы они стали частью характера человека? Может ли нравственная регуляция поведения осуществляться по приказу? Как привить ребёнку желание быть нравственным? Желание быть нравственным определяется таким понятием как нравственная позиция. Установлено, что нравственная позиция формируется в дошкольном возрасте и ведущую роль в её становлении играет семья. Школа ограниченна в возможностях влиять на нравственное развитие учащихся, и достаточно часто бросает вызов тому, что сформировалось в ребёнке до прихода в неё [12,13].
В семье нравственное развитие ребёнка идёт естественно, а в школе в некоторых случаях уже приходится преодолевать «барьеры», которые возникают между педагогическими усилиями и нравственной позицией ребёнка. Поэтому в вопросе дальнейшего нравственного воспитания мы можем больше говорить о коррекции, чем о развитие ребёнка. Таким образом, нам становится понятно, что основой нравственного воспитания является семейное воспитание. В семье закладывается основа духовности и нравственности человека.
Семья, являясь социальным институтом не может не испытывать на себе влияние тех негативных явлений, которые происходят в нашем обществе [9]. Для того чтобы понять, что это за явления достаточно посмотреть новости, телепередачи, пройтись по улицам наших городов, вспомнить, как нелегко живётся многим нашим семьям. Серьёзны сейчас проблемы семьи. Разумеется, многое здесь связано с экономикой. И в этом смысле хорошо, что сейчас принимаются определённые меры по поддержке молодых семей, многодетных семей. Но дело здесь не только в экономике. Многое зависит от общего умонастроения на формирование, которого значительное влияние оказывают СМИ. Так называемая массовая культура, которой напитаны наши современные средства массовой информации, всего лишь индустрия развлечений, не способная к воспитанию в людях нравственного начала жизни, к развитию чувства долга и ответственности, любви к ближним, к своему Отечеству.
Современный человек около 80% информации получает через телевизор. Задумаемся, что означает колоссальное количество транслируемых сегодня развлекательных телепрограмм, совершенно не соизмеримое с реальными потребностями тех, кто эти программы смотрит на телевидении? С одной стороны, это свидетельствует о духовном вакууме, который такими программами заполняется. С другой стороны, эти программы формируют определённые стереотипы, создают иллюзию некоего идеального мира – блестящего, самодостаточного, мира без страданий – где даже смерть является не более чем развлечением. Огромную роль в том, что человек попадает под очарование этого иллюзорного мира, играет реклама. Реклама, помимо того, что вводит человека в виртуальную псевдореальность, пробуждает в душе потребительские чувства, которые также формируют определённое – далеко не самое правильное – отношение к жизни. И как результат, у современного человека формируются такие негативные характеристики личности как потребительство, геденизм, инфантилизм, стремление уйти от реальности в виртуальную реальность. Молодые люди сегодня не хотят учиться, трудиться, у них низкий культурный уровень, примитивны интересы, они инфантильны, у них нет идеалов, целей в жизни.
Что же касается насилия, которым заполнены наши теле- и киноэкраны, которые составляют, чуть ли ни основу большинства широко распространённых сейчас видеофильмов, то они, как показывают исследования, в определённой мере сами провоцируют насилие. Самое же главное – они формируют у молодёжи понимание естественности, лёгкости и безнаказанности насилия как средства решения бытовых, семейных проблем. И как результат – бытовое насилие, девиация семей [14].
Создаваемая средствами массовой информации виртуальная реальность приводит к деградации культуры общения между людьми. Современный человек страдает от одиночества, зачастую чувствует себя незащищённым беспомощным в сложившихся обстоятельствах. Деградация общения приводит к тому, что современный человек не способен сохранить семейные отношения, что проявляется в росте числа разводов. А для многих сегодня создание семьи вообще кажется необязательным. В отношениях между родителями и детьми имеется отчуждение [5].
Сейчас продолжается революция в области электроники: при её возрастающем качестве, она становится всё дешевле и доступнее. В век инновационных технологий видеомагнитофон стал принадлежностью почти каждой семьи. Если киномакулатуру нельзя запретить, то её можно попытаться заменить высокими достижениями киноискусства, накопленными за историю кинематографа. Получить видеокопию любого фильма не является проблемой.
Спектр классических качественных фильмов, являющихся носителями общечеловеческих ценностей, необычайно широк. Фильмы довоенные и послевоенные, отечественные и зарубежные, мультипликационные и художественные, для детей и взрослых; фильмы самых разных жанров – исторические, о природе, документальные, о войне, комедии, фильмы-оперы, фильмы-спектакли, экранизации классических литературных произведений и т.д. [10].
Детям, особенно младшего и подросткового возраста, не требуется большого разнообразия. Они готовы многократно смотреть или слушать то, что им нравится, важно лишь, чтобы взрослые предлагали им доброкачественную продукцию.
СМИ в современном обществе имеют значительный ресурс в формировании умонастроений в обществе. Наличие на телевидение образовательных, культурно-познавательных, исторических программ и телепередач, художественных фильмов, которые способствуют передачи молодому поколению традиций, накопленных в российской культуре, поможет воспитанию подрастающего поколения в духе уважения к Отечеству, к старшим, к семейной жизни, в духе любви к детям и заботы о них, а также формированию у молодых людей таких этических ценностей, которые помогут увидеть им основополагающую роль семьи в обществе.
Список литературы:
Артюхова И.С. Ценности и воспитание [Текст] // Педагогика, 1999, №4.;
Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания [Текст] // Педагогика, 1997, №5;
Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь / М.М. Гридчин [Текст] // Власть. – 2007. – № 9. – С. 37.
Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В.В. Зеньковский – М.: Изд-во СВБ, 1993.
Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. [Текст] СПб., 2000.
Начала христианской психологии: Учебн. пособ. для вузов / Под ред. Б. С. Братуся. [Текст] М.: Академия, 1995.
Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. [Текст] М.: Академия, 1997.
Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Б. М. Бим-Бад. [Текст] М.: Научное изд-во Большая Российская Энциклопедия, 2002.
Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. [Текст] – М.: Издательство "Планета ", 2002.
Рогозянский М.Э. Воспитательный потенциал телевидения: теоретические вопросы, осмысленные практиком / М.Э. Рогозянский // Образование и общество. - 2008. - № 2.
Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания [Текст] // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3. С. 35–67.
Субботский Е. В. Генезис морального поведения у дошкольников. [Текст] Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1978, № 3, с. 1325.
Субботский Е. В. Формирование морального действия у ребенка. [Текст] Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 4755.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. [Текст] Таганрог, 2004.
15