Проект урока географии Природные ресурсы и их рациональное использование (8 класс)
Природные ресурсы и их рациональное использование
(Урок географии в 8 классе)
Технологическая карта урока
Учебный предмет: география
Класс: 8 класс.
Автор УМК: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. «География России. Природа. Население: 8 класс»
Тема урока: «Природные ресурсы и их рациональное использование»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. «География России. Природа. Население: 8 класс»; атлас «География России. Природа. Население» 8 класс, издательство «Вентана-Граф»; Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. «Рабочая тетрадь №2» к учебнику Пятунина В.Б., Таможней Е.А. «География России. Природа. Население: 8 класс»; компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, листы самооценки.
Цель урока: создать условия для формирования представления о видах природных ресурсов, их охране и рациональном использовании.
Задачи:
Обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;
познавательных УУД: умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, обобщать знания в виде выводов;
коммуникативных УУД: умения использовать средства географического языка для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном учебном диалоге, строить монологические высказывания;
личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;
Создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Образовательные результаты:
Личностные: развитие навыков коммуникативной компетентности; воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления, осознание практической значимости рационального природопользования
Метапредметные результаты: развитие умения работать в соответствии с поставленной задачей, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствование рефлексивных умений учащихся.
Предметные результаты: умение характеризовать конкретные виды природных ресурсов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Проект урока
Этапы урока
(в соответствии со структурой учебной деятельности) Планируемая деятельность учащихся
Деятельность учителя Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные универсальные
Организационный момент (Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся)Занимают места за партами. Приветствуют учителя.
Настраиваются на плодотворную работу.
Подписывают листы самооценки. Приветствует учащихся. Создает благоприятную атмосферу на уроке. Контролирует готовность рабочего места. Осуществляет психологический настрой на работу. Мотивирование к учению. Волевое саморегулирование. Ценностно-смысловое ориентирование.
Постановка темы урока. Мотивация учащихся Участвуют в беседе. Предлагают и согласовывают тему урока. Выполняют самооценку и выставляют баллы в листе самооценки. Выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет тему урока Воспроизведение и фиксация ЗУНов, достаточных для определения темы урока Мотивирование и развивание интересов к познавательной деятельности. Произведение мыслительных операции (анализ, обобщение).
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Постановка целей и задач урока. Планирование деятельности. Формулируют цель и задачи урока. Планируют пути достижения цели. Работают с листом самооценки. Выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и задачи урока. Просит составить план действий по достижению цели. Определение конкретной цели своих будущих учебных действий. Самостоятельное выделение и формулирование цели. Постановка и формулирование задач. Соотнесение своих действий с планируемыми результатами. Самоопределение. Планирование успешного сострудничестваАктуализация знаний Самостоятельно отвечают на вопросы индивидуальных заданий. Осуществляют самоконтроль и взаимный контроль по образцу. Выставляют баллы в лист самооценки
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания. Воспроизведение и фиксация ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий Произведение мыслительных операций(обобщение, анализ, синтез, сравнение). Выполнение пробного задания.
Контролирование и оценивание своих действий. Волевое саморегулирование.
Изучение нового материала Выявляют существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника и иных источников информации.Обсуждают значение природных ресурсов для человека.Выявляют различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника.Обсуждают и сравнивают пути и способы охраны и рационального использования различных групп ресурсов.
Корректируют при необходимости записи.
Выполняют самооценку и выставляют баллы в листе самооценки. Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для учащихся, допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения. Выявление существенных признаков конкретного понятия. Систематизирование и классифицирование различных групп природных ресурсов. Выявление значения природных ресурсов для человека, способов охраны и рационального использования различных групп ресурсов. Добывание новых знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логических рассуждений, анализирование, обобщение, сравнение, выявление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и обоснование их.
Использование знаково-символических средств. Аргументация своего мнения и понимание других позиций.
Фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Волевое саморегулирование в затруднении.
Первичное закрепление изученного материала Составляют характеристику одного из видов природных ресурсов по самостоятельно разработанному плану.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Организует выполнение задания, в котором новый способ действий связан с ранее изученными.
Составление плана характеристики ресурса. Построение логической цепи рассуждений.
Описание объекта по плану.
Постановка домашнего задания Записывают домашнее задание в дневники Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. Воспроизведение и фиксация ЗУНовВыполнение выбора. Самоопределение.
Итог урока. Рефлексия Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия. Заполняют лист самооценки.
Оценивают свою деятельность, деятельность класса, учителя, настроение в конце урока, используя «Рефлексивную мишень» Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Подводит итоги. Выполнение рефлексии и оценивание предметных результатов деятельности Оценивание способов своей деятельности. Самооценивание на основе критериев успешности.
Приложение 1
Содержательное наполнение урока
Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.
Для создания благоприятной атмосферы на уроке и настроя на продуктивную деятельность используется аффирмация, которую учитель произносит совместно с учениками после приветствия:
- Я вижу. Я слышу. Я понимаю. Я ясно мыслю. Я эффективно действую.
Я избираю путь радости, мира и успеха. Я работаю с хорошим настроением.
Мотивирование учащихся:
- Каждый человек желает, чтобы его работа была отмечена, оценена. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу. Чтобы ваша оценка была объективной, в процессе работы на каждом этапе урока вы будете заполнять лист самооценки (Приложение 2) по определенным критериям и выставлять баллы. В конце урока полученные баллы переведете в отметку. Желаю вам хорошей плодотворной работы и отличных оценок!
2. Постановка темы урока.
Человек существует в природной среде. Он удовлетворяет свои потребности за счет природы, пользуясь природными компонентами. Но не все компоненты природы используются человеком в одинаковой степени. Какие компоненты и как используются человеком? (Ответ: Древесина - для производства мебели, газ – в качестве топлива, почва – для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.) Как одним словом можно назвать все эти компоненты природы? (Ответ: ресурсы). Человек с давних пор пользуется природными ресурсами. Население земного шара увеличивается очень быстро. Уже сейчас оно составляет более 7 млрд.человек. И все люди желают жить в комфортных условиях, хорошо одеваться, вкусно кушать, ездить на машинах… Чтобы обеспечить себе эти условия им приходится использовать все большее количество ресурсов. Какая проблема встает перед человечеством в связи с этим? (Ответ: оскудение ресурсов, и, следовательно, рациональное их использование). А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Ответ: Природные ресурсы и их рациональное использование)Учитель просит учащихся выполнить самооценку и занести баллы в лист самооценки.
3. Постановка целей и задач урока. Планирование деятельности.
Какова цель урока? (Ответ: Узнать о видах природных ресурсов. Изучить принципы рационального использования природных ресурсов)Какие задачи нужно решить, чтобы достичь цели? (Ответ: Определить понятие «природные ресурсы». Выяснить значение природных ресурсов в жизни человека. Классифицировать природные ресурсы. Выяснить, что такое природопользование.)Как вы спланируете свою деятельность по достижению целей урока? (Ответ: Поэтапное решение поставленных задач с привлечением различной информации)Как вы сможете узнать, что достигли цели урока? ( Ответ: Сможем дать характеристику природного ресурса. Определить принципы рационального использования различных видов природных ресурсов)Учитель фиксирует цели и задачи на доске. Хвалит учеников и предлагает заполнить лист самооценки.
4. Актуализация знаний.
Выполните задания индивидуальной карточки. (Приложение 3)
Проверим выполненные задания и сделаем вывод. (Вывод: Природные ресурсы очень разнообразны; использование их разобщено во времени и приводит к ухудшению экологического состояния природной среды.) Заполните лист самооценки.
5. Изучение нового материала.
На основании выполненной работы по карточкам сформулируйте определение термина «природные ресурсы» (при затруднении можно воспользоваться учебником). В рабочей тетради выполните задание 1. (Задание 1. Приложение 4) Оцените свою работу.
С соседом по парте обсудите значение природных ресурсов в жизни человека. Результаты обсуждения зафиксируйте в тетради. Сверьтесь с материалом учебника. При необходимости скорректируйте записи. Оцените свою работу.
С помощью учебника составьте классификацию природных ресурсов по принципу исчерпаемости (Задание 2. Приложения 4)
Какую еще классификацию и по какому признаку вы можете предложить? (Ответ: по характеру использования)
По мере развития цивилизации все большее количество природных компонентов и свойств природной среды становятся природными ресурсами. Увеличиваются и объемы использования ресурсов. Все это приводит к истощению природных ресурсов. Но существует еще одна проблема, связанная с использованием ресурсов. Добыча и переработка ресурсов сопровождается образованием отходов. Пока отходов было мало, природа сама справлялась с их переработкой. Лавинообразный рост отходов ведет к загрязнению среды обитания, ухудшению качества окружающей природной среды, что становится угрозой самому существованию человеческого общества. Поэтому необходимо охранять и рационально использовать природные ресурсы. Предложите пути их рационального использования. Можно ли утверждать, что каждый из видов природных ресурсов предполагает особый способ охраны и рационального использования? (Ответ: Да)6. Первичное закрепление изученного материала.
В качестве закрепления предлагается выполнить задание Приложения 5. Можно дать характеристику любого природного ресурса по выбору учащихся или конкретного на выбор учителя. План характеристики можно предложить разработать учащимся самостоятельно и дополнить им характеристику Приложения 5.
7. Постановка домашнего задания.
Прочитать параграф 53, ответить на вопросы 2,4. Выполнить задание №3 в рабочей тетради ( Задание 3. Приложение 4)
Творческое задание: по выбору подготовить сообщения (можно презентации) о рекреационных объектах России и Алтайского края, альтернативных источниках энергии.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какова тема урока?
- Какова цель урока?
- Достигли цели урока?
- Что узнали нового?
- Какие задания было особенно интересно выполнять?
- В чем испытывали затруднения?
Посчитайте количество баллов в листе самооценки и переведите их в оценку за урок.
Внизу листа самооценки нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.
Оцените свою деятельность, деятельность класса по пятибалльной шкале.
Учитель подводит итог после заполнения учащимися листа самооценки. Хвалит и благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет окончание урока.
Приложение 2
Лист самооценки «Мои достижения»
Ф.И.______________________________________________________________
Этапы урока Отметка в баллах Критерии
1.Формулировка темы урока Самостоятельно сформулировал(а)-1балл
С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов
2.Формулировка цели урока Самостоятельно сформулировал(а)-1балл
С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов
3. Работа по карточкам За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
4. Формулировка определения «природные ресурсы». Задание 1. Самостоятельно сформулировал(а) определение и выполнил(а) задание -1балл
С помощью учебника-0,5баллов
5. Применение знаний Выявление значения природных ресурсов в жизни человека Легко
Трудно
Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Задание 2. Самостоятельно составил(а) классификацию-1 балл. С помощью учебника – 0,5 баллов
Самостоятельная разработка плана характеристики Разработал(а) самостоятельно- 1 балл
Характеристика природного ресурса Характеристика дана верно и в полном объеме – 2 балла
Характеристика дана с небольшими недочетами, но в полном объеме – 1 балл
Характеристика дана с небольшими недочетами и не в полном объеме - 0,5 балла
6.Итог урока
Общее количество баллов:___
Отметка за урок_____
10 - 8 баллов - за урок «5»,
7 – 5 баллов – за урок «4»,
4 – 3 балла – за урок «3» Подчеркни предложения, если согласен (а) с высказываниями:
Тема урока важная.
Испытывал затруднения на уроке.
На уроке мне было интересно.
Было скучно.
Замысел урока понравился.
Учитель хорошо организовал работу на уроке.
Добавь свои высказывания:
Нарисуй смайлик, который соответствует твоему настроению в конце урока
Приложение 3
Карточка №1
Перечислите природные ресурсы Русской равнины.
Как давно и в каких объемах они используются человеком?
Какие проблемы возникают при использовании ресурсов равнины?
Карточка №2
Перечислите природные ресурсы Западной Сибири.
Как давно и в каких объемах они используются человеком?
Какие проблемы возникают при использовании ресурсов равнины?
Карточка №3
Перечислите природные ресурсы Урала.
Как давно и в каких объемах они используются человеком?
Какие проблемы возникают при использовании ресурсов этого района?
Карточка №4
Перечислите природные ресурсы Восточной Сибири.
Как давно и в каких объемах они используются человеком?
Какие проблемы возникают при использовании ресурсов этого района?
Приложение 4
Задание 1.
---------------------------
---------------------------_______
Изобразите в виде схемы соотношение понятий «природные ресурсы» и «природная среда»
Задание 2.
Используя текст учебника, закончите заполнение схемы.
Природные ресурсы
______________________________________________________
Неисчерпаемые
________________________
________________________
Невозобновимые________________________________
________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Задание 3.
Используя текст учебника, закончите заполнение таблицы.
Принципы рационального использования природных ресурсов
Вид природного ресурса Пути и способы охраны и рационального использования
Минеральные ресурсы
2.
Соблюдение научно обоснованных норм промысла
3.
Приложение 5
Используя карты атласа и опираясь на ранее приобретенные знания, составьте характеристику одного из видов природных ресурсов по следующему плану.
Название вида природных ресурсов_____________________________________________________________________________________________
Значение в деятельности человека (какие потребности удовлетворяются посредством данного вида ресурсов)_________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Составные части______________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Основные районы распространения на территории России____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Пути и способы охраны и рационального использования___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________