Родовые праздники хакасов как ресурс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Маслова Галина Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТ г.Абакан,
Родовые праздники хакасов как ресурс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Культурное наследие регионов России является уникальной ценностью для народов Российской Федерации и является важнейшей неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Культурное наследие регионов питает современную науку, образование, культуру.
Современный мир не может развиваться без культуры, унаследованной от предков. Она играет основополагающую роль в воспитании подрастающего поколения. Сегодня нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», — такое высказывание сделал Патриарх Кирилл.
Хакасия регион богатый памятниками археологии, истории и архитектуры, а также обладающий богатейшей культурой. Для жителей Хакасии большое значение имеют родовые праздники (по-хакасски "улукун" - буквально "великий день") с их многообразием обычаев и обрядов. Праздники отражают историко-культурное наследие народа, а также формируют духовный мир подрастающего поколения.
Для большинства людей праздник это развлечение, временный уход от дел, психологическая разрядка. В то же время праздник включает в себя социальные функции, именно во время праздника формируются духовно-нравственные ценности: уважительное отношение детей к своим родителям и предкам, чуткость, внимание, доброта. Родовые праздники является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.
Род (сеок) и фамильные группы сохраняют этнос, не дают ему исчезнуть. Благодаря родовым праздникам, человек начинает осознавать заложенную в подсознании принадлежность к этносу в целом и к определенному роду в частности.
Для проведения родового праздника используется культовое традиционное место. Назначается праздник обычно в летнее время на полнолуние. Ответственные заранее приводят в порядок место праздника, составляют генеалогического древа рода. В назначенный день участники праздника прибывают на место, это не только родовичи, но и люди, связанные с ними родственными узами.
Праздник начинается с всеобщего собрания. Первыми выступают аксакалы с речью о исторических корнях рода. В это время молодое поколение ведёт запись в летопись рода. Проводятся выборы в Совет рода, далее родовое собрание учреждает фонд, для оказание материальной помощи в учёбе одаренным детям, многодетным семьям, нуждающимся. Затем приступают к проведению родового обряда жертвоприношения (тайыг). Закалывается жертвенный баран и проводится особый ритуал кормления духов-покровителей. Затем начинается спортивная часть праздника. Как на всех хакасских праздниках, устраиваются конные скачки (ат чарызы), проходят соревнования по рукоборью (хол пазыс), стрельбе из лука (охчаадац атыс), метанию аркана (урух тастааны). Устраиваются конкурсы среди тахпахчи в умении экспромтом сочинять стихи (тахпахи).
Родовые праздники имеют огромное значение в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, способствуют познанию хакасских традиций и обычаев, где осуществляется связь поколений, формируется активная жизненная позиция.
В детском музыкальном театре «Весёлые человечки» занимаются 45 детей разного возраста и разных национальностей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В программе обучения театра существует раздел «Творчество русского народа», где изучаются игры, обряды, праздники русского народа, была также дана краткая информация о хакасских родовых праздниках. Это вызвало интерес у детей. При подготовки детей к мероприятию «Связанные одной нитью» ими было предложено создать своё генеалогическое древо и сделать презентацию. А во время проведения праздников на природе вместе с родителями «Краски осени», «Явление весны» были организованны традиционные хакасские соревнования рукоборье, метание аркана, стрельба из лука. Культурное наследие народа, на земле которого мы живём не оставляет равнодушными, даёт толчок и внутренние силы. Прикосновение к традиционной народной культуре делает человека богаче духовно, увереннее в себе, появляется чувство комфорта, защищенности. Заинтересованность детей в изучении народной культуры создаёт взаимосвязь между педагогами и родителями и позитивно отражается на физическом, психическом и социальном развитии ребёнка.
Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения неотъемлемая часть исторического и культурного наследия. Праздник служит мощным импульсом для развития разного рода художественного творчества, поскольку он привлекает людей к активному участию в оформлении ритуалов, к приготовлению специальных блюд и костюмов, музыки, песен и танцев.
Литература:
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском сад.. М.: «ТЦ Сфера», 2003.
Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия под. ред. Беловой К.Ю. М.: «ТЦ Сфера», 2005.
Жарикова Т.. Хакасы. Культурное наследие народов России. Голос-Пресс, 2010
Татарова В .Ради жизни вечной (Узьлбес тамыр учун) Годовой календарный цикл хакасских народных праздников — научно-популярная реконструкция. — Абакан: издательство ХРИПКиПРО "Роса", 2003
Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1999.-76 с.
Патриарх и молодежь. Даниловский благовестник. М., 2009.
Формирование нравственности у школьников. Из опыта работы Маркиной И.И. МОУ СОШ №1, Воронежская обл.