План-конспект урока на тему: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года». (8 класс)
План-конспект урока на тему: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года».
Класс: 8
Предмет: литература
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова. – Москва: Дрофа, 2009 г.
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.
Тема мероприятия: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года».
Цели урока: знакомство с басней как литературным жанром, с творчеством И.А. Крылова, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк на псарне».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк на псарне”, её исторической основой, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова.
Межпредметные связи: история.
План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайтестарательно,
Слушайте внимательно.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание
Работа с эпиграфом к уроку.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей!
Бессмертные творения Крылова
Мне с каждым годом любим всё сильней.
Подумайте, о ком и о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Какие басни Крылова вы знаете, какую басню прочитали дома?
Анализ, сопоставление.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Формулирование предполагаемой темы урока; составление пана деятельности
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Сообщение об Отечественной войне 1812года.
Проблемный вопрос
Подумайте, как эти события связаны с творчеством И.А.Крылова, в какой басне они могут быть отражены?
Какова задача нашего урока, какую гипотезу мы должны доказать?
Сформулируйте тему урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Выдвигают гипотезу, о том, что в басне «Волк на псарне» отражены события войны 1812 года.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1.Выборочная проверка домашнего задания
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”
Беседа по статье.
-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?
-Какие события предшествовали этому?
- Как он получил образование?
-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?
-Что такое басня? (Тема прошлого урока)
Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.»
2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.
3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.
(1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).
Отвечают на вопросы учителя.
2.Работа с литературоведческими понятиями.
«Карта жанра»
– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
-Вспомните и дайте определение басни.
Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория?
Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк злой человек, лиса хитрый человек
-А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?
Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?
На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.
Групповая работа.
Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.
Предполагаемый ответ:
Басня это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.
Предполагаемый ответ:
Аллегория иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Отвечают на вопрос учителя.
Физ. минутка (пауза релаксации)
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Физ.минутка «Бабочка»
Организует разминку.
Активно выполняют физические упражнения
Этап 4. Практикум.
Работа с текстом басни.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся. Работа в группах и выступление перед аудиторией
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Беседа:
- итак вернёмся к басне Крылова «Волк на псарне».
-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку?
Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
1. Слушаем басню в записи (художественное исполнение)
Беседа о просмотренном.
-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?
- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?
Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
2.Словарная работа
В басне вы встретили устаревшие слова. Знаете ли вы их лексическое значение?
Выпишите устаревшие слова.
Коллективная проверка.
3.Выразительное чтение учащимися.
Чтение по ролям басни
Подготовка к чтению. Чтение.
4.Аналитическая работа с текстом.
Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе (группы разноуровневые).
Групповая работа
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Задания для групп
1 группа
-Перечислите действующих лиц
-Куда хотел попасть Волк?
-Кто поднялся против Волка?
-Как чувствовал себя волк, запертый на псаре?
-Что предпринял Волк, чтобы избежать наказания?
-Поверил Ловчий сладкой речи волка?
-Какими были решающие действия Ловчего?
2 группа
-На какие исторические события была написана басня?
-С кем пришлось сражаться русскому народу?
-Под чьим командованием совершали свои захватнические походы французы?
-Кто командовал русскими войсками?
-Как вы думаете, кого скрыл Крылов под образами Волка и Ловчего?
3 группа
Организационная . Этап 5. Вывод. Подведение итогов урока
1.Обобщение
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
Самостоятельное написание сиквейна на басню.
Афиширование результатов.
2.Самооценка
Самоанализ
Анализ работы учащихся.
Самооценка работы на уроке.
3.Домашнее задание
Словесный, наглядный
Дифференцированное домашнее задание.
1
2. Инсценировка басни (чтение наизусть).
Записывают
задания в дневники.
4.Рефлексия
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий.
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»
15