Статья Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения


М.А.Лемесева, преподаватель общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин
ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж - МЦК» г.Ульяновск, Ульяновская область
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

Человек по своей сути рожден существом биологическим. По мере развития в социальной среде, а в частности, в семье, он приобретает социальные навыки. Начинает мыслить уже с социальной позиции. И от того, как семья и общество повлияют на мировоззрение «маленького человека», будет зависеть его дальнейшее поведение в обществе, его взгляды и мировоззрение в целом. Перерастет ли это биологическое существо в социально зрелую личность или останется на своем природном уровне.
Общаясь с молодым поколением, начинаешь чаще задумываться над вопросом: «Почему они такие? Почему так много бездуховности и пошлости вокруг? Можно ли их перевоспитать?»
Моя статья, скорее всего, статья-размышление, мой первый опыт. Работая с молодежью в возрастной категории от шестнадцати до двадцати лет, знакомишься с разными ребятами. Одним общество привило уважение. Уважение к семье, к старшим, к учителям, к государству, к Родине, уважение к себе. А других «упустило»…В их речи слышны оскорбление, неуважение, пренебрежение.
Когда начинаешь работать с такой категорией детей, сталкиваешься с их внутренними проблемами – недолюбили, недосказли, недосмотрели… И здесь проблема не только в семье, как многие считают. Проблема в окружении. Проблема в нас! Мы – то окружение, которое должно относится к ближнему с уважением, любовью и заботой. И особенно, если этим «ближним» являются дети. Это будущее. Наше будущее. «Что посеешь – то и пожнешь». Чтобы получить желаемый результат в будущем, необходимо приложить немало усилий в настоящем. Нам легко говорить: «Не мы такие - жизнь такая. Она заставляет нас быть черствыми, расчетливыми. Родители много работают, а дети живут в свободе, предоставленные самим себе».
Да, в результате изменения общественного строя в стране обострились социально – экономические проблемы. Материальные ценности стали доминировать над духовными. Изменилось все вокруг. Те ценности, которые стояли на первом месте в советское время, утратили свое былое значение в современном государстве. « Долг Родине, честь мундира…» Для большинства современных парней это пустые слова. Однако, вдумайтесь! Легко быть и просто духовно богатым человеком! Нужно зародить в душе каждого ребенка уголёк любви, уголёк заботы, сопереживания и поддерживать это тепло в течение жизни.
В.А.Сухомлинскому принадлежат следующие замечательные слова: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Вот главная истинность – воспитать! Это не просто, но это возможно, если работать сообща, совместно, общими усилиями.
Мы не имеем права потерять подрастающее поколение. Если оно бездуховно – значит оно уязвимо. И все заслуги прошлого по сравнению с этим превращаются в прах. Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Современное поколение быстрее воспринимает отрицательный опыт. Для них произнести нецензурную «запрещенную» лексику не составляет труда, причем они даже не понимают, что это оскорбительно и аморально. Мне приходится слышать изречения молодежи, и на замечания они коротко отвечают всегда: «Ой, простите!» И улыбка в ответ. Они даже не осознают, что сделали что-то плохое. Но где-то же они научились этому? Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих, агрессивная реклама… Да и незаинтересованный в своей работе педагог может надломить духовность и нравственность ребенка.
Слабеет влияние образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания.
Как же создать условия для духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения? Прежде всего нужно помнить, что педагог – это связующее звено между обществом, государством и молодым поколением. Неумолима роль семьи. Воспитание должно начинаться в семье, а педагог продолжает эту миссию. Завершить может только сам человек, но в идеале воспитание должно продолжаться на протяжении всей жизни. Процесс обучения тоже очень важен, особенно в современном аспекте государственного развития, когда более совершенствуется, модернизируется и усложняется учебный процесс. Когда нужно внедрить в обучающих функциональную грамотность, компетентность, деловой успех. Однако, не стоит забывать о воспитании, привитии общечеловеческих ценностей.
Педагог не должен действовать в одиночку. Это работа всего общества.
«…Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свою собственную ответственность. Там, где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса…» Эти слова принадлежать отцу педагогики А.С.Макаренко, чей педагогический опыт изучается по сей день и передается из поколения в поколение в педагогической практике.
Создание благоприятной воспитанию среды, культурного пространства – одна из важнейших задач, стоявших перед педагогами и обществом.
Необходимо так построить воспитательный процесс, чтобы молодое поколение смогло почувствовать ответственность. Ответственность за семью, за людей. Ответственность за свою страну и её будущее. Уважение к истории и традициям, духовным ценностям наших предков. Эффективнее всего строить воспитательный процесс на героическом примере. Не так давно отгремела Великая Отечественная война. Люди жизнь положили, чтобы жило и радовалось жизни новое поколение. И что мы видим сейчас? История забывается, переписывается. Поколение уже не так воспринимает героизм наших предков, пытается забыть. Героизм для многих становится пустым словом. Проявление вандализма яркий тому пример. Тогда что будет со следующим поколением? Они не будут знать, что такое Великая Отечественная война? Раньше детей называли в честь героев, а сейчас? Нет воспитания в этом русле. Современное поколение растет совершенно на других идеалах.
Не стоит забывать и о религии.  В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления.
    Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса внутреннего мира человека. Наблюдается тенденция приобщения молодого поколения к религии. А может, это попытка приобрести недостающий багаж знаний, найти ответы на многие вопросы, которые не в состоянии дать общество?
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
       В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на слова К.Д. Ушинского:  «Задача воспитания- пробудить  внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания».