Методические рекомендации проведения занятии по изготовлению народной куклы


Методические рекомендации проведения занятии
· по изготовлению народной куклы


Пояснительная записка
Это методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей. В методической разработке указаны цели, задачи, применение данного материала в учебном процессе .
Главной целью написания данной методической работы было обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах.
       Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.
Сегодня мы на многое  начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали?  О чем размышляли?  Что переживали? Какие праздники отмечали?  Что передавали своим детям, внукам, правнукам?  Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Ведь без прошлого нет будущего.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
Для современных детей куколка – это, прежде всего, забава и игрушка. Однако так было далеко не всегда. Наши предки очень серьезно относились к сделанным своими руками поделкам, поскольку считали их оберегами. Выполняли народные куклы самые различные функции и в зависимости от их внешнего вида могли защищать от черной магии, болезней, неприятностей или же избавлять человека от болезни или несчастья.
С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий. Куклы могут быть похожими, но не одинаковыми, при их изготовлении не нужно использовать «жесткие» выкройки, и это дает толчок для развития творчества. Именно поэтому нужно привлекать детей к самостоятельному изготовлению таких кукол. Традиционная народная кукла на протяжении многих-многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Народные куклы сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал!». Народная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа, является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Создавая кукол, девочки  учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой,  нарядно одетой куклой девочки выходили  «на люди»- праздники, вечерки, посиделки,  демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый  мир. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег.
Также кукла играла для женщины роль проводника и служила символом перехода из одного состояния в другое от девочки к девушке, от девушки к женщине и т.д. Изготовление подобных кукол в наше время у многих вызывает сложности. В современном обществе роли мужчин и женщин искажены и женщина иногда очень надолго «зависает» в одном из состояний, когда фактически ей уже пора играть совсем другую роль. От этого у нее в жизни многое не складывается, что вызывает ощущение неудовлетворенности и негативно сказывается на отношениях в семье и на жизни в целом.
Почему русская народная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
Народные куклы, в старину, играли огромную роль:
они были участницами многих праздников и обрядов;
были оберегами;
являлись символами счастья, добра, благополучия  и продолжения рода;
ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа.
тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.
Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Нам следует сохранить свою, отшлифованную веками, традицию. Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.




Рекомендации по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с народной куклой

Методы обучения детей изготовлению народных кукол

Методы эмоционального стимулирования художественно- практической деятельности:
-создание ситуации успеха;
-поощрение;
-использование игр и игровых форм организации;
-создание ярких наглядно-образных представлений
Методы развития познавательных интересов:
-создание познавательной ситуации;
-создание ситуации проявления творчества
Волевые методы:
-предъявление учебных требований;
-формирование ответственного отношения к работе;
-осуществление оперативного контроля
Социальные методы:
-постановка системы перспектив;
- организация совместной деятельности в группах, парах, индивидуально
Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.
Немало важным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной куклы – сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием частушек, песен. Так как вся работа велась в соответствии с народным календарем, дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа.
Для приобщения детей к истокам народной культуры, для формирования у них элементарных представлений о народной игрушке, о способах и последовательности ее изготовления, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется организовывать:
- проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группах по решению ситуаций и задач, разработка совместно с педагогом проектов и т.п.)
- продуктивные виды деятельности (изготовление кукол из различных материалов, выполнение рисунков и их презентация);
Какие задачи должен ставить педагог по реализации данного направления
- знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с различными видами народной куклы (кукла-мотанка, кукла-закрутка, кукла-мартиничка, кукла из мочала и др.);
- воспитывать уважение к предметам труда взрослых, создавших игрушки;
- формировать знания, умения, практические навыки работы с различными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства;
- способствовать проявлению интереса к событиям настоящего и прошлого страны, стремлению к знакомству с культурой страны;
- способствовать проявлению познавательной активности за счет удовлетворения потребности в новых знаниях;
- ориентировать детей на сотрудничество с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности;
- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости при совместных мероприятиях.

Принципы изготовления народной игрушки - лоскутной куклы:
- Использовать простейшие конструкции кукол.
- Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.
- Строго следить за правилами экономии материала.
- В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.
Схема изготовления куклы-закрутки







2. Типология народных кукол
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.
2.1. Куклы-обереги.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Известно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
К этой группе кукол относятся Масленица, Параскева Пятница, Рябинка, Коляда и Крестец, Купава, Кукушка, Каргопольская, Покосница, Мокриди-на, Паньи поморские, Младенчики, Старички-Лесовички, Стригушки, Ку-ватки (кувадки) и многие-многие другие, не похожи на современные игрушки. Кроме того, Акань, Любава, Скрутки, Свёртки, Ангелочки, Шаманы, Рожан-ка, Благодать, Кубышка-травница, Филипповка, Неразлучники, Зайчики-на пальчики, Кормилка вепсская и другие.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла- Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.
Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.
Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу-Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.
А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.
Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Мы тоже мечтаем иметь такого могущественного помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды. Вот с такой маленькой волшебницей - русской традиционной куклой-закруткой мы можем встретиться в сказках «Матушкина куколка», «Василиса Прекрасная» и т.д.
Вот и в сказке «Матушкина куколка» эти обряды играют важную роль. С их помощью куколки купеческая дочь Марьюшка избегает многих бед и находит свое счастье.
Василисе тоже помогала ее куколка. Без этого, где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису Хорошо было жить ей с куколкой”
Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “по конец жизни своей всегда носила в кармане”.
2.2. Игровые куклы
Эти куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла Полено. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок - голышек, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – «кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвёртая – «кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.
2.3. Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Покосница – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Домашняя Масленица – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество.
Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённый к потомкам.
Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Календарные куклы
Весенние
1. Домашняя масленица
«Домашняя Масленица» - кукла бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой масленицы или её младшей сестрой. Она была небольшая – 20-25 см высотой, делалась из соломы или лыка с белым тряпичным лицом. Кукла символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она была сильным оберегом жилища и хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в дом. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.
2. Веснянка
Весной на Пасху девушки и девочки изготавливали нарядных куколок, обмениваясь ими в подарок. Голова куклы по форме напоминает яйцо. Отличительной чертой Веснянок были яркие волосы: ярко-красные, синие, зеленые, рыжие, украшенные яркими лентами.
3. Вербная
Обрядовая весенняя кукла. Когда детей накануне Вербного воскресения посылали в лес за веточками вербы, мать делала несложную куклу и давала детям с собой. Дети несли куклу и вербу вместе, считалось, что куколка помогает детям, оберегает их и показывает дорогу домой. Эти веточки вербы использовали в целительских обрядах и ставили до праздника Троицы в доме. Вместе с куколкой они и стояли на видном месте и оберегали дом от напастей и болезней.
4. На пасхальное яйцо
Куколка делалась перед Пасхой. Делалась всегда на подарок и была хранительницей и оберегом пасхального яичка-писанки, которые тоже расписывали к Пасхе для родных и близких людей.
5. Птица Радость
Птица Радость - кукла весеннего обряда Заклика Весны, который существовал вплоть до войны в Алексинском районе Тульской губернии на берегу реки Оки.
Обряд проводился на «Сороки» 22 марта.
Проводили его замужние женщины - они были главными участникам обряда, но в обряде могли участвовать и их подрастающие дочери. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно украшали головные уборы – чаще птицами разного вида. Их украшали перьями, меховыми опушками. И женщины сами принимали образы птиц.
И было поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным.
6-7. Пасхальная
Наступал праздник Пасхи, и вместе с куличом и писанками, хозяйка делала для украшения дома Пасхальную куклу. Делается она из ярких красных тканей и одевается в нарядную одежду. В руках у куколки узелок с подарками, как пожелание благополучия, достатка и радости в доме. Старшие дочки могли сами крутить таких кукол и дарить родным и близким в праздник.
Куколку ставили в красный угол и любовались ей целый год.
Летние
1.Семик и Семячиха
Этих кукол делали в четверг перед Троицей. Это пограничный праздник между весной и летом.
Молодежь делала этих кукол и ходила с ними все Зеленые Святки по домам. Они пели хвалебные песни, получали угощение. Обычно в угощенье давали варёные яйца. Молодежь шла в поле, сажали кукол на почетное место в основании стога или прямо на стог, около которого разводили костер и пекли яичницу из подаренных яиц. Пели, танцевали и, уходя, оставляли кукол в снопах.
Семик и Семичиха – не молоды, это куклы в возрасте, одеты в костюмы взрослых людей. Они символизируют хозяина и хозяйку. В руках у них дерево - березовая веточка, украшенное лентами.
2. Жница
Жницу называли «куклой первого снопа». Делали эту куклу перед тем как начинали жатву. Первые срезанные колосья привязывали кукле на пояс. Куклу клали на полосу и от нее начинали жать. За спиной куклы привязаны платком двое младенцев, на поясе мешочек с хлебом и солью. Куклу делали как помощницу в жатве. В ней сочетается и материнство, и плодородие, и труд, все, что было основными составляющими жизни женщины.
3. Покосница
Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок Покосниц. У куколок были яркие наряды, в честь первого покоса в году, и тщательно обмотанные крестовинами ручки, чтобы уберечь руки косарей от порезов. Соответственно, куколка сочетает в себе игровую и обережную функции
4. Симеон-столпник
Кукла периода между летом и осенью 14 сентября. Раньше в это время праздновали Новый год. После праздника начинался основной сбор урожая. В этот день мужчины делали куклу-парня, привязывали к длинному шесту. Мужчины несли шест, а парни старались сорвать куклу. Победителю полагался подарок.
Осенние
1. Зерновушка
Кукла – оберег достатка и благополучия в семье. Кукла наполнена гречкой. Гречиха – это одна из самых капризных культур юга России. Но если о ней заботиться, она воздает сполна за потраченные усилия обильным урожаем.
Гречиху сеяли 26 июня на Акулину Гречишницу. Сев ее сопровождался обрядом. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в образе куколки, которую и называли Зернушка. Гречиха в ней символизировала сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу возле икон. Верили, что тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
2. Филипповка
Филипповка – покровительница женского ремесла. Делают её в ноябре на Филиппов день. Её делали женщины и девушки, занимающиеся рукоделием, и дарили друг другу с уважением. Получить такую куклу в подарок – честь. Значит, тебя признают как мастерицу. Эту куклу хранили в доме, рядом с местом, где ткали или пряли.
3. Многоручка
Обрядовая кукла южных районов России. Помощница в рукоделии. На Покров (14 октября), перед тем, как сесть за изготовление приданого, девушка делала из соломы или из лыка эту куклу с просьбой о помощи в работе. У куклы делается 10 рук – для того, чтобы все успеть сделать.
4-6. Параскева
Образ «Параскевы-Пятницы» - бабьей заступницы и покровительницы женских ремесел.
Эта куколка – хранительница мелких предметов для рукоделия.
На ней бережливые хозяйки развешивали кусочки тесьмы, ниточки, пуговки и маленькие тряпочки. Каждая ниточка, особенно цветная, ценилась и прибиралась.
Делали ее из тех материалов, которые были под рукой.
Параскева-Пятница, по народным преданиям, распоряжалась судьбой урожая, распределением продуктов, сырья, предметов ремесленного производства, хозяйствовала на торгу.
Зимние
1. Спиридон-солнцеворот
Праздник Спиридона отмечали 25 декабря в дни зимнего солнцестояния. В народе считалось, что этими праздниками, яростными песнями и плясками, сжиганием старья люди помогают солнышку начать новый круг. Куклу сжигали вместе со старой рухлядью и домашним скарбом. Сжигали старые поломанные колеса, ободы, корзины - все круглое.
2. Веничек благополучия
Куклу делали утром в Рождественский Сочельник. Для этого с ночи в доме в красном углу рассыпали разное зерно. Утром зерно собирали, увязывали в семь мешочков и украшали ими куклу. В каждый мешочек насыпалась крупа. Верили, что в эту ночь зерно приобретало целительную силу, поэтому добавляли его в корм животным, заваривали людям. Использовали только в исключительных случаях.
3. Коляда
Куклу делали в период Зимних Святок. С этой куклой в Святки ходили по домам колядовать, поздравляли друг друга и желали только хорошего. Коляду очень ждали в каждом доме, готовили ей подарки. После того, как ряженые с Колядой обходили все дома, они оставляли Коляду с гостинцами в той семье, по какой-то причине лишившуюся кормильца, либо там, где было много детей и семья жила небогато.
4. Коза
Кукла «Коза» имела то же значение, что и переодевающийся на Рождество в козу колядовщик. Одета была «Коза» в яркое платье или тулуп, поверх которого крепились предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Свадебные
1. Алтайская парочка
2-4. Неразлучники
Такие куклы бытовали в Белевском уезде Тульской губернии, их дарили на свадьбу.
В народе говорят: «Бог повелел жене-мужу в неразлучье жить». Такую куклу-оберег дарили молодоженам на свадьбу с пожеланиями лада в семье. Лад - это мир, согласие.
5. Свадебная Роща
Кукла «Роща». Еще одно название этой куклы - «Мировое древо». Она украшала свадебный каравай.
Кукла сделана очень просто: на рогульку насажены две куклы. На один пруток рогульки - куколка женская, а на другой – мужская, и обвязаны одной красной лентой. Деревянная рогулька - это символ слияния после свадьбы двух судеб, двух жизненных потоков в один, который и укорениться должен, как саженец плодоносящего деревца в каравае. Хлеб, каравай, – символ новой земли, устроением которой они вместе и займутся! И имя этой новой земли: Семья. А на свадебном каравае таких Рощ могло быть много!
6. Парочка
У женской и мужской фигуры общая рука символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
7. Княгиня
Кукла выносится на свадьбу, на свадебный стол. Такую свадебную куклу делала сама невеста, готовясь к свадьбе. И эта кукла должна взять на себя внимание, завистливые взгляды, как оберег. Гости невольно на нее внимание обращают, заглядываются на куклу. Куклу заносили на свадебный пир, когда подавали сладкий пирог, пряник и ставили перед молодыми.
8. Невеста (украинская)
Такую куклу делали девушки на выданье себе на игру. И в последствии забирали с собой в дом мужа. Там девушка могла играть этой куклой, пока у неё не появлялись дети. Наряжали очень ярко и красочно из старой одежды своих близких людей.На лице куклы делали крест из черных ниток. Крест это символ солнца, а черный цвет- цвет Земли, плодородия.
9. Подружка невесты (украинская)
Вместе с куклой Невестой, могли сделать куклу – подружку невесты. Она была меньше размером. На лице куклы-подружки делали крест из цветных ниток, как знак молодой цветущей девушки.
10. Кукла-полено (с двумя младенчиками)
Это русская кукла - оберег семьи. Молодой семье, где еще нет детей - делали куклу без кукол-пеленашек. А семье с детьми делали куклу-полено и привязывали к ней столько пеленашек- сколько в семье детей. Полено - это мужчина. Сверху полена нарядные одежды - женщина, и детки. Детки считались богатством, в деток-пеленашек вкладывают монетки на достаток.
11. Утешница свадебная
Это кукла родом из Переславля Залесского. Такую куклу делала мама для своей дочки, накануне свадьбы. В ночь перед свадьбой мама садилась вечером и делала эту куклу из кусочков своей старой ношеной одежды. Делала куклу своей дочери выходящей замуж и дарила. Как правило, дочь после свадьбы переезжала в дом мужа. Часто в другую деревню, в другой поселок. И эта кукла уезжала вместе с сундуком и всем приданным вместе с ней. Даря куклу, мама говорила дочке: будет тебе хорошо – поставь ее на Божницу, порадуйся вместе с ней, поделись добром. А будет плохо – прижми к себе, поплачь вместе с ней.

Заключение
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев пробуждают у детей желание узнать их назначение, учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место, так как они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие и осознание ими традиционной культуры. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Занятия конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будут способствовать социализации и помогут учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Таким образом, сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволит добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, поможет обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес  к русской национальной культуре.



Список литературы и интернет-ресурсы:
1.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.
2.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
3.Шайдурова Н.В. методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой –Барнаул: АлтГПА, 2010
4.Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://tn-kukla.livejournal.com
5.Деревянко И.С., Тронникова А.Ю. Игрушки в подарок. – М.: «ЭКСМО», 2005. – 160 с.


















Заголовок 115