Методы и приемы духовно-нравственного развития личности школьника во внеурочное время


Методы и приемы духовно-нравственного развития
и воспитания личности школьника во внеурочное время
В посланиях Президента Федеральному Собранию РФ сказано: «Духовное единство народа и объединяющие моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество способно решать масштабные национальные задачи, когда есть общая система нравственных ориентиров, когда хранят уважение к родному языку, к культурным ценностям, к памяти предков».
Социальный заказ образованию устанавливается в системе социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, самосознание, идентичность, патриотизм, гражданское общество, базовые национальные ценности и духовно-нравственное развитие и воспитание.
Методы и приемы воспитания
Методы воспитания – это способы достижения цели воспитания, можно сказать, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Практика воспитания использует, прежде всего, те из них, которые можно назвать общими методами. Иногда общие методы воспитания оказываются малоэффективными, поэтому перед педагогом всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые соответствуют условиям воспитания, позволяют добиваться результата. Конструирование и выбор методов вершина педагогического мастерства.
Внося в разработку общих методов, свои частные изменения, в условиях воспитательного процесса, педагог вырабатывает свои приемы воспитания, как часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение. Знание методов и приемов, умение правильно их применять, используя разнообразные формы – одна из важнейших характеристик педагогического профессионализма. Такова связь форм, методов и приемов воспитания.
Следует выделить также понятие средств воспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством – совокупность приемов. Средство – уже не прием, но еще не метод. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре форм и методов приемы и средства присутствуют обязательно.
Выбор методов воспитания в процессе духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета конкретных условий, в которых он применяется. Чем глубже воспитатель понимает причины, которые обуславливают применение тех или иных методов, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.
В практике духовно-нравственного воспитания школьников стоит задача выбора форм и методов применение, которых дадут оптимальный результат на пути эффективного применения различных форм, методов и средств воспитательного процесса.
Факторы, определяющие выбор форм и методов в процессе воспитания школьников
Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор форм и методов духовно-нравственного воспитания, должны быть учтены следующие:
Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Поскольку содержательная характеристика форм и методов очень важна.
Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста. За возрастом – приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно в любом возрасте, но методы воспитания должны меняться.
Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в группе – климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.
Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, СМИ – необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая; педагогическая техника: речь, движения, мимика и т.д.; средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. Уровень педагогической квалификации. Педагог выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. При выборе форм и методов, педагог должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Правила выбора методов воспитания и их классификация
Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм отношений педагога с воспитанниками. Методы воспитания в свете гуманистического подхода – это не набор чисто профессиональных средств в руках людей, равнодушных к судьбе детей. Методы – живые отношения живых людей.
Педагогу нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с определенными формами и системой методов и никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой.
Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых средств. Простейший пример: педагог выводит воспитанников работать в сад и предлагает им сажать деревья, а для этого не подготовлен ни инструмент, ни посадочный материал. Замысел, не подкрепленный средствами, оказывается бесполезным. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца. Метод требует логического завершения.. Выбор формы и метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных выбираются другие пути взаимодействия.
В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Классификация методов – это выстроенная определенным способом система методов, которая фиксирует в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, что способствует их выбору и эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог ясно представляет себе систему методов, понимает назначение, характерные признаки форм, методов и их модификаций.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно, она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников, или такие группы методов, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее применимой представляется в классификация методов на основе, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания. В соответствии с характеристикой выделяются три группы методов: формирование сознания личности; опыта общественного поведения; организации и стимулирования деятельности.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Среди сложных по содержанию и применению – методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, а также метод наглядно-практического воздействия – пример.
Рассказ на этическую тему – яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У этого рассказа несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить положительным примером воспитания.
Очевидно, что на внешкольном мероприятии при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотаций, но они не достигают цели, скорее вызывают противодействие у воспитанников. Нотация не становится формой убеждения.
Этической беседа называется потому, что ее предметом становятся проблемы нравственные, моральные и этические. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний,
Поводом для этической беседы становятся конкретные факты и поступки одноклассников. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т.е. сразу же после события или несколько позже, когда ребята осмыслят и поймут их. При необходимости беседы могут проводиться и индивидуально.
Диспуты – это живые горячие споры на разные волнующие темы. Диспуты проводят со старшеклассниками на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы: «О духовности», «О религии», «Мораль и нравственность» и т.п. В основе диспута – спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. Цель диспута – не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает воспитанникам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.