ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Кобрусева Наталья Геннадьевна
преподаватель ОБОУ СПО «Железногорский ПК»
Курская обл. г. Железногорск, ул. Гагарина 41-54
nura070797@mail.ru
тел. 8(905)159-51-76
Аннотация
Описано: дистанционное обучение как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены компоненты системы дистанционного обучения; требования, которым должны отвечать информационные образовательные технологии. Обучение преподавателей; формирования готовности учителей к осуществлению дистанционных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями, лица с особыми нуждами, информационная технология.
Abstract
It is described distance learning as one of forms of education of children with the limited health disabilities. Components of system of distance learning are considered; requirements to which information educational technologies have to answer. Training of teachers; formations of readiness of teachers to implementation remote technologies in education of children with limited health disabilities.
Keywords: distance learning, children with limited disabilities, persons with special needs, information technology.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений образования в России. В настоящее время в Курской области, на период 2013-2014гг., зарегистрировано 1939 детей нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания). В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.5 п.5 говорится, что необходимо создавать условия для получения, без дискриминации, качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Оказывать содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, осуществлять полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. [1]
Однако далеко не все общеобразовательные учреждения готовы реализовать их образовательные потребности.
Главной проблемой в обучении детей с ОВЗ являются отсутствие квалифицированного персонала, способного работать с особыми детьми, и отсутствие материально-технического оснащения. Серьезную проблему представляет и профессионализация после окончания школы детей с ОВЗ.
В Курской области 13 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями – это около 1000 человек и, примерно столько же детей обучаются дома не посещая школу. И, если ранее, единственной формой обучения была очная, когда учитель приходил к ученику домой, то с 2009 г. доминирующей формой становится дистанционная.
17.04.2012г. комитет социального обеспечения Курской области утвердил программу «Мир равных возможностей» на 2012-2014гг. направленную на поддержку детей с ОВЗ.
Министерство образования РФ реализовывает мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 гг. Целью этой программы, стало стимулирование реализации во всех субъектах Российской Федерации программ по развитию дистанционного образования (ДО) детей ОВЗ, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения. Итак, дистанционное образование становится основной и единственной формой реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями.
Таким образом можно прийти к пониманию сущности дистанционного обучения как преимущественной формы обучения лиц с ограниченными возможностями, базирующейся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий, которые можно наиболее полно адаптировать к своеобразию обучаемого. Дистанционное обучение позволяет создать оптимальные условия для свободного выбора темпа обучения, специальности, образовательной программы, получения возможности для диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения, обучаемого в пространстве и во времени.
Систематизируя знания о своеобразии детей с особыми нуждами, были выделены наиболее общие требования, которым должна отвечать информационная технология для их дистанционного обучения. К таким требованиям следует отнести:
информативность - любой ученик независимо от места жительства при наличии информационного канала связи может получить достаточно полный объем сведений о возможности и технологии получения требуемого ему образования;
гибкость — обучаемый может избрать для себя доступную программу обучения (учебное заведение формирует для него наиболее оптимальную программу обучения в соответствии с рекомендациями индивидуальной реабилитационной программы и отвечающую требованиям ФГОС);
параллельность — ученик может одновременно обучаться на нескольких электронных курсах;
охват значительного числа обучаемых. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся;
их общение через сети, связь друг с другом и с преподавателями, возможность посетить уроки вместе со своими здоровыми сверстниками в рамках интернет-конференции;
технологичность обеспечения образовательной деятельности.
Нормативно-правовая подсистема дистанционного обучения в настоящее время находится на стадии формирования. Программная подсистема включает виртуальную информационно-образовательную среду, системное программное обеспечение и инструментальное программное обеспечение. Учебно-методическая подсистема, в свою очередь, включает учебные пособия, электронно-методические пособия, методические материалы. Систему дистанционного обучения также составляют наличие и взаимосвязь автоматизированных рабочих мест (АРМ) всех субъектов учебного процесса (АРМ преподавателя, АРМ ученика, АРМ тьютора, АРМ администратора) и сетевой автоматизированной системы управления учебным процессом. Таким образом, дистанционное обучение лиц с особыми нуждами представляет собой сложную систему, базирующуюся на новейших достижениях в области информационных технологий. Она включает совокупность функциональных компонентов, каждый из которых обеспечивает требуемое качество и носит динамичный характер, позволяющий адаптировать его к обучаемым.
В Курской области делаются первые шаги для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ школьного возраста. Преподаватели самостоятельно подключаются к он-лайн конференциям, используют электронную почту и другие телекоммуникации. Однако, этого не достаточно. Не хватает электронного портала для подобных детей, который бы объединял не только обучающихся, но преподавателей и родителей.
Весь процесс дистанционного обучения ориентирован на реализацию образовательных потребностей детей с особыми нуждами: его характеризуют индивидуальный подход к обучаемым; учет психолого-педагогических требований к обучающей программной среде; целенаправленность и последовательность; адаптивность и доступность; интерактивность и наличие обратной связи; системность; технологичность в организации и обеспечении обучения. Список литературы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 26 декабря 2012г.
Демкин В. П. Нормативная база дистанционного образования // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 40-41. Кукьян В. Н., Фотина О. В. Актуальные проблемы дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 48. С. 86-89.
Штурба Т. В. Педагогические основы дистанционного обучения лиц с особыми нуждами: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
Целевая программа "Развитие образования Курской области на 2011 - 2013 годы". Закон Курской области от 17.12.2012 N 129-ЗКО
Перевозникова И. В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5. С. 105