ПрезентацияРоль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности посредством программы дополнительного образования «Родничок»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка детский сад «Рябинушка»
Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников
в формировании ценностного отношения
к окружающей действительности посредством программы дополнительного образования «Родничок»
Музыкальный руководитель
Бакустина Марина Анатольевна
2015 год
Слайд 1
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни, дерево.
Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он, ты приказал мне сделать невозможное!».
Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».
(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)Это высказывание в полной мере относится к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными.
Слайд 2
Актуальность
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни.
А такие категории, как нравственность и духовность занимают в настоящее время, к сожалению, далеко не первые места.
Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач, Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Слайд 3
Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.
Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства.
Мне, как педагогу, не безразлично какими вырастут наши дети, будут ли знать свои народные корни, раскрывающие ребенку красоту души родного народа.
Поэтому в своей работе я уделяю серьезное внимание духовно – нравственному воспитанию детей.
Этой проблемой я начала заниматься 20 лет назад.
Но вначале пришлось провести большую предварительную работу с родителями и сотрудниками детского сада. Мне было очень важно понять, найду ли я среди них поддержку и помощь, так как работа в этом направлении требует непосредственного взаимодействия. Проведя анкетирование, я поняла, что у меня есть единомышленники.
Слайд 4
Мною была разработана рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей и создано творческое объединение «Родничок».
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-7 лет и принципа «От простого к сложному»- рассчитана на 2 года.
Образовательная деятельность проводится один раз в неделю, во второй половине дня продолжительностью 30 минут.
Слайд 5
Цель программы
Создание условий для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.
Слайд 6,7
Задачи творческого объединения вы видите на экране, более сжато они будут звучать так:
интеллектуальное и духовное обогащение детей;
элементарное знакомство с православной верой;
формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
возрождение русских национальных традиций и обычаев;
сохранение нравственных семейных ценностей.
Способствовать получению и расширению знаний детей о традициях русской народной культуры;
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;
Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро;
Прививать детям любовь к русскому народному творчеству;
Изучать с детьми русские народные песни, игры, потешки, танцы, фольклор малой родины;
Пополнять музей МДОУ ЦРР детского сада «Рябинушка» экспонатами русского народного быта;
Организовывать выступления детей перед родителями, сверстниками и социумом.
Слайд 8
Для реализации программы использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время: показа сказок (педагогами, детьми), проведения дидактических и музыкально-дидактических игр, наблюдений, экскурсий, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений педагогом, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов музыкального руководителя, проведения разнообразных игр, загадывания и отгадывания загадок, рассматривания наглядного материала;
Практический метод: организация продуктивной деятельности: концертная деятельность, ИЗО, ручной труд.
Слайд 9
Работа фольклорного кружка построена и ведется по трем направлениям:
1) самообразование педагога;
2) взаимодействие с родителями;
3) совместная деятельность с детьми.
Самообразование педагога проходит путем:
Слайд 10
● консультаций;
● семинаров;
Слайд 11
● изучение передового опыта и методической литературы.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью работы творческого объединения. Различные формы сотрудничества помогают мне в достижении поставленных целей и задач это:
Слайд 12,13
совместные праздники «День матери», «Турнир чести», «Спартианские игры»
анкетирование;
родительские собрания («Приобщение детей к истокам народной культуры», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»);
консультации;
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании.
Слайд 14
Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
Слайд 15
Народные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
Мы проводим такие праздники как:
Слайд 16,17
«Масленица»,
Слайд 18,19,20,21,22
«Кузьминки», «Рождество»,
«Праздник русской березки»,
Слайд 23,24
Фестивали детского творчества
Слайд 25
Занятия-экскурсии
«В зимний холод всякий молод»
«Журавли на крыльях лето уносят»
«Березка плачет, а ребенок скачет»
Слайд 26
● беседы - обсуждения «Путешествие в страну фольклора», «Большому уму и в маленькой голове тесно», «В поле снопок, а в лесу грибок», «От ласкового слова и в избе светлее», «Жаворонки, летите, да весну к нам несите», «Мели, Емеля, твоя неделя»;
Слайд 27,28
● образовательные проекты («Я и моя семья», «Бабушкины пироги»);
● рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
Слайд 29
продуктивная деятельность
Выступление на XV международной научно-практической конференции «Региональные ресурсы развития культурно-образовательной среды – ведущее условие самореализации личности»
Слайд 30
Выступление на Церемонии подписания Соглашения между Администрацией МО «Смоленский район» и Духовенством Смоленского района
Слайд 31,32
Выступление на районном родительском собрании
Слайд 33,34
Инсценировка русских народных сказок
Слайд 35
История возникновения куклы Берегини и ее изготовление
Слайд 36
Знакомство с народным костюмом Смоленской области. Рисование рисунка, характерного для нашей местности. История льняной рубашки.
Слайды 37,38,39,40,41,21,43
С особой гордостью хочется рассказать про наш этнографический музей «Горница».
20 лет назад, когда мы решили создать в детском саду музей, сотрудники, родители и просто жители деревни Жуково и окрестных деревень с охотой поделились своими, я не побоюсь этого слова, семейными реликвиями. У нас есть экспонаты не только Смоленской области, но и с Алтая, Калуги, и других городов и деревень России.
И теперь дети могут тесно соприкоснуться с вещами и предметами русского быта, которыми пользовались их предки.
Слайды 44,45,46,47,48
Определение уровня овладения детьми пройденного материала, осуществляю в непринуждённой беседе с ребенком.
Использую игровые приёмы, ИКТ и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.
В приведенных ниже слайдах представлены результаты, раскрывающие уровневую оценку овладения детьми программы творческого объединения «Родничок».
Слайд 49
Высокий уровень освоения детьми программы творческого объединения «Родничок», позволяет нам выступать не только в детском саду, но и за его пределами.
Выпускники детского сада становятся учащимися музыкальных школ и посещают различные творческие объединения, где, по отзывам учителей также показывают высокое качество знаний.
Слайд 50,51,52,53
Материалы работы творческого объединения «Родничок» принимают участие в конкурсах различного уровня и получают высокую оценку.
В результате проделанной работы можно сделать Вывод: по окончании обучения в творческом объединении «Родничок», дети имеют достаточно высокий уровень знаний о народной культуре, устойчивый интерес ко всему русскому, положительную тенденцию осознания себя частью русской культуры.
В перспективе ставлю перед собой задачу продолжать работу по приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа, широко внедрять это не только в дошкольном учреждении, но и в социуме.
Высоких результатов работы творческого объединения «Родничок», я добилась благодаря сплоченному и дружному коллективу детей, родителей и сотрудников детского сада «Рябинушка». За что, огромное им спасибо.
Слайд 50
Свое выступление я хочу закончить словами: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».
Иоанн Златоуст