Проект по исследовательской деятельности 4 класс «Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности человека»

Западное управление министерства образования и науки самарской области
Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»










Секция
Искусство


«Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности человека»









Выполнили:
Зиганшина Полина,
Кривоногов Влад,
Савинова Ольга
учащиеся 4 А класса
ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани
Руководитель работы:
Зарубина Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов.




г. Сызрань, 2015 г.




Содержание





Введение (актуальность, цель, задачи)

Теоритическое исследование

2.1. Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа

2.2. Влияние фольклора на воспитание и развитие личности человека

Практическое исследование

3.1. Микроисследование №1: опрос

3.2. Микроисследование №2: опрос

3.3. Микроисследование №3: анкетирование

Заключение

Литература

Приложение


















Введение

В настоящее время остро стоит вопрос о возрождении народных традиций в России. В связи с этим большое значение уделяется фольклору. Фольклор это особая область поэтического искусства. Он отражает многовековой исторический опыт людей.
Своё начало фольклор берёт в далёкой древности. Он зарождался и возник тогда, когда человечество ещё не имело письменности. В песнях, загадках, пословицах, сказках, былинах и других формах фольклора люди формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим.


Актуальность: стоит ли сегодня говорить о фольклоре? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли о значении фольклора для воспитания и развития школьника. Нас всегда интересовали такие вопросы: почему, когда бабушки и мамы пели нам колыбельные песни, мы быстро засыпали? Почему когда мы поём и слушаем частушки, у нас повышается настроение? Почему очень легко запоминаются слова прибауток? Почему народные дразнилки не обидные?
Поэтому для исследования мы выбрали тему: «Познавательное и воспитательное значение фольклора в формировании личности школьника»
Цель исследования: изучить фольклорные жанры и исследовать, какое влияние оказывает фольклор в развитии и воспитании детей.
Задачи исследования:
изучить жанры устного народного творчества;
рассмотреть значение различных форм фольклора в жизни ребёнка;
провести и описать практические исследования, обобщить полученные результаты;.
Моя гипотеза: произведения устного народного не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие воспитания школьников положительно.
Объекты исследования: фольклор.
Предмет исследования: формы фольклора.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Жанры русского фольклора: вековая мудрость народная
Русский фольклор – это творчество народа. В нем заключено мировоззрение тысяч людей, населяющих когда-то территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками.
Наследие нашего народа многогранно. Жанры русского фольклора подразделяются на две группы, включающие в себя множество видов: обрядовый и необрядовый фольклор.
Обрядовый фольклор
Эта группа народных творений в свою очередь подразделяется на две категории:
Календарный фольклор – отражает народные праздники, обращение к природе: наши предки обращались к матери-Земле и другим божествам, прося у нее защиты, хорошего урожая и благодати.
Семейно-бытовой фольклор, который описывал жизнь с момента его рождения.
Необрядовый фольклор
Он включает в себя 4 подвида:
1. Фольклорная драма
театр Петрушки уличные театрализованное представление
спектакли на тему Рождества Христова и других событий.
2. Фольклорная поэзия
Былины: песни-сказания, повествующие о героях древности, защищавших свою Родину, их подвигах и доблести. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике – одна из известнейших.
Исторические песни  описывают реальные события, произошедшие в незапамятные времена. Ермак, Пугачев, Степан Разин, Иван Грозный, Борис Годунов – эти и многие другие великие люди и их дела вошли не только в историю, но и народное творчество.
Частушка – иронические четверостишия, высмеивающие жизненные ситуации.
Лирические песни – плясовые и протяжные, удалые и мелодичные.
3. Фольклорная проза
Знакомый каждому из нас с детства – волшебные сказки. Добро и зло, справедливость и подлость, подвиг и трусость – все переплетено здесь. И только чистое и открытое сердце главного героя способно побороть все невзгоды.
4. Фольклор речевых ситуаций.
Здесь и пословицы, и загадки, развивающие мышление, и детский фольклор (потешки, пестушки, считалочки, скороговорки и другие виды детского фольклора), помогающий посредством игры и веселья лучшему развитию детей.
Это лишь малая часть того наследия, что оставили наши предки. Их творчество имеет великую культурную ценность. Все они объединены одной общей чертой – в каждом есть любовь, доброта и свобода. То, без чего не мыслимо само существование человека.
Влияние фольклора на воспитание и развитие личности человека
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности человека. Он развивает мышление. Обогащает речь, позволяет успешно овладеть родным языком. В наше время наблюдается оскудение русского языка. Исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения. Поэтому показать красоту русского языка можно через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх, сказках, загадках, пословицах и поговорках.
Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток. Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу - Дам кусок пирога И кувшин молока.

А потом и песенки – пестушки появились. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Затем начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабулька добренька. Попили, поели, Домой полетели - На головку сели, Ладушки запели. Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.
От топота копыт Пыль по полю летит.
На дворе трава, На траве дрова.
В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко, Там твои детки Кушают конфетки! Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.
Улитка, улитка, Высуни рога, Дам тебе к чаю Кусок пирога. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.
Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.
Петушок, петушок! Покажи свой гребешок. Гребешок горит огнем. Ну-ка, Миша, выйди вон! - Ребята, кто знает считалки?


Вспоминаются слова А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!» Именно через них человек познаёт окружающий мир. Это не просто забавные или поучительные, страшные или печальные выдуманные истории. На самом деле в этих, на первый взгляд, простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление человека о мире и своем народе, о добре и зле, справедливости и бесчестии. Воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. В них скрыто поучение, смысл которого порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из копытца-лужицы, нельзя быть непомерно жадным... Но дети даже не подозревают, что в «Петушке золотом гребешке», в «Сестрице Аленушке и братце Иванушке»; в «Золотой рыбке» ему ненавязчиво внушаются запреты. Сказки наши добрые и мудрые учителя, которые всегда рядом. «Сказка -ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок!» Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы учимся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, у нас развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет. Дать ему яркую характеристику.
Новый интерес к фольклору возник в наши дни, когда стали образовываться многочисленные ансамбли народной песни, повысился интерес к истокам поэтического творчества народа, его богатейшему прошлому. Ученики наших классов на протяжении 4 лет с огромным удовольствием посещают фольклорный кружок «Реченька», участвуют в праздничных концертах, знакомят учеников школы с традициями русского народа, участвуют во всероссийских конкурсах, завоёвывают призовые места.

Практическое исследование
Работая над нашим проектом мы посетили школьную библиотеку, встретились с учителем литературы старших классов, побеседовали с бабушками наших учеников и провели анкетирование среди учащихся 4-х классов.
При встрече с библиотекарем Арифулиной Ниной Васильевной мы задали ей вопрос: «Часто ли ученики нашей школы берут для чтения книги с произведениями устного народного творчества?» Нина Васильевна нам ответила: «К сожалению не часто, только тогда, когда задают на уроках литературы».
С вопросом «Какое место занимает в программе по литературе изучение произведений устного народного творчества?» мы обратились к учителю русского языка и литературы Гуляевой Елене Валентиновне. Ответ её порадовал. Изучение фольклора занимает значимое место в программе. Мы спросили: «Почему же малая доля учеников обращаются за книгами в школьную библиотеку?» Елена Валентиновна ответила, что многие учащиеся черпают информацию в Интернете, у многих ребят есть книги в домашней библиотеке.
2.3   Почему наши бабушки и мамы наших бабушек знали так много народных песен, а репертуар современных мам так скуден? Ответ на этот вопрос мы нашли, взяв интервью у Федосеевой Раисы Павловны (74 года) «В нашей семье было пятеро детей. Я -  самая старшая. Детских садов раньше не было. Когда родители уходили на работу, нас оставляли с бабушкой. Соседи приводили своих ребятишек. Много собиралось детей на одном дворе. Каждый раз, когда бабушка укладывала спать младшего брата, нас она собирала около себя, чтобы мы не разбегались. Мы сидели смирно, шуметь было нельзя. Бабушка убаюкивала брата, и мы слушали её колыбельные песни каждый день. Бабушка уходила работать по хозяйству, а нас оставляла со спящим братом и не волновалась. Мы могли покачать его, спев при этом одну из бабушкиных песен. Во время игры мы пели эти же песни своим куклам, а потом уже и своим детям, внукам. Сейчас больше смотрят телевизор, слушают магнитофон. Дети по первым нотам узнают рекламу, а не  народные песни. Родители работают, да и бабушки живут отдельно. А раньше все жили вместе в одном доме. Взрослые пели всегда, а мы дети слушали их песни и запоминали. Я считаю, что никакое радио, телевизор не заменят ребёнку колыбельные песни, потому что малыш должен слышать дружелюбный и родной голос».
На последнем этапе наших практических исследований мы провели анкетирование своих одноклассников.


Вопросы
Да
Нет

1
Согласны ли вы с тем, что произведения устного народного творчества развивают нашу речь, обогащают словарный запас?
50
6

2
Воспитывают ли положительные качества в человеке произведения устного народного творчества?
51
5



Проанализировав наши исследования, мы пришли к выводу:
1) Фольклорные произведения оказывают сильное эмоциональное воздействие на окружающих;
2) Образы, персонажи произведений устного народного творчества связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме знакомят с некоторыми особенностями мира;
3) . В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Мнение о том, что произведения устного народного не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие воспитания школьников положительно- ошибочно.
4) Роль устного народного творчества в современном мире неоспорима и мы предлагаем следующее практическое применение:
Использовать фольклорные номера при организации концертов;
Создать книжки-малышки и книжки-раскладушки с произведениями устного народного творчества для будущих первоклассников.















                                              ЛИТЕРАТУРА:
 
1.      Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.
2.      Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.
3.      Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество. Детство). Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.
4.      Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г
5. Мельников  М.Н.  Русский  детский  фольклор.  -М.:  Просвещение, 1987г.
 
 






Рисунок 1Рисунок 2CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 80
·ЫCІ
·µ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·"
·
·
·
·
·Рисунок 315