Конспект урока по теме Комедия Н.В.гоголя Ревизор. История создания. Афиша
Конспект открытого урока по комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя (с элементами антикоррупции)
Провела учитель русского языка и литературы Плетнева Г.В. Тема урока: У театральной афиши.
Знакомство с комедией Н. В.Гоголя «Ревизор».
Портрет писателя
Эпиграф: Смех- единственное «честное благородное лицо в комедии»
Н.В.ГогольТеатральные маски
Цели:
Образовательные: Познакомить учащихся с историей создания комедии «Ревизор», повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя, дать основные теоретические понятия.
Воспитательные: Воспитание любви к творчеству писателя, культуре народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к искусству, театру.
Развивающие: Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, развивать восприятие драматического произведения. Формировать читательскую культуру, развивая представление о специфике драматического произведения и выражении в нём авторской позиции;
Развивать аналитические умения на основе работы с текстом драматического произведения
Задачи:
1. Научить ориентироваться в этапах творческого и жизненного пути драматурга.
2.Познакомить с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра,
Тип урока вводный
Вид урока размышление , ролевая игра.
Методы информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.(презентации).
беседа, методы критического мышления (составление постера и кластера) – «Ассоциации» и «Кластер», «Эссе», иллюстративный- показ слайдов, инсценировочный. Работа в группе
Оборудование: компьютер, театральные программки, словарь Даля В.И., карточки, презентации. Театральные маски, веер-2, шляпа-цилиндр
Ход урока
Учитель: У нас необычный урок. Мы попадаем в мир театра, знакомимся с произведением Н. В. Гоголя «Ревизор», написанным специально для постановки в театре.
I.Вступительная часть к уроку. ИПРОВИЗАЦИЯ
Для этого перенесемся в Петербург. В «петербургских записках» Гоголь писал: « Петербург- большой охотник до театра. Гуляя по Невскому проспекту можно наблюдать , как народ осаждает «раздавателя» билетов, высовывающего свою руку из окошка, всюду слышны голоса мальчишек, зазывающих в театр.
Слышны голоса мальчишек:3
1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!
2 Мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!
3 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!
Ученик раздает программки
Входят 2 девочки и парень (дамы и господин) садятся на места:
1дама: Господа, вы слышали, что это новое сочинение Николая Васильевича Гоголя.
2 дама: Это который «Ночь перед рождеством» написал?
Господин: Да. А еще повесть «Тарас Бульба». Помните?
1 дама: Господа, говорят, что сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подарил сам Пушкин.
2 дама: Как, Александр Сергеевич?!
1 дама: Да, господа, представляете, будто бы его самого приняли за проверяющего, т.е. ревизора, когда он проезжал по Нежинской губернии!
Учитель Эта история хорошо известна каждому образованному человеку, она изложена в письме Гоголя от 7 октября 1835г (читает на слайде
« Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский. Рука дрожит написать тем временем комедию…. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее черта»
Учитель Мы видим творческое состояние молодого автора, внутренне подготовленного к работе над пьесой. Он полностью прочувствовал жанр, стиль, характер своего творения. Даже объем его видится писателю с определенностью: 5 актов- ни больше, ни меньше. И уж очень точно воспроизведено нетерпение художника- «рука дрожит» И какая смелость, уверенность в успехе- «будет смешнее черта» В 24 года творческие силы переполняют Гоголя.
Пьеса была написана быстро.
Учитель
Пушкин А.С. Он рассказал, что его однажды чиновники Новгородской губернии приняли за ревизора, который прибыл из Петербурга с тайным поручением «собирать сведения о неисправностях». Этот анекдотический факт и был положен в основу комедии.
История была типичной для своего времени. Боязнь ревизии и ревизоров жила в чиновниках постоянно. Страх этот заставлял принимать за ревизора всякого не совсем обычного путешественника, попавшего в тот или иной город.
Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина.
Возможно, рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю из каких-то источников. Была такая ситуация в 1835г., когда, возвращаясь из своего летнего путешествия через Киев, Гоголь вместе со своими друзьями по дороге в Петербург разыграл оригинальную репетицию «Ревизора». Гоголь хотел основательно изучить впечатление от представленной пьесы. Для этого он попросил своего друга Пащенко выезжать вперед и распространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки. Пащенко выезжал несколькими часами раньше и устраивал так, что на станциях все были уже подготовлены к приезду и встрече мнимого ревизора. Благодаря этому маневру, замечательно счастливо удавшемуся, все трое катили с необыкновенной быстротой, тогда как в другое время им нередко приходилось по несколько часов дожидаться лошадей.
Когда же возник интерес Гоголя к театру? Какие факты биографии писателя говорят о его интересе к театру?
- Еще в детские годы пробудился интерес Гоголя.
А что же шло тогда на театральных подмостках?
Театральный репертуар: низкопробные пьески, в основном иностранные, пустые водевили, псевдомелодрамы - находился в плачевном состоянии.
“Я помешался на комедии”, - пишет Погодину Гоголь в 1833 году.
В 30-е годы 19 века Гоголь обратился к драматургии.
Почему Гоголь решил обратиться к театру?
Какие факты биографии Г. говорят о его интересах к театру? (Отец, Василий Афанасьевич, был известным украинским драматургом. Он стал признанным режиссёром домашнего театра в поместье отставного вельможи Д. П. Трощинского)
Если Пушкина благословил как своего литературного преемника Державин, то дарование мальчика Николая Гоголя первым отметил сосед Гоголей-Яновских по имению В. В. Капнист, автор острого комедийного памфлета «Ябеда», направленного против правительственно-бюрократического аппарата России. За эту комедию, долгое время запрещённую, Капнист едва не поплатился ссылкой в Сибирь.
Юному таланту, получившему благословение Капниста, словно самой судьбой предназначено было стать сатириком.
И пьеса «Ревизор» впоследствии была воспринята так же, как когда-то «Ябеда».
Поступив в Нежинскую гимназию высших наук, юный Гоголь сразу проявил свои актёрские склонности. Одно из первых писем (4.01.1824) родителям содержит свидетельство об увлечениях будущего драматурга: «…прошу вас покорнейше, - обращается гимназист к «дражайшим родителям», - прислать мне комедии…: «Бедность и благородство души», «Ненависть к людям и раскаяние» (пьесы Коцебу А. Ф., переведённые с немецкого)
В гимназических спектаклях будущий писатель принимал самое активное участие – и как актёр, и как художник-оформитель. Весь Нежин говорил о гимназической постановке «Недоросля» Фонвизина, и зрителей особенно поразило исполнение роли госпожи Простаковой воспитанником Н. Гоголем-Яновским. К. М. Базили, товарищ его по гимназии, писал потом в восхищении: «Ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл 16-летний тогда Гоголь».
Приехав в северную столицу, нежинский выпускник стремится попасть в труппу императорского Александринского театра. Пробы были удачны, среди актёров у Гоголя появились друзья, но актёром он так и не стал.
Позже писатель восхищал слушателей авторским чтением своих произведений. Дружба с такими русскими актёрами, как Щепкин и Сосницкий, сохранилась на всю жизнь.
Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е гг. ΧІΧ в он серьёзно задумывается о русской комедии. Продолжил творческие достижения своих предшественников Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова.
По мнению Гоголя театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок. Одним из жанров драмы является комедии. Посмотрите на доску, здесь нарисованы 2 маски, какую из них можно отнести можно отнести к комедии, почему?(смеётся).
Почему же Гоголь решил обратиться именно к комедии?
«Смех помогает обнажить игроки общества, человек больше всего боится смеха»-
Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.
“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.
“Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).
Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”.
Постановка комедии
1-я постановка
Александринский театр. Петербург. Зал был полон. В ложах и креслах партера – министры, петербургская знать. В царской ложе – Николай 1 с наследником. В театре много знакомых Гоголя:
Жуковский, которому Гоголь читал «Р.» во дворце,
Поэт Вяземский.
Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.
Только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга.
Слайд –Александринский театр , занавес
Запись начала пьесы
После спектакля Отзывы
- Скажите, как отреагировали зрители на спектакль? (Листочки + книга стр264)
Сначала смеялись охотно. Ведь комедия – это смешно.
Уже после 1-го акта недоумение было написано на всех лицах, которое возрастало с каждым актом. Зрители выбиты из всех театральных ожиданий и привычек.
Однако в этой пьесе были черты и явления, исполненные такой жизненной истины, что 2 раза раздавался общий смех. Совсем другое произошло в 4 акте: смех по временам ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то рабский смех, тотчас же и пропадавший;
Аплодисментов почти совсем не было;
Зато напряжённое внимание, судорожная, иногда мёртвая тишина показывали. Что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей.
По окончании 4 акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершено было 5 актом.
Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика за то, что смеялась, но общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики был: «Это – невозможность, клевета и фарс».
Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная, не стоит её принимать всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» В дальнейшем, продолжая делать вид, что комедия Гоголя лишь выступление против отдельных злоупотреблений, которые случайно укрылись от всевидящего ока правитеьства, царь даже велел министрам ехать смотреть «Ревизора», ничего мло страшного в пьесе нет, автор помогает нам увидеть частные нарушения порядка.
Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество», вообще на Россию.
Но более всего Гоголь был потрясён обвинением в том, что он – враг России, что он оклеветал её в комедии.
Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач Демидов, учредивший ежегодную премию в 20.000 руб. и передавший право присуждать её Российской академии наук, 11 мая 1836 г. написал письмо секретарю Академии с просьбой увенчать Гоголя одною из золотых медалей. Но Академия была императорской. Демидову было отказано. Премия была присуждена Бобинскому за «Курс верховой езды».
Действительно ли это были частные нарушения порядка
Обратимся свидетельствам современников о николаевской России врем Гоголя
(из старого учебника стр 239)
Анализ
Одна фраза – и пьеса начата. Первые пять печатных строк, где слово “ревизор” повторяется четыре раза. Одной фразой Гоголь “завязал пьесу”.
Какая?
Кто ее услышал в пьесе?
Она стала крылатой.
Значение слова
Ревизор- проведем ассоциации – проверяющий
контролер
должностное лицо осуществляющее ревизию
Групповая работа учащихся.
Инкогнито- лат.ин-когнито – придумывать, обманывать; означает скрытно, тайно, не раскрывая своего имени (не с приступными целями).
Почему чиновники боятся ревизора?
Блиц- опрос: почему все так боялись ревизора? – обсудите в группе и дайте ответ на вопрос - 2 мин.
Заслушиваются ответы учащихся из каждой группы – 1 мин.
- Потому что этим чиновникам было чего бояться, так как мы знаем из характеристики городничего, что он, к примеру, был взяточником, не все государственные бумаги, дела у них были в полном порядке. Можно привести другие примеры.
Актуальна эта проблема в наши дни?
Напишем (5 предл)
Эссе «Можем ли мы утверждать о «боязни проверок» в наши дни?»
Особенности пьесы (драматического произведения)
Пьеса – произведение, написанное для театра
Действия (акты), явления
Афиша – перечень действующих лиц пьесы
Реплика – фраза собеседника в диалоге
Ремарка – описание действие героя, данное в
скобках курсивом
Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других
Диалог – разговор двух или более лиц
Действие в пьесе развивается ,проходя определенные этапы
Композиция комедии:
Экспозиция –
Завязка –
Развитие действия –
Развязка
Учитель.
Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.
Познакомимся с героями
Какого героя вы не нашли? (ревизора)
Обращаемся к программке (говорящие фамилии)
Герои, имеющие такие черты характера должны бояться ревизора?
Д.З. Для того, чтобы понять, почему чиновники боятся приезда ревизора, дома напишите сочинение-миниатюру «Как живут горожане этого города»