Статья авт. Бойченко Л.П., Сарапулова Е.Г. К вопросу о формировании воспитательной среды колледжа


К вопросу о формировании воспитательной среды, как в группе, так и в колледже в целом
Бойченко Л.П., Сарапулова Е.Г.
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпело существенные изменения. Образовательные учреждения перешли на Федеральные государственные стандарты (ФГОС), содержание которых определило необходимость обеспечения функционирования воспитательной среды, направленной на формирование у студентов духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Среди требований, предъявляемых к современному специалисту, важнейшими являются активная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы.
В условиях среднего профессионального образования в виду всех изменений воспитательная среда должна быть инновационной, представлять такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствованием и изменением характера сложных связей между компонентами системы. Инновационная воспитательная среда это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социально-педагогическая, которая влияет на студентов и как педагогический фактор, и как социальный. Конечным результатом этого должна быть подготовка студентов к самореализации и культуре жизненного самоопределения, проектирование и осуществление целесообразной и результативной деятельности, овладение основами наук и универсальными способами действий. В своём становлении, как известно, воспитательная среда проходит ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношений и деятельности, различной прочностью внутренних связей, разным характером взаимодействия с внешней средой, различным характером и способами управления. Смысл управления развития воспитательной среды в колледже заключается в развитии личности студента, включённого в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления. Воспитательная работа в ГБПОУ «Пищевой колледж №33» строится на нескольких уровнях: на уровне колледжа, на уровне группы. Координацию воспитательной работы по конкретным направлениям осуществляет зам. директора по воспитательной работе и кураторы групп. Воспитательная работа в колледже состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимно дополняющих направлений, а именно, воспитание:
профессионально-личностное;
гражданско-патриотическое;
духовно-нравственной культуры;
художественно-эстетическое;
правовое формирование потребности в здоровом образе жизни;
экологическое;
трудовое;
и др.
Для содействия полноценному и своевременному психологическому развитию студентов в колледже проводятся беседы и лекции по различным психолого-педагогическим направлениям с целью обеспечения их психологического здоровья и эмоционального благополучия. Основной фигурой в реализации данных вопросов является классный руководитель, который помогает колледжу прослеживать динамику отношения студентов к избранной специальности и изучаемым дисциплинам, выявляет причины роста или снижения познавательных интересов, изучению ценностей ориентации и взглядов студентов по основным жизненным процессам, проблемам личностных отношений и формированию нравственно-психологического климата в коллективе. Деятельность классного руководителя состоит не только в организации и проведении различных тренингов, а в психологическом сопровождении каждого студента. Ведущая роль в организации и руководстве воспитательной работой в группе принадлежит, конечно же, куратору, которые проводят классные часы в соответствии с планом воспитательной работы, организуют диспуты, беседы, встречи с интересными людьми и другие мероприятия, держат связь с родителями.
Преподавательский состав включает в планы различные аспекты воспитательной деятельности в рамках учебных дисциплин. Само содержание учебных дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов связано с постоянным обращением к проблемам общечеловеческих ценностей и критикой антигуманистических воззрений. Система контроля воспитательной работы колледжа предусматривает осуществление мониторинга динамики уровня воспитанности студентов и качества организации процесса воспитания. Качество организации процесса воспитания в колледже оценивается на основе ежегодного анализа воспитательной работы. Об уровне работы по направлениям свидетельствуют успешные итоги участия студентов колледжа в различных конкурсах, олимпиадах, выставках, конференциях, фестивалях и других мероприятиях городского и всероссийского уровней. По результатам участия в мероприятиях студенты поощряются. Так, например, в Фестивале проектных разработок среди студентов колледжей г. Москвы, проходимом 19.12.15 г. наш колледж представлял семь проектов. Среди четырех дипломантов были награждены два наших проекта: «Мини пекарня» и «Кафе».
Ежегодно ведет свою работу совет по профилактике правонарушений, который является органом, предупреждающим правонарушения и способствующим укреплению дисциплины среди студентов и формированию у них осознанного отношения к соблюдению прав и законности. В работе совета участвуют представители учебного учреждения, органов внутренних дел, заинтересованных в профилактике правонарушений. Совет по профилактике правонарушений проводит работу с прогульщиками, трудновоспитуемыми, вызывает их на свои заседания, решает вопросы снятия с учета трудных подростков, которые исправились и показали себя с хорошей стороны, на заседаниях совета рассматриваются вопросы дисциплины студентов, заслушиваются отчеты кураторов групп, имеющих большое количество пропусков занятий без уважительных причин. Для организации внеучебной деятельности со студентами созданы все необходимые условия: в колледже есть актовый зал, медиацентр, музей.
Ежегодно в колледже проводятся различные соревнования и праздники, например, «День повара», «День пекаря» и другие праздники, связанные с профессиональной деятельностью будущих выпускников колледжа. Праздники проходят интересно с подъёмом, сопровождаются песнями, плясками, пословицами, поговорками, определёнными традициями. В колледже активно осуществляется работа, связанная с военно-патриатическим воспитанием, принимается участие студентами в спортивных мероприятиях городского и всероссийского уровней, на которых студенты занимают призовые места, получают благодарности, грамоты, дипломы и кубки победителей. Результаты анализа воспитательной деятельности нашего колледжа свидетельствует о наличии развивающейся системы воспитательной работы, направленной на формирование духовно-развитой и физически здоровой личности гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности. Можно много перечислять мероприятий, проводимых в колледже и все они в радость студентам, при этом формируется соревновательный принцип достижения цели. Студент, таким образом, получаем удовлетворение, и зажигаются на другие, не менее важные, мероприятия.
В колледже обучается много сирот и они не чувствуют себя ущербными, так как окружены заботой и вниманием со стороны администрации колледжа и со стороны одногруппников. Это только несколько штрихов, отражающих жизненно важные аспекты воспитательной системы в колледже.
Таким образом, инновационная воспитательная среда охватывает весь педагогический процесс, интегрирует образовательную и производственную деятельность студентов и преподавателей. Данная система является открытой, посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации студентов в обществе и моделируется в соответствии с потребностями социума.