Методическая работа на темуПерспективно опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении учебного процесса


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении учебного процесса».
Учителя начальных классов ГБОУ Школа № 293
им.А.Т.ТвардовскогоСВАО г. Москва Звержховской Т.В.
1
ПЛАН
Введение 3-4
1.Выбор темы
2.Цели и задачи работы
Глава I. Сущность теории метода5-6
Обзор литературы.
Главное содержание метода обучения.
Глава II. Использование метода на уроках математики и русскогоязык7-20
1.Опорные схемы
Комментированное управление уроком.
Опережающее обучение.
Заключительная часть21 -22
1.Этапы работы
2.Что дает опережение
Библиография23
2
Введение
Я очень люблю свою профессию. Почти 40 лет работаю учителем начальных классов. На протяжении многих лет меня всё время волновал один и тот же вопрос: «Как сделать так, чтобы не погас в глазах учеников огонек познания, чтобы учебный труд приносил детям радость успеха, а не муки и горечь неудач?» Мне хотелось проводить такие уроки, на которых на все и на всех хватало бы времени и внимания; на которых не приходилось бы беречь время, а выигрывать его для большого количества упражнений, для постоянного повторения, для успешного продвижения вперед всех и каждого. И вот однажды, местный журнал «Начальная школа», я прочитала статью одной учительницы из Московских школ Лысенковой С.Н. « Учиться с опережением». В этой статье я нашла ответы на волновавшие меня вопросы. А вот когда я начала пробовать работать по системе С.Н.Лысенковой, то возникало много непонятного. Чтобы все прояснить для себя, я решила побывать в Москве на уроках Софьи Николаевны. То что я увидела меня очень поразило: это и ответы детей и их успехи в учебе, их умение говорить. Детям действительно было легко учиться и все письменные работы они выполняли только на «хорошо» и «отлично», хотя в классе были и слабые ученики. Дети не боялись отвечать на уроках, а, наоборот, все желали и уходили с урока очень довольные. Одним словом, я увидела детей такими, какими мечтала видеть и своих учеников.
В личной беседе с учительницей я до конца поняла, что такое опережающее обучение. Почему же я решила отойти от традиционной методики обучения и начинать работать по системе опережающего обучения? Меня, как и многих других учителей, волновали слабые ученики. Как и многим моим коллегам, приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Но я чувствовала, что толка от этого совсем мало. Один дополнительный урок для слабого ученика - мало, систематические занятия утомительны. И я стала думать, почему они слабо усваивают материал. Что нужно, чтобы успешно учились все? Да потому что многим просто не хватает времени для усвоения
3
темы. Значит, нужно дать ученикам это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время. Дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Но как это сделать, не отставая от сроков, утвержденных программой? Надо опережать программу! А для этого требуется по - иному строить процесс обучения - урок. Хозяева дорогого времени - учитель и ученики. Резерв времени кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве. В понимании учителем особенностей их мыслительной деятельности, в умении управлять ею, активизировать и стимулировать. В.А.Сухомлинский сказал: « Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности. Жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика». [10, 83] Именно работа по системе опережения даёт возможность придерживаться в работе совета великого педагога.
4
2.0бзор литературы.
1.В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
В этой книге автор знакомит с тем, как надо с первых дней пребывания в школе вводить детей в мир познания окружающей действительности, помогать овладевать знаниями. Пробуждать умственные способности. 2.С.Н.Лысенкова «Когда легко учиться».
В этой книге раскрывается суть системы перспективно опережающего обучения с использованием опорных схем, при комментированном управлении учебного процесса. 3.М.И.Моро, А.М.Пышкало «Методика обучения математике в 1- 4 классах».
В книге рассмотрены как общие, так и частные вопросы методики изучения всех основных тем программы.
4.Н.С. Рождественский «Методика грамматики и орфографии в начальных классах».
В книге знакомимся с основными задачами, методическими принципами и методами начального обучения русскому языку. Раскрыты особенности работы над конкретными грамматическими темами. Большое внимание уделено выработке орфографической грамотности учащихся. 5.Лекции С.Н.Лысенковой.
В них подробно рассказывается о работе по опорам. О комментированном управлении на уроках. 6. С.Н.Лысенкова «Уметь выбирать».
В статье говориться о том, как составлять опережение, на каких этапах изучения тем.
5
З.Основная часть.
Что же такое опережение? Это результат соответствующим образом организованного учения. Но прежде чем подробно рассказать об опережении, я хочу остановиться на двух движущих силах этой методики, без которых опережение невозможно. Одна из них - опоры, другая -комментированное управление. И так, опорные схемы. Зачем же они нужны?
На каком этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? В момент первого объяснения учителя, когда они использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы и даже иногда делают правильные выводы. Но серьёзные затруднения испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у отдельных учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем нарастание пассивности.
Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - должно быть целью каждого учителя. Помогают в достижении этой цели так называемые опорные схемы.
Опорные схемы, или просто опоры,- это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц. Карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами.
И вот от ярких картинок - игрушек, иллюстрирующих решения математических заданий, переходим к опорной схеме.
6
Она создаётся на самых первых уроках при разборе задачи в картинках: «В вазе лежало 2 яблока. Мама положила туда ещё 3 яблока. Сколько яблок стало в вазе?»
2 3 ?2+35
5
Условие
Вопрос
Решение
Ответ
Цель таблицы - оставить наглядный след первого объяснения элементов
задачи. Выводу схемы сопутствуют вопросы учителя: «Что в задаче
известно? Что мы знаем?» При этом учитель заполняет рамку данными
задачи на доске так: 2 3 «Это условие задачи. Мы выделили условие задачи,
- говорит учитель. - Что спрашивается в задаче?» - «Сколько яблок стало ввазе?» Схема на доске заполняется:
2 3? «Это вопрос задачи. Мы выделили вопрос задачи. Сколько же яблок
стало в вазе?» - спрашивает учитель. «Пять, - отвечают дети. Как узнали?
Что сделали?» - спрашивает учитель. « К двум прибавили три», - говорят
дети.
Запись на доске продолжается:
2 3?
«2+3=5 - это решение. Вы сказали решение задачи. Сколько же стало яблок ввазе, скажите ещё раз». - «Пять».
Окончательная запись всей задачи выглядит так:
7

23 ?2+3=5
« 5 - это ответ задачи. Мы сказали ответ задачи». Далее учитель подводит детей к обобщению только что проведенного анализа задачи: «Какие же части, элементы задачи мы выделили?» ( Условие, вопрос, решение, ответ). Схема дополняется этими словами.
На следующем уроке схема перед глазами детей. Задание учителя: «Назовите части задачи». Лес рук. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным.
Ещё одна опора: необходимое пособие в период изучения первого и второго десятков - абак. Такая игрушка у каждого ученика. Детям Кажется. Что они играют. А между тем это серьёзная умственная работа -создаются конкретные представления, развивается навык в изучении состава чисел, формируются первые математические понятия в задачах. Кроме того, экономится время выполнения заданий.

Все дети одновременно приступают к выполнению задания и показывают учителю абак лицевой стороной. В течение всего периода изучения первого десятка на каждом уроке - составление числа на абаке: «Составьте число 10 на абаке». И дети быстро отвечают: « 10 - это 7 и 3, 10-это 8 и 2, 10 - это 9 и 1, 10-это 7 и 3, 10-это 6 и 4, 10-это..»8
« А теперь составьте число 7 отвлеченно». Задание не вызывает у учеников никаких затруднений. Слабые ученики далеко не сразу переходят на составление числа отвлеченно. Они используют опору - линейку. И ничего страшного. Главное, они тоже работают со всеми вслед за ведущим и, наконец, бросают свою опору. В это же время для выработки беглости счета используются сигнальные карточки ( у учителя). Упражнения проводятся до решения примеров письменно или после. Учитель поднимает карточку, дети читают выражение на ней, а затем и просто называют ответ: 5+3, 4+2, 8-1,9-6, 7-4 и т.д.
Модель линейки, укрепленная на верхней планке доски. Используется очень часто на уроке как опора не только в обучении решению примеров, но и при объяснении темы «Сантиметр».
При решении задач вводятся ещё и опорные схемы - наборные полотна простых задач. Они удобны для анализа, восприятия главной мысли задачи, выработки математической терминологии, доказательства выбора действий, вначале в простых. Далее и в составных задачах.
Например: Краски стоят 5 копеек. Карандаш на 2 копейки меньше. Сколько стоит карандаш? Один ученик рассуждает (выделяем условие задачи): « Мы знаем, что краски стоят 5 копеек; мы знаем, что карандаш стоит на 2 копейки меньше». Другой ученик (или учитель) заполняет при этом кармашки схемы данными задачами (цифрами). Схемы твердые, сделаны из картона и стоят на рейке доски:

Третий выделяет вопрос ( «В задаче спрашивается: сколько стоит карандаш?») четвертый составляет решение. Пятый доказывает выбор действия. Шестой комментирует ответ задачи.
9
По другой схеме с готовым набором чисел детям предлагается составить задачу устно или письменно, обязательно доказывая выбор действия. Работа по решению задач проходит интересно (дети с удовольствием, принимая такую работу за игру, отказываются на предложение учителя из всех схем выбрать нужную: «На какую схему будем набирать данную задачу? Какая схема будет сейчас работать?), четко (учитель у доски по схемам задает вопросы, ученик либо отвечает с места, либо подходит к схемам, выбирая нужную), разнообразно, оперативно ( не тратится время на записи на доске).
Активный ответ - постепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. В.А.Сухомлинский писал: «Мастерство организации умственного труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребёнок внимательно слушал учителя, запоминал, думал, не замечая на первых порах того, что он напрягает силы, не заставляя себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать». Этому и помогают схемы - опоры.
Нельзя сказать об опорах - карточках. Многие дети, которые приходят в 4 класс, не очень хорошо владеют навыком счёта в сложении и вычитании с переходом через десяток. В результате - замедленное, с ошибками решение примеров с многозначными числами. Этот навык нужно ( и можно) сформировать ещё в 1 классе. И помогут в этом опоры - карточки по этой теме:

Схемы - опоры не появляются перед детьми в готовом виде, они
рождаются на первом уроке объяснения нового материала на глазах и при участии детей, а в готовом виде появляются на последнем уроке. Убирает
10

схемы - опоры учитель тогда, когда в ней уже нет необходимости, то есть тогда, когда тема детьми полностью усвоена.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её), снимается скованность, страх ошибки. Схема становиться алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно - следственных зависимостей и связей. Дети дома не учат правила и формулировки. Обычная наглядность ожила, заговорила. Ни один, даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным, резко возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.
И так, опоры являются первой движущей силой методики опережения.
Второй движущей силой опережения является комментированное управление. Учитель учит не один. Учит и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Надо учить детей мыслить вслух с самого первого дня учения. Отсюда развитие не только речи, но и мысли, чувства ответственности перед товарищами и самим собой за свои слова и действия, самоанализа, самооценки и саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
Надо признавать на уроке только одну дисциплину - дисциплину труда, всеобщей увлечённости работой. Конечно. Можно добиться тишины и порядка, стращая ребёнка плохой оценкой, наказанием родителей. Осуждением окружающих. Но какова цена такой дисциплины! Мысль и подлинная активность учеников парализуется страхом, они начинают ловчить, приспосабливаться. И все это не может не привести к искривлению личности, пагубно влияя на всю дальнейшую жизнь. И не только школьную. Дети, познававшие радость напряженного. Организованного. Ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности. Вот почему так важно правильно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени. И удается активизировать учение ребят, включить
11

каждого в работу с помощью комментированного управления. Сначала сильный ученик ( а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведет за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Вот как это происходит на уроке математики.
Веди, Коля! (На доске пример)
Пишу 5, пишу «плюс», пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавлю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.
А вот урок чтения.
Кира моет раму (предложение набирается в классе).
Оля комментирует - руководит:
-Первое слово в предложении с заглавной буквы. Ставлю Ки - гласный и,ставлю ра - гласный а. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю мо -гласный о, ставлю ет - гласный е, замочек т. Слова в предложении ставлюотдельно. Ставлю ра - гласный а, ставлю му - гласный у. В концепредложения ставлю точку.
Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это есть
не что иное как опрос. При этом ребёнок чувствует не то, что его
спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него зависит
работа товарищей. Значит, надо говорить громко, чётко, ясно, чтобы всем было все понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая
выразительная речь. А воспитание в таких условиях идёт как бы само собой. Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища -ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать - не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим. Только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за
ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает
12
ведущего и. если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Дети раскованы, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними.
По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное управление переходит в доказательное комментирование - рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий.
Комментированное управление, таким образом, позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается грамматический, комплексный учебный навык ( мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик - учитель».В результате такой организации труда в классе создаётся общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.
Комментирование с рассуждениями и доказательствами - логически целостное высказывание и возможно только на основе глубокого знания теории.
Опорные схемы и комментированное управление обеспечивают
дружескую работу всего класса и быстрое продвижение в учении всех ребят.
В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а значит,
выполнять большое количество разнообразных упражнений по закреплению
и повторению изученного, а также обобщению знаний, выработке прочных умений и навыков. Кроме того, что не менее важно, это позволяет работать
на будущие темы программы, осуществлять их перспективное изучение, или перспективу.
Цель перспективы - увеличить время на усвоение трудных вопросов,
тем, разделов программы. Благодаря перспективе можно дать каждому
13

ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая не на словах, а на деле индивидуальные особенности и возможности. И успевать всё на уроке, без дополнительных занятий.
Перспективная подготовка - это попутное включение в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к изучаемому в данный момент материалу.
При том постоянно и активно используются опорные схемы, комплекты карточек - опор ( по темам). Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение ив то же время перспективно подводить детей к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудным её разделам. Материал для перспективной подготовки беру из учебника, но используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие, развивающие основные положения, правила.
После такой подготовительной работы, когда подходит время введения новой темы, требуется на её изучения гораздо меньше времени, ведь многое уже знакомо ребятам. Основное внимание уделяется обобщению и закреплению знаний. Проявляется ещё больше времени для углубленной работы по усвоенному материалу и для дальнейшей перспективной подготовки. Так создаются условия, обеспечивающие опережение. Недостаток времени перестает довлеть над учителем, создается спокойная, деловая обстановка, благотворно влияющая и на учителя, и на учеников, исчезает страх чего - то не успеть. Время из всегдашнего противника учителя становится его союзником.
Многие ребята, например. Испытывают затруднения в решении так называемых косвенных задач. Это и понятно: того времени, которое отведено на изучение этой темы, ясно не достаточно. Перспективная подготовка позволяет снять проблему.
Упражнения в сравнении чисел также рано вводятся в уроки. К моменту введения текстовых задач на сравнение (перспективно) у детей уже имеется большая практическая база. Проведено достаточно упражнений с14
конкретным наглядным материалом. Остаётся обобщить имеющиеся знания с использованием опорной наборной схемы.
Вот фрагмент урока. Учитель предлагает задание:
-Начертите 1 отрезок длиной 8 см, 2 отрезок - 5 см. На сколько длина 1отрезка больше длины 2 отрезка?
При этом данные задачи набираются на наборную схему:

Задание выполняется на доске ( в дм) и в тетрадях (в см)
-На сколько же длина 1 отрезка больше длины 2 отрезка?
Как решили? Как сосчитали? -8-5=3 (см)
А на сколько длина 2 отрезка меньше длины 1? Как узнать?
Вывод формируется с помощью учителя (схема в руках учителя): «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего числа отнять меньшее».
Правило закрепляется хоровым и индивидуальным чтением.
На последующих уроках учитель активно использует схему, сравнивая числа на наборном полотне; учащиеся чертят отрезки, решают текстовые задачи. Идет перспективная подготовка по трудной теме. У Любы 3 рубля. У Нины 10. На сколько рублей у Любы меньше, чем у Нины?
Из урока в урок набор меняется.
Шапка стоит 5 рублей. Варежки 2 рубля. На сколько шапка дороже варежек? При решении следующих задач используются схемы без предметных
рисунков.
15
Идет перспективная подготовка - раскрывается трудная тема. Правило постепенно входит в доказательство решения этих видов задач.
Изучение темы «Сложение и вычитание с переходом через десяток» начинаем перспективно при изучении темы «Нумерация второго десятка». Помогают опоры - карточки. Каждая карточка вызывает в классе активную реакцию - быстрый, правильный ответ. Это конечный результат. Но пришли к нему только благодаря перспективной подготовке (не 5 часов, а 2,5 месяца). Перспективная подготовка - только с использованием карточек, без записи примеров.

Работа с карточками - хоровые и индивидуальные рассуждения ввыполнении действий с использованием опорной линейки.Например: Рассуждаем:
«К 9 прибавить 1, получается 10, осталось прибавить ещё 1, получится 11». (Указка учителя находиться на схеме линейки).
Последовательность такая: сегодня объясняем прибавление к 9, завтра к 8, затем к 7, 6, 5, 4, 3.
11-2
2.Индивидуальные рассуждения (по поднятой руке) в работе с карточкамибез использования линейки. Карточки уже предлагаются вразбивку.3.Рассуждения (по поднятой руки) в работе с карточками. Подключаются икарточки и на вычитание.
Ответ на поднятую карточку с частичным объяснением.
Индивидуальный опрос по желанию с оценкой в журнале. «Три» в этот период не ставится.
Опережение помогает обеспечить стабильно высокие результаты учения детей. Так, тема «Безударные гласные» может быть усвоена только на
крепком фундаменте знаний по теме «Ударение».Перспективная подготовка в течение 22 уроков (по 5-7 минут на каждом) в процессе работы над основными темами «Гласные после шипящих», «Сочетание ЧК, чн, нч, ст,
16
сн», а также ещё в букварный период. Работа над ударением включает
такие этапы.
1 .Понятие об ударении - один слог в слове произноситься сильнее
остальных. Определение слога, который слышится сильнее остальных.
2.Ударный слог - ударная гласная. Упражнения в произношении - хоровые,
индивидуальные. Гласная в ударном слоге - ударная.
3.Ударный слог - ударная гласная в двухсложных словах.
4.Ударный слог - ударная гласная в трехсложных словах.
5.Постановка ударения в словах с непроверяемым написанием подкомментированием сильного ученика.
6.Постановка ударения в словах с непроверяемым написанием самостоятельно ( с последующей проверкой).
7. Определения ударения во всех словах написанного предложения. Отвечать предлагаю так: «Кто хочет?», « Кто уже может объяснить?», «Кто поведет?», «Кто попробует?». В результате к концу перспективной подготовки почти все дети усваивают этот сложный вопрос. Ребята прекрасно справляются с заданиями, умеют подбирать проверочное слово для определения ударного слога, звука. Поэтому, когда начинает изучаться тема «Безударные гласные», работа строится на основе твердого знания ударения каждым учеником. А перспективное изучение темы «Безударные гласные» идёт во время усвоения таких тем, как « Название предметов». «Название признаков», «Название действий». Постоянно используются опоры.

Нижние строчки схем пока закрыты.
17
Какие слова обозначают названия предметов (действия предметов, признаки предметов)?
Назовите в предложении слова, обозначающие название предметов (действие признаков). Докажите по схеме, что нашли правильно.
Когда дети уже свободно справляются с такими заданиями, дополним, нарастим схемы последними строчками. Объяснив при этом, что слова, которые обозначают названия предметов, называются именами существительными (так же с прилагательными, глаголами).
Далее легко и свободно ( с использованием схем)разбираются предложения по частям речи. Вопросы - задания решаются по желанию: кто хочет вести разбор? Дети комментируют - управляют.
Длительная работа над темой «Безударные гласные» дает возможность вести её последовательно от простого к сложному по следующим этапам: 1 .Определение безударных гласных в слове и предложении. 2.Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные.
Безударные гласные слышаться неясно, но пишутся так же, как и ударные.
Работа по учебнику проходит как обобщение накопленных ранее знаний.

В процессе обобщения рождается схема. Теперь в работе над словом по теме учитель обязательно спрашивает: «Как пишется? Почему?» (Правило каждый раз читается по схеме):
5.Работа над группами родственных слов с подчеркиванием проверочногослова.
6.Работа над текстом по теме: списывание с доски ( из учебника), диктовки
зрительные, предупредительные, объяснительные.
7.Комментированние предложений (при выполнении этой работы следуетособо поощрять тех детей, которые замечают безударные гласные).
8.Работа с группами слов с помощью проговаривания («Как напишешь?):петушок. Волчиха, хвалил, подарил и т.д., которая затем переходит в работус карточками:
А) карточки с обозначением гласных у учащихся: о, а, е, и, я (учитель называет слово, учащиеся по сигналу поднимают нужную карточку). Б) карточки с наиболее трудными словами на безударную гласную у учителя: деньки, запах, вожатый, линейка, певунья, птенцы, листочки, пернатые, зелёные, скрипучий, трескучий, знакомый.Задания разнообразны: чтение слов, называние проверочного слова, списывание слова, подчеркивание безударной гласной. Написание проверочного слова.
9.Работа с карточками наиболее трудных слов безударными гласными.
На этапе перспективной подготовки следует проводить больше самостоятельных работ, полезны диктанты «спрашивай - отвечаем».Учитель диктует предложение, ученики спрашивают. Как писать слова. Где есть трудные для них орфограммы. Объяснения дают сами дети.
Готовясь к диктанту, надо анализировать текст. Слова, в которых могут быть допущены ошибки, надо включить в обобщающее повторение. Предупредить ошибку - значит обеспечить ученику успех, поддержать стимул к учению.
Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время при обобщении в работе по темам учебника. Создаётся общее опережение в прохождении программного материала. Работа по трудной19
теме рассредоточивается, ведётся последовательно от простого к сложному и обязательно до выработке прочного навыка.
Великий И.П.Павлов говорил, что в педагогике, как и в лечении, главное - постепенность и тренировка. Постепенно, последовательно от самого простого к самому сложному, абстрактному и до выработки навыка - для этого надо время и оно найдено.

20
4.3АКЛЮЧЕНИЕ
Четко вырисовываются этапы работы по трудной теме.
Первый этап - перспективная подготовка: медленное, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы только при комментированном управлении.
Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Ученики уже сознательно ориентируются в схеме - обобщение, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Домашнее задание даётся по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе создаётся опережение. Третий этап - использование сэкономленного времени. Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе выдвигается новая перспектива.
Что же дает опережение? 1 .Домашние задания все дети выполняют быстро и самостоятельно.
Каждый ученик работает успешно, на уровне максимальных возможностей, и все продвигаются вперед в своих знаниях и умениях. Развиваются взаимопомощь и сотрудничество, внимание друг к другу , мышление, речь, самоконтроль и самооценка.
Знания учеников и умения - хорошие и отличные. Создаются условия для бесконфликтного обучения.
И главное, нет напряжения, перегрузки в работе учителя и учащихся, спешки и нервозности.
Опережение программы - явление закономерное. Оно складывается на основе прочного усвоения учебного материала и способствует свободному обучению с перспективным изучением трудных тем, которые благодаря этому перестали быть трудными для детей. Решается главная задача : учитель доступно, следовательно, интересно, результативно. Детям легко учиться, потому что они могут работать. Преодолевать трудности.
21

Успех в учении - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не венчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться: зачем, мол, все равно ничего не получится. Опытные педагоги хорошо это знают. Успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителем и родителями. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов показателей успешности и учительского труда.
Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности.
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива - тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.
Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дороге познания.
22
5.Список литературы.
1.Безруких М.М. «Как помочь детям с трудностями в обучении» (Журнал«Начальная школа» №10 1990 г.)2. Лаврова Т.Ф. «Обучение грамотному письму» ( Журнал «Начальная
школа» №9 1982 г)
З.Лопатина Н.В. «Открытый урок по русскому языку» (Журнал «Начальнаяшкола» №2 1994 г)
4.Лысенкова С.Н. «Уметь выбирать» (Журнал «Начальная школа» №9 1987г)
Лысенкова С.Н. «Когда легко учиться»( Педагогический поиск. Изд. «Педагогика» 1987 г.
Моро М.И. «Методика обучения математике в начальных классах» (Просвещение 1975 г)
7.Тарасова Л.Е. «Правописание безударных гласных» (Журнал «Начальнаяшкола» №2 1988 г)
8.0синцева А.П. «Нестандартные уроки по русскому языку» (Журнал «Начальная школа» №6 1990 г)
9.Рождественский В.С. «Методы грамматики и орфографии в начальныхклассах» (Москва «Просвещение» 1979 г)
10.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» (Киев 1974 г.)
23