Использование информационных технологий на уроках истории в школе для глухих и слабослышащих детей.


Использование информационных технологий на уроках истории в школе для глухих и слабослышащих детей.
Хоснуллина Г.Р.
учитель истории и
обществознания
I квалификационной категории
ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа-интерната I-II вида»
г. Нижнекамск, РТ
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на электронных носителях, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.
Применение ИКТ позволяет реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником).
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. Информационно-коммуникативные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Компьютерные программы.
На уроках  истории  и обществознания и при подготовке к урокам я  использую  следующие стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно-образного представления исторического прошлого.  С помощью  этой программы  можно создавать презентации к урокам  или использовать готовые. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока.
В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Мощная программа для создания ярких анимированных слайд-шоу – это PfotoShowPro. Она позволяет изготовить динамичный видеоролик из фотографий в любом формате, включая видео высокой чёткости. Благодаря множеству необычных эффектов и переходов, слайд-шоу будет буквально «оживать» на экране. Кроме того программа содержит 50 стильных шаблонов фотофильмов.
Компьютерное тестирование.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек великое множество. Я бы рекомендовала следующие из них: Hyper Test, My Test и Hot Potatoes.Первый из них (Hyper Test) – это наиболее простой вариант, не требует много времени и особых навыков работы с компьютером. Учитель в редакторе «Блокнот» набирает тесты, помечая правильный ответ знаком «+» и помещает его в программу Hyper Test. После прохождения теста компьютер сам выставляет оценку ученику, учителю остается лишь зафиксировать ее. Результаты тестирования сохраняются в архиве программы. Минусом этой программы является только то, что в ней можно изготовлять тесты одного вида – «Выбери правильный ответ».
Hot Potatoes – это более сложная программа. Она дает возможность создать тестовые задания пяти видов:
Кроссворд;
Поиск соответствия;
Восстановление последовательности;
Заполнение пропусков;
Выбор ответа.
Что хорошо, этот вид теста можно использовать даже с очень слабыми учащимися или при изучении нового материала, так как он содержит целую систему подсказок и соответствующую систему проверки знаний учащихся с коррекцией на пользование подсказками.
Программа My Test – универсальная тестовая оболочка, она поддерживает девять типов заданий:
одиночный выбор,
множественный выбор,
установление порядка следования,
установление соответствия,
указание истинности или ложности утверждений,
ручной ввод числа (чисел),
ручной ввод текста,
выбор места на изображении,
перестановка букв.
В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.
Задание состоит из вопроса и, в зависимости от типа, вариантов ответа или требуемого ответа. Текст вопроса и вариантов может содержать форматированный текст, рисунки и формулы.
К каждому заданию можно прикрепить рисунок, который будет показан в отдельном окне (удобно для больших рисунков). Причем, при использовании одного и того же рисунка в разных заданиях, не увеличивается размер файла с тестом.
Так же к заданию можно прикрепить звуковой файл в формате mp3 или wav. В этом случае в окне модуля тестирования появится панель с медиаплеером.
Для каждого задания в тесте можно индивидуально задать сложность (количество баллов за верный ответ) от 1 до 100, максимальное время обдумывания задания.
К каждому заданию может быть прикреплено вступление - текст, который будет показан вначале показа задания, подсказка (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа.
Количество заданий в тесте не ограничено. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа. В задании на ввод числа можно требовать ввод до 5 (включительно) чисел.
Оценка учащегося вычисляется по баллам. Система оценки может быть любой - от двухбалльной (зачет/незачет) до 100-балльной. В редакторе для удобства имеются часто применимые шаблоны оценивания.
Порядок вопросов: обычный или случайный. Задает, в каком порядке тестируемому будет предложены задания. Для случайного порядка перемешивание заданий происходит при каждом запуске теста.
Можно ограничить не только время обдумывания каждого задания, но и время всего теста
В программе предусмотрены несколько независимых друг от друга режимов тестирования:
- Обучающий - при ошибке тестируемый получает соответствующее сообщение и может посмотреть объяснение задания (если оно вами задано). Ошибочные и верные варианты подсвечиваются разными цветами. Можно задать объяснение ошибки, которое будет показано пользователю.
- Штрафной - при ошибке у тестируемого будут отниматься баллы. В этом режиме дополнительно появляется кнопка «Я не знаю...». Щелчок по ней присваивает за задание ноль баллов.
- Свободный - позволяет перемещаться по заданиям в любом порядке. В любой момент можно вернуться к заданию, если на него еще не дан ответ. Дополнительно появляется кнопка «Пропустить» - переход к следующему заданию без ответа (позже можно вернуться) и список заданий (в котором по-разному отмечены просмотренные и выполненные задания), позволяющий перейти к любому невыполненному заданию.
- Монопольный - окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
Тестовая оболочка my test – наиболее простой, удобный и универсальный вариант компьютерного тестирования.
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Опыт работы показывает эффективность применения электронных тестов-тренажёров.
Работа с электронными энциклопедиями.
В настоящее время в России сформировался рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения.
Энциклопедии - предназначенные для осуществления  вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Я  на уроках  использую следующие исторические  энциклопедии: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», CD «Московский Кремль».Велико значение использование возможностей Интернета  при подготовке  и на уроках истории.
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Подключение школ к сети Интернет позволило  использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов, материалов для создания презентаций и др.  В Интернете много сайтов, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
В настоящее время не решена проблема карт в школах. А преподавание истории без карт невозможно. Тем более глухим детям, для которых изображение имеет первостепенное значение. Интернет может помочь и в этом случае. В ресурсах Всемирной паутины есть база новейших спутниковых карт, которые могут дать изображение местности в масштабе до нескольких десятков метров.
Еще одним средством, способствующим активному пополнению представлений учащихся о мире и формированию интереса к предмету, является использование на уроках видеоматериалов.
Технические возможности XXI века позволяют учителю собрать видеотеку и использовать достижения как отечественного, так и зарубежного кинематографа, телепередачи и даже целые их циклы и даже продукты шоу-бизнеса (видеоклипы). В настоящее время появилось множество фильмов (художественных и документальных), которые можно использовать на уроках. Но на уроке нет возможности посмотреть весь фильм или требуется конкретный фрагмент (особенно для глухих). Для нарезки и мотажа видео достаточно удобно пользоваться Movavi Конвертером Видео или Windows Movie Maker.
Использование произведений киноискусства, при изучении отечественной и зарубежной истории, дает возможность лучше воссоздать обстановку далекого прошлого, сформировать образы героев, способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, эстетических оценок.
Методами, приемами и средствами обучения на занятиях являются: рассказ учителя, беседа с учащимися, просмотр видеоматериала с последующим обсуждениям.
В основе отбора видеоматериала предназначенного для показа учащимся, лежат следующие принципы:
- высокий гуманистический, культурологический, эстетический эмоциональный уровень видеоматериалов;
- его познавательная ценность;
- достоверность фактической основы;
- связь фильма с реальной жизнью исторической эпохи;
- тщательный отбор тем, уроков, занятий, на которых возможно привлечь наиболее яркие и убедительные для учащихся факты, эпизоды видеоматериала, способствующие успешному решению задач обучающего, развивающего, творческого, воспитательного характера;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- учет интереса школьников к конкретной проблеме и исторической науке в целом.1
Привлекая видеоматериалы на уроке и во внеурочное время, учитель может ожидать повышения эффективности усвоения программных тем, основных сложных понятий; побуждения и развития интереса, учащихся к конкретной исторической эпохе, проблеме, к исторической науке в целом; формирование у учащихся ярких, зримых представлений о событиях определенной исторической эпохи, ее героях; обеспечение на занятиях определенного эмоционального настроя, побуждения интереса к мотивам и целям поступков людей, к поискам примеров для подражания.
Методы, приемы и средства работы учителя и учащихся при этом будут разные. Если видеоматериал просматривается до изучения темы на уроке, то он, скорее всего, будет использован как познавательный или обучающий.
Ведущие педагоги советуют «в слабых классах показывать учебный фильм до объяснения материала учителем. Тогда у ребят происходит узнавание увиденного в процессе изложения новой темы. Это стимулирует усвоение материала, развивает познавательный интерес. В сильных классах учебный фильм лучше показать после изучения темы, т.к. он как бы завершает формирование целостного представления об исторических событиях. Просмотр фильма не должен превращаться в простое созерцание. Перед ним желательно дать ребятам задание: ответить на вопросы (они должны быть записаны на доске) или самостоятельно составить вопросы по просмотренному материалу».2
Начинать эту работу необходимо начинать в 5 классе. Изучая историю древнего мира, учащиеся просматривают документальные фильмы по культуре Египта, Древней Греции и Древнего Рима, мультипликационные фильмы из серии «Мифы Древней Греции». Перед просмотром учитель ставит следующие вопросы: что нового ты узнал из фильма о жизни древних греков? что тебе понравилось в герое фильма?
Именно в этом возрасте очень важно сформировать у учащихся правильное представление о мире, опираясь на их ощущения, восприятие, чтобы после успешнее работать с понятиями, научить рассуждать и делать выводы в старших классах.
Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности труда.
3. Установление межпредметных связей с информатикой.
4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.
5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».
7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.