КОНСПЕКТ НОД ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ.


КОНСПЕКТ НОД
ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ-СТОЛБУШКИ.
ЦЕЛЬ: Научить детей изготавливать традиционную куклу-столбушку;
ЗАДАЧИ: Дать знания о значении куклы-столбушки в традициях русского народа; Закрепить знания о некоторых народных куклах; Развивать интерес к народному творчеству; Формировать творческий подход в работе, проявлять самостоятельность и активность в выборе материала; Развивать мелкую моторику рук; Создать положительное эмоциональное состояние и уверенность в себе; Заботится о физическом и психическом здоровье детей.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о народных куклах с показом фото-слайдов, рассматривание русских народных кукол изготовленных воспитателем, чтение русской народной сказки «Баба Яга», обучение простейшим приёмам работы с тканью для изготовления кукол – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание. Выявление уровня возможностей детей для выбора варианта изготовляемой куклы, через предварительные занятия. Рассматривание видов тканей и других материалов, используемых при изготовлении традиционных кукол.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
Лоскуты белой ткани размером 60×30 и 15×15 на каждого ребёнка, тесьма разных видов, разноцветные лоскутки различных размеров, нити красного и белого цвета, кусочки кружевной тесьмы, ножницы, короб с лоскутами и куклами, МРЗ диск с русскими народными песнями для музыкального сопровождения, подборка цифровых фотографий на диске CD для демонстрации во время занятия.МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
Наглядности, обследования, словесный ( объяснения, указания, художественное слово), практический(самостоятельное выполнение, выбор материала), мотивационный, игровой, жеста руки.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
В первой части занятия – фронтально, во второй – подгруппами из 4-5 человек.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят на стульчиках в кругу. Воспитатель достаёт большой короб с лоскутами тканей разных расцветок и ставит в центре круга.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Посмотрите, что за чудо принесла, ребятки, вам:
Здесь и солнечное лето и ромашки по лугам,
Здесь полосочки цветные, яркой зелени листки,
Сине-красно-голубые, жёлтенькие лоскутки.
Подойдите, посмотрите, что понравится – возьмите.
ДЕТИ подходят к коробу и выбирают себе понравившиеся лоскутки
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Спрашивает одного-трёх детей почему выбрал такой лоскуток.
- Посмотрите-ка, какая красота! Сшили люди одежду, а лоскутки не выбросили. Помните, как трудно получить ткань? Откуда она берётся.
ДЕТИ отвечают…
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Да, такой труд вложен в каждый кусочек ткани, что даже самому маленькому лоскутку находили применение. Шили мамы одежду, а из небольших лоскутов делали салфеточки, косыночки, из узеньких полосочек вязали половики и ткали дорожки. А совсем маленькие отдавали детям для куколок. Выбранные лоскутки отложите, они вам сегодня пригодятся
Вспомните, каких кукол делали дети и мамы. Все ли куколки делались для игры?
ДЕТИ называют кукол, которых вспомнили. ВОСПИТАТЕЛЬ дополняет ответы детей, уточняет информацию.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Мне кажется, что в нашем коробе кто-то шебуршится и пищит. Ну-ка послушайте.
ДЕТИ прислушиваются
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Слышите? Сейчас посмотрим что там такое.
Ищет в коробе и достаёт несколько куколок. Среди них кукла-столбушка.
ДЕТИ с воспитателем рассматривают кукол и говорят, как они называются.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-А вы хотели бы иметь таких кукол? Я думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в магазине не купишь, а вот сделать мы их можем. Хотите?
ДЕТИ соглашаются.
ОСПИТАТЕЛЬ:
-Интересно, а если бы куколки вдруг ожили то как бы они двигались? Попробуйте показать.
Дети имитируют движения различных кукол. (Воспитатель показывает куклу-куватку, столбушку, десятиручку…) Молодцы! Лучше всего вы показали куклу-столбушку. Вот её мы сегодня и сделаем
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Рассаживайтесь на стульчики и смотрите внимательно, как я буду куклу делать. Только сначала я
СДЕЛАЮ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ, а вы вместе со мной:
Тук-тук-тук
-Кто там?
-Это мы – два солдатика, пустите переночевать.
-Спросим у мамы. Мама!
-Что детки?
-Там пришли два солдатика, просят переночевать.
-Спросите у папы.
-Папа!
-Что детки?
-Там пришли два солдатика, просят переночевать.
-Спросите у дедушки.
-Деда!
-Что детки?
-Там пришли два солдатика, просят переночевать.
-Ну, пустите.
-Ах, какая благодать, что пустили ночевать,
Мы залезем на полати и не станем баловати.
-А, теперь за работу!
Беру большой, белый лоскут ткани (какой формы?) и складываю его пополам. Какая форма получилась? Воспитатель демонстрирует свои действия и использует видео материал(цифровые фото), используя телевизионные возможности.

-Теперь превращаем наш квадрат в плотную полоску. Для этого сложим его вот так:

-Получилась широкая и плотная полоска. Из этой полосы будем скатывать плотный столбик. Он должен быть тугим и крепким, чтобы здоровье у вас тоже было крепким. Посмотрите, какой столбик у меня получился:

-Чтобы столбик не раскрутился, нужно его перевязать. Для этого я возьму красную нить. Как вы думаете, почему именно красную? Красный цвет – цвет жизненной энергии и силы. Вот и будем перевязывать наш столбик красной нитью, чтобы оживить нашу куколку. Перевяжем её в середине столбика и завяжем на три узелка. Три – это волшебное число, помните, мы об этом с вами уже говорили?

-Теперь, нужно сделать нашей кукле лицо и руки. Я возьму для этого небольшой, квадратный , белый лоскуток и накину сверху на столбик, уголком вперёд. По бокам у нас тоже получились уголки. Я закладываю пальцами складочки по бокам головы.

Здесь у нас будет личико куклы.
И заматываю белой нитью, чтобы лоскуток закрепить на столбике.

-Теперь я буду делать ручки из боковых уголков. Загибаю внутрь край уголка и складываю ручку вот так.
Чтобы она не раскрутилась, я опять помогаю себе ниточкой.

-Теперь очередь другой ручки. Вот наша куколка уже может вам ручками помахать.
Пришла пора, нашу столбушечку нарядить. Начнем с юбки. Мне понадобится яркий прямоугольный лоскут. Оберну его вокруг не внизу, а вокруг плеч и головы куклы, изнанкой наружу.


-И завяжу вот так.
- Теперь опущу вниз, привязанный лоскуток и получится юбка.
- Дело за фартучком. Для него нужен маленький лоскуток другого цвета.
Привязываю его так, чтобы он был впереди и украшаю тесьмой:

- Чего нашей куколке не хватает? Правильно – платочка.
-Понадобится лоскуток треугольной формы. Кто поможет мне найти подходящий лоскуток?
Под платочек повяжу кукле на лоб повязочку из тесьмы. А сверху платочек.
Его можно завязать разными способами. Вот так:

Сделаем нашей кукле узелочек, чтобы ручки у нашей куклы не были пустыми. Что она может нам в узелочке принести?
ДЕТИ: ( варианты ответов)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Пусть в узелочке принесёт нам куколка здоровье, счастье и благополучие.

-Хороша ли наша кукла? Ах, как хороша!!! Как назовём?
ДЕТИ придумывают имя кукле.
- Лоскутками, которые вы себе выбрали, обязательно, украсьте своих кукол-столбушечек.Работа это не быстрая – кукол мастерить. И торопиться здесь нельзя, а то кукла получится кривая, да некрасивая. Сейчас мы все вместе сделаем столбики, а в течении дня, будем превращать их в куколок.
ДЕТИ садятся за столы, и каждый делает из большого лоскута ткани – столбик-заготовку.
Дальнейшая работа проводиться в подгруппах по 4-5 человек.
НАШИ КУКОЛКИ-СТОЛБУШКИ:

Форма: Мастер-класс .Цель занятия: обучение изготовлению тряпичной куклы “кувадка” ( колыбельная).
Задачи:
Познакомить с историей возникновения кукол. .Развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение друг
Оборудование: нитки, ткань разного цвета,ножницыТехническое оснащение: Мультимедиа установка, диск со слайдами.
Ход занятия:
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, какой ведущий вид деятельности  у детей дошкольного возраста? (игра)
К сожалению,  современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условия для развития, перестают играть.
Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилась сама детская игра ,она стала агрессивной, не весёлой, дети не умеют играть и конечно мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь им .(Слайд 1)
Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы, вспомнить славянские обряды и своими руками сделать народную тряпичную куклу . (звучит спокойная русская народная музыка)
Педагог: (Слайд 2) В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека.
 Первые куклы появились в глубокой древности, и с тех пор человечество не расстаётся с ними.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры.. Когда дети подрастали ,делали кукол сами.  На примере кукол они получали знания об окружающем мире, учились рукоделью, осознавали своё предназначение в мире. Изготовлять  кукол  было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.
Куклы бывают – игровые, обрядовые и обереги.   Игровая, традиционная кукла, относящаяся к игровой нередко предназначалась ребёнку в самом малом возрасте и одновременно была оберегом. (вепсская, вятская,веснянка) Недаром ведь куколки делались безликими: кукла без лица становится недоступной для вселения в неё злых сил. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
И ещё одна группа кукол - обрядовые.
Обрядовые куклы: это самые древние куклы. Они служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов. Куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю.(свадьба, календарные праздники Масленница)
Кукла оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Куватка – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка. Считалась раньше, что она отгоняет  злую силу. До рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно им радовался.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
Начинаем нашу работу:
 (Педагог осуществляет поэтапный показ изготовления куклы и оказывает индивидуальную помощь в ходе выполнения и оформления куклы)
Подведение итогов
Педагог: мастер-класс подошел к концу. У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.
Я надеюсь, что наш мастер-класс вам понравился.
Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.До свидания. (Слайд 14)
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.
 Мастер-класс по изготовлению куклы Колокольчик Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. 1. 2. 3. 4. 5. Рис. 1-5. Подготовим 3 круглых лоскутка ткани разного цвета диаметром около 20 см. В центр первого лоскута кладём ветошь (или вату), формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки. Поверх на голову надеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем и третий. Получается основа – куколка в трёх юбках. 6. 7. Рис. 6-7. Готовим руки - голову: квадратный лоскут (обычно белого цвета, сторона около 20 см) складываем пополам, каждую половину еще раз пополам к середине, концы с двух сторон подворачиваем внутрь и перевязываем, чтобы получились ладошки. 8. 9. Рис. 8-9. Надеваем подготовленные руки - голову на голову куклы, заправляя внутрь свободные края (чтобы получилась рубашка), также перевязываем на шее. 10. 11. Рис. 10-11. Осталось повязать Колокольчику платок. Подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведём концы назад, там завязываем. Получается куколка в платочке, край рубашечки может быть виден. Колокольчик готов!
 «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»
 
 ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ ЖИЛЯЕВА А.Р.
 
Москва,2012г
 
ЦЕЛЬ:Знакомство с разновидностью  декоративно-прикладного искусства – народной игрушкой  (тряпичной куклой).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Дать  представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
Развивающие:
Развивать творческое мышление, память, наблюдательность.
Развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре
Воспитательные:
Воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (экспонаты мини – музея):
Образцы тряпичных кукол – игровых, обучающих, лечебных, оберегов.
       СЦЕНАРИЙ:
 
Педагог: Ребята посмотрите, что вы видите?
 
Дети: Разных кукол.
 
Педагог:
Правильно сегодня мы с вами  познакомимся с одним из интереснейших видов декоративно - прикладного искусства – русской народной тряпичной куклой.
 
Воспитатель:
Тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она известна с глубокой древности, с давних времен. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с тайной искусства их изготовления.
 
Воспитатель:
Игровая кукла изготавливалась для маленьких детей. Это кукла «Зайчик»,  «Колокольчик»,  «Утешительница».
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко  Дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное. Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
 
 Воспитатель: 
Издавна  на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол.
Оберег - это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей.
Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами.
Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Такую куклу называли «Берегиней».
 
Воспитатель:
 
Кукла эта обережная, хранительница доброго духа. «Берегиню» помещали  в комнате так, чтобы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом, кукла - берегиня  сможет  сберечь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.  Люди верили, что если у «Берегини»  в руках  узелок с пшеницей, то она принесет в дом достаток . 
Воспитатель:
У меня в руках кукла «Травница». Считается, что она сможет  излечить от многих болезней. А почему так? Да потому, чтоее основой стал  мешочек с разными лечебными травами. Кукол всегда делали в хорошем настроении. Обязательно надевали чистую одежду и старательно убирали в доме. В каждую куклу старались вложить часть своей души.
 
Воспитатель:
Посмотрите, какая красивая, радостная кукла смотрит на нас. Она  на счастье. Этакукла весеннего обряда. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. Обряд проводили замужние женщины. Они надевали яркие, нарядные одежды и  украшения.
 
 Воспитатель:
Особенно нарядными были головные уборы – сороки – разного вида, украшенные перьями, отороченные мехом, похожие на птиц.  Женщины выходили в поле и закликали Весну. Если во время обряда птица садилась на женщину, то считали, что весь год у нее будет счастливым и удачным.
 
Воспитатель: 
Вы уже, ребята, поняли, что существует большое количество тряпичных кукол. И рассказывать о них можно бесконечно, но я хочу привлечь ваше внимание к еще одной. Посмотрите наверх, пожалуйста. Это кукла «Ловушка для снов». Ловушку для снов делают обычно весной и располагают над кроватью. Она оберегает наш сон или сон ребенка, улавливая, притягивая добрые сны и задерживая злые до первых лучей утреннего солнца, в которых они растворяются. Так плохие сны исчезают, а хорошие по этим цветным ниточкам спускаются к спящему.
 
В нашем музее кукол, как вы уже заметили, есть куклы, которые отличаются от народной тряпичной куклы. Эти экспонаты сделаны руками профессиональных мастеров – кукольников. Но о них мы поговорим в следующий раз.
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
Опубликовано 10.12.2015 - 16:19 - Сабельникова Ольга Владимировна
 
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
Цель мастер-класса:
-систематезировать знания о народной кукле
-научить изготавливать одну из разновидностей народных кукол- Вепсскую (Капустку)
Задачи мастер-класса:
- знакомство с историей появления народной куклы, русскими обрядами и традициями, связанными с  изготовлением  кукол.
- пробуждение  интереса к народному творчеству, традициям Русского Севера.
- развитие навыков профессиональной деятельности педагога.
Ход:
Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.
1. Приветствие участников семинара.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Сейчас каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.
2. Упражнение «Похвастушки»
Цель упражнения: знакомство участников, сплочение группы.
Участники мастер-класса располагаются по кругу. Первый участник представляется, называя свое имя и добавляет одно из своих положительных качеств, которым он гордится , либо один из своих уникальных навыков.
 3.Вступление.
Знакомство слушателей с темой предстоящего мастер-класса, его целью и задачами.
 
У обрядов на Руси множество заветовИ один из них - шитьё кукол-оберегов.По поверью, талисман, защитит хозяев,Забирая на себя бремя испытаний.Из различных лоскутков ношеной одежды,Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.Но единственный запрет предков опасались:Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.Не особенно хитра лыкова наука,В деревенском житие для семьи - порука.Урожай, уход зимы, в свадебной кадрилиНеприменно куклы те дареными были.Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,С миром на душе, тогда, бралися за дельцеЭту куклу создавать. Да оно не трудно:Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.Полотно в рулон свернув - тулово готово.Голову узлом стянув, рученьки холщовы.Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.Обереги без лица, кажется незримоОтделят добро от зла неисповедимо.Сколько вложено любви неприметной, тихойИ защита на века от любого лиха. (Эльза Попова)
4.Теоретическая часть  (использование мультимедиа)
Знакомство участников мастер-класса с историей возникновения обереговых кукол и их разновидностями.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др. Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, предлагаю принять участие в мастер-классе изготовления обрядовой «Вепсской куклы» . Или ещё её называли кукла «Капустка».
 
 5. Технологическая часть: •  Демонстрация готовой обереговой «Вепсской куклы»•  Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.• Пошаговая демонстрация технологических приемов изготовления Вепсской куклы. (Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Можно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.) 
Вепсская кукла – олицетворение достатка, сытой и здоровой жизни. Не смотря на отсутствие лица, она как нельзя лучше символизирует замужнюю женщину детородного возраста.
Из чего делают вепсскую куклу? Из лоскутков и обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нитки для путанки (путанка – это моток из этих самых ниток или льняной кудели). Дело в том, что детали вепсской куклы не сшиваются, а стягиваются. Вообще, согласно традициям многих народов, в том числе и вепсского, обереговые куклы создавались без использования колющих и режущих инструментов, ткань обязательно рвалась руками.Может показаться, что обрывки изношенной одежды в качестве основного материала для создания куклы есть признак скудости, но на самом деле ничего подобного. Это условие было продиктовано ритуалом кровной близости, а ношенная одежда способна сохранять родовую силу, и поэтому воплотившись в кукле, могла передать эту силу молодому поколению, становясь очень сильным оберегом.
Чаще всего для кукольного наряда использовали подолы женских рубах и длинных фартуков, поскольку именно эта часть женского костюма соприкасалась с землей,а земля – один из самых сильных сакральных символов.
Кукла обладает универсальным языком, который понятен всем, от мала до велика, может быть поэтому в наши дни она переживает новое свое рождение. Если хорошо рассмотреть вепсскую куклу можно четко выделить ее особенности.
Голова, ручки и тело символизируют круговорот жизни во Вселенной, триединый мир – небесный, земной и подземный. Пышная кукольная грудь связывается специалистами-этнографами со своеобразным способом материализации земного мира, в котором живет человек, с особым восприятием красоты.
Имена куклам не давали, поскольку по древней традиции озвучить имя означало сделать кого угодно открытым для воздействия злых духов. Куклы оставались немыми, безлицыми и безымянными чтобы охранять своего хозяина или хозяйку от самых разных бед.
Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.Способствует обретению женской силы и семейного счастья.
Для работы нам понадобится:• лоскут белой х\б ткани 20х20 см• 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см• лоскут ткани для косынки• лоскут ткани для фартука• синтепон• х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)
6.Практическая часть
Шаг 1. Изготовление головы куклы. В середину белого лоскута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.
 Шаг 2. Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.
Шаг 3. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.
Шаг 4. Соединить детали груди с куклой, 
также примотав нитью. Шаг 5. Готовим заднюю часть сарафана.Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.
Шаг 6. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем. 
Опускаем юбку вниз, вот что получилось. 
Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть. 
Шаг 7. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью, сделать закреп, нить можно оторвать.
Шаг 8. Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки, перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем, надеваем его также, как любят одевать бабушки.
7. Обсуждение мастер –класса:
 вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников.
8. Рефлексия «Волшебный сундучок»
 -Дорогие друзья! Мы только что закончили наш мастер-класс. Предлагаю вам выразить своё впечатление о нём одним словом. У нас есть «волшебный сундучок» . В него мы с вами можем положить одно из самых ярких полученных впечатлений и унести его с собой. Предлагаю передавать его из рук в руки и делиться своими впечатлениями , помещая их в сундучок.
Обрядовые куклы в русских народных сказках.
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» –
гласит народная мудрость.
Эта работа возникла не случайно. Всё началось со сказок. Меня заинтересовала обрядовая куколка в сказке «Василиса Премудрая». Я стала интересоваться, какие куклы называют обрядовыми. Потом оказалось, что обрядовых кукол существует множество.
Я стала искать, не встречаются ли куколки в других сказках. Так постепенно, читая разные сказки, я узнавала новое об обрядах русского народа. И оказалось, что во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Мне стало интересно узнать, что же это за куклы и как их изготавливали. Помогли мне мама и бабушка. Они нашли интересный материал о русских традиционных обрядах, связанных с изготовлением кукол. Оказалось, что куклы – первые из игрушек. Они известны с глубокой древности, оставаясь вечно юными. История куклы прослеживается ещё с времён строительства египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по- прежнему находит свой путь к сердцам людей. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти.
Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и так далее. На Руси существовало огромное количество кукол.
Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. На Руси куклу наряжали в национальные одежды, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»Описанная кукла известна под названием Пеленашка. Ее делали для младенца или будущего ребенка по определенным правилам, использовали в обрядах. И сегодня еще сохранился обычай дарить куклу-пупса на свадьбу, как пожелание новой семье потомства. Я при помощи мамы сама попробовала изготовить самую простую из куколок: пеленашку:

Одной из героинь сказки «Матушкина куколка» тоже является обрядовая кукла. Умирая, мама – купчиха говорит своей дочке прощальные слова:
«- Слушай, Марьюшка! Запомни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляя. Тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью».
Это не простая кукла, в ней есть душа. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Трудно сказать, какая куколка была подарена матушкой дочери. Но поразмыслить можно.
В древние времена, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу и кидала её в колыбель, приговаривая:
Сонница бессонница,Не играй моим дитятком,А играй этой куколкой…
Такая куколка оставалась в доме навсегда. А называли её Бессонница.
Я попробовала сделать несколько таких кукол Вот что у меня получилось:

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан. Богомолка пожалела ее, превратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла её в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог отыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик. Так появилась на Руси гречиха. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потайного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки.
Куколка Крупеничка - это оберег на сытость и достаток в семье. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу.     В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Разновидность Крупенички – Кубышка-Травница. Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку Кубышку-Травницу. Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.
Во многих русских народных сказках говорится о рождественских колядках, которые проходили с участием куклы Коляда. Эта кукла – символ солнца и добрых счастливых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия, пели радостные, прославляющие хозяев дома песни. С ее приходом в доме должны были поселиться счастье, мир и согласие между членами семьи.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями благ себе и близким и сжиганием Коляды. Об этом можно прочитать в известной сказке- пьесе Островского «Снегурочка».
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Кукла Масленица – обязательный атрибут праздника Масленицы. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Изготавливали куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо. Целую неделю буйствует Масленица со своими блинами.
Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. Обрядовая пища – блины, которые являются символом солнца
Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Основу куклы Костромы делают из свежих березовых прутьев в палец толщиной. К основе разноцветными нитями крепят длинные полосы размочаленной коры, льняную или пеньковую кудель. Наряжают Кострому лоскутами разноцветной ткани. В основе куклы — магический крест. Из двух березовых прутьев изготавливают крестовину. Поперечный прут берут в 2 раза короче прута основы.
Чтением сказом моя исследовательская работа не закончилась. Я захотела сделать разные куколки своими руками. Помогала мне мама и бабушка. Работа оказалась очень интересной, потому что кукол делают с пожеланием добра, благополучия, достатка, плодородия и здоровья. Обрядовые куклы предназначены для того, чтобы сделать жизнь лучше.
Я ещё только учусь, но скоро, я думаю, у меня получится ещё лучше.



Обряд создания куклы – это обряд сохранения жизни, обережения от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия.
Вот к какому увлечению меня привёл простой вопрос об обрядовой куколке.