Конспект занятия дополнительного образования по изготовлению народной текстильной куклы Утешница
Тема занятия: Изготовление русских традиционных кукол. «Утешница».
Задачи:
Научить изготавливать куклу «Утешницу»
Воспитать положительное отношение к русским традициям
Развить координацию движений рук.
План
Орг. Момент. Приветствие.
Вступительная часть.
Инструктаж.
Поэтапное изготовление куклы.
Мини-выставка, обсуждение результата.
Подведение итогов занятия.
Заключительная часть.
Оборудование:
Коллекция традиционных кукол.
Инструменты: ножницы, корзинки для мусора.
Необходимые материалы:
Х\б ткань, белого цвета для головы размером 8х8 см
Яркая, набивная х\б ткань размен 16х4, для сарафанчика
Треугольник красной ткани со стороной 8 см
Бумажная салфетка.
Светлые, крепкие нитки: катушечные № 10 или «Ирис»
1.
Добрый день, дорогие друзья!
2.
Скажите, пожалуйста, а вы знаете, в какие игрушки играли ваши бабушки, или прабабушки?
- Нет, (если да, то похвалить)
А вот я вам сейчас расскажу:
У каждой девочки, в деревне, была корзинка, или короб, в котором хранились куклы, их могло быть до сотни Считали, что девочки, играющие в куклы будут хорошими хозяйками, принесут достаток в дом, и взрослые всячески поощряли их игру. (Показ коллекции кукол)
Не только девочки играли в куклы, но и мальчики.
Холодными зимними вечерами, когда спастись от стужи можно было только на печи, все ребятишки, которых в семье было много, забирались, приносили свои куклы, и начиналась игра
Как вы думаете, в какие игры играли?
- В дочки-матери, в свадьбу, в поездку на базар, или в гости.
Да, всё правильно, и в таких играх, обязательно участвовали мальчишки. Они проигрывали ту роль, которую им придётся исполнять в жизни, быть женихом, хозяином в доме, отцом, дедушкой и т.п. Когда в семье были старые люди (бабушки, дедушки) и они на печи от холода прятались, и зорко следили, что бы последовательность обряда выполнялась правильно.
Вы, конечно, понимаете, что куколок делали, начиная с самой простой, и мы сделаем с вами куколку девочку, ещё эту куколку называли Утешница. Маленький ребёнок часто падает и, как правило, плачет. Такую куколку могли дать ему мама или старшая сестра, что бы не плакал, или слёзки вытирал, рассказывал своей куколке о своих бедах.
3.
И так, у нас с вами на столах лежат комплекты материалов, необходимых для работы, ножницы, нитки. Мы будем вести работу вместе со мной поэтапно. Поэтому прошу не отвлекаться и делать работу вместе с нами. У кого не сразу будет получаться, тому я помогу, а все остальные немножко подождут отстающих.
4.
Конструкция куколки – узловая. В старину голову куклы набивали очёсами льна, или непряденой шерстью. Мы с вами воспользуемся салфеточкой, в работе она легче.
Возьмём салфеточку, помнём её, как пластилин, и скатаем шарик.
Возьмём белый лоскуток ткани и положим его на ладошку, в центр положим наш шарик из салфетки, и сформируем шарик-голову. Расправим, что бы складочек поменьше было, и обмотаем 3 раза ниткой, затянем и завяжем 3 узелка или закрепим приёмом петля.
Следующий этап. Одеваем платьице. Возьмём ткань в цветочек, положим его лицевой стороной вниз, (Какая сторона у ткани называется лицевой? – Правильно) в центр положим головку куклы так, чтобы хвостики ткани смотрели вниз, а шарик был над тканью. Теперь концы платьица загибаем внутрь. Сначала, правый кончик положили сверху хвостиков, затем левый. Ткань платьица сгибается 3 раза, голова куклы находится посредине.
По сторонам от головы у нас получились плечики, их нужно собрать в сборочку, прижать к голове сначала с одной стороны, затем с другой и зафиксировать ниткой.
Повязываем платочек, треугольник красной ткани, по-девичьи, кончиками вперёд. Для того, что бы куколка была аккуратной, верхний край платочка, длинную сторону треугольника немножко подогнём. Наденем на голову и завяжем спереди на шейке на узел.
Наша куколка готова.
5.
- Скажите, пожалуйста, а кому из вас было трудно делать эту куклу?
- В деревнях дети крутили куколок к 3 годам, это был своего рода экзамен перехода на новый жизненный этап, и с этого времени лялечку, ялечку, младеньчика считали ребёнком, который способен обойтись без матери. Вот мы с вами выдержали этот экзамен. Спасибо за работу.
6.
Наша куколка готова! А теперь посмотрим, делали куколок мы все вместе, а получились они у нас все разные. Какая кукла вам нравится больше? Каждому своя!
7.
Теперь вы сможете подарить такую куколку друзьям, или маме, бабушке и им будет приятно! На том спасибо за работу и до новых встреч в среду и пятницу.
Спасибо за внимание!
Литература:
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-пресс», 2004. – 400с., ил.
Некрылова А.С Русский традиционный календарь на каждый день и ля каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 768 с.: ил.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – Сергиев Посад: Издательский дом «Весь Сергиев Посад», 2010. – 184 с.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240 с. + вкл.
Москин Д.Н. Загадки народной куклы/ Дмитрий москин, Татьяна Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2010. – 64с.: ил.
15