Конспект родительского собрания — практикума на тему А как речь- то говорит , словно реченька журчит по особенностям и проблемам речевого развития детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ
ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ – ПРАКТИКУМА
ПО ОСОБЕННОСТЯМ И ПРОБЛЕМАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«А как речь – то говорит, словно реченька журчит»
Подготовила воспитатель:
Васильева Татьяна Равильевна
Цель:
привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях;
развивать педагогическое мастерство родителей.
Вступление:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено вопросам по развитию речи наших детей.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Наши дети повзрослели очень быстро, осталось совсем немного времени и они станут первоклассниками. На что же обращают внимание при поступлении в первый класс:
как развита речь ребенка:
как рассуждает;
умеет объяснять;
умеет доказывать свою правоту;
как строит предложение;
на сколько, богата, разнообразна речь.
Вспомните то время , когда ваш ребенок был совсем маленьким (1год). Как родители переживали за речь ребенка? Ждали, когда он произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополниться словарный запас?
А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли как рассуждает? Беспокоит ли это нас сейчас?
Основная часть
- Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка к моменту поступления его в школу?
(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи на доске)
Речь должна быть Проблемы у детей
ГРАМОТНОЙ
ПРИЯТНОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ
ОСМЫСЛЕННОЙ
БОГАТОЙ
(это в идеале)
А что же получается на самом деле?
В наше время наши дети мало время проводят в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой.
Проблемы наших детей
односложная речь (состоящая из одних простых предложений);
бедная речь (недостаточный словарный запас)
присутствие слов-«паразитов» (как результат просмотра телевизионных передач для взрослых);
затруднения при составлении сюжетного или описательного рассказа;
речь не выразительна ( не умеют использовать интонацию);
плохая дикция ( не выговаривают звуки – это грозит ошибками при письме)
Посмотрите , у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была как в левом столбике, а она близка к тому , что в правом столбике.
Сейчас мы вас познакомим ,как ведется работа в ДОУ по развитию речи детей.
Большое внимание уделяется рассказыванию:
- составляем творческие рассказы;
- составляем рассказы по картине, по серии картин с последовательно-развивающимся сюжетом;
- пересказываем короткие рассказы, отрывки из художественных произведений и помогают нам в этой работе - СХЕМЫ. (показ)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или короткое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом ,весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-значки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
О Весне сказали нам
Воробьи драчливые
Вербочки лохматые
Ручейки шумливые.
Бабочка – крапивница
На лесной проталинке
Синие подснежники
И сырые валенки
Заключительная часть
Что надо делать дома
Разговаривая с ребенком обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.
Разговаривайте всегда спокойным тоном, не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас.
Как можно чаще общайтесь с ребенком.
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.
Обязательно обсуждайте прочитанное, пусть ребенок ответит на ваш вопрос, перескажет услышанное.
И на последок мы, хотим вам сказать любите своих детей, помогайте им, это самое дорогое , что у вас есть.
...
В