Консультация для учителей-логопедов Здоровьесберегающие технологии в формировании речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Консультация для учителей-логопедов:
«Здоровьесберегающие технологии в формировании речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Березина Г. В. учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»
г. Абакан, Республика Хакасия«Физическая мощь человека, жизненныеего проявления зависят не столько отпищи, сколько от правильного дыхания.
Управляя дыханием, мы управляем всем
телом».
(из древних писаний)
Здоровье людей – основная ценность всего человечества. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.
Почему-то считается, что человека нужно учить правильно, читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в коре неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней.
«Будете заботиться о своём дыхании, проживёте долго и счастливо», - так сказал много веков тому назад один индийский мудрец.
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
В многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова, С.Л. Таптапова) отмечается, что в структуре дефекта у многих детей с нарушениями речи выявляются проблемы в просодическом оформлении высказывания, страдает темп, ритм, имеются значительные изменения голоса, нарушается речевое дыхание. Исследователи отмечают, что речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, моторная алалия, заикание, ринолалия, разные формы нарушения голоса.
Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, так как имеет место взаимодействия и преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников
Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – дём гулять).
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
С учётом того, что дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то сформировать его надо в оптимальные сроки. Для эффективности работы по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо применять нетрадиционные подходы.
Реализация нетрадиционного подхода по решению данной проблемы позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:
снизить трудоёмкость;
преодолеть детям эмоциональные барьеры;
стабилизировать у ребёнка психофизиологические процессы;
интенсифицировать процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;
формировать у дошкольника познавательную мотивацию.
Здоровьесберегающий эффект достигается за счёт применения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, точечного массажа, нестандартного оборудования, традиционных и вариативных игр и упражнений.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребёнка осуществляется в двух аспектах:
участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
Система работы включает три этапа по развитию дыхания.
I этап. Формирование правильного неречевого дыхания (формирование длительного выдоха).
II этап. Развитие (неречевого дыхания) диафрагмально - релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.
III этап. Развитие речевого дыхания. Работу на данном этапе проводят без использования оборудования, только на речевом материале.
На первом этапе у детей формируется умение осуществлять длительный плавный целенаправленный ротовой выдох (исходя из индивидуальных возможностей ребёнка, обучаем его вдоху через нос), развиваются ощущения движения органов дыхания.
Этап включает упражнения, направленные на развитие способности ощущать движения диафрагмы в положении лёжа на спине, сидя и стоя. Для контроля используется игрушка, ладонь ребёнка, большое зеркало. Важно помнить, что внимание ребёнка на этом этапе сосредоточивается не только на длительности вдоха и выдоха, но и на работе диафрагмы, то есть на ощущениях сокращений этой мышцы.
Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для формирования длительного плавного целенаправленного ротового выдоха (примерно 4 недели).
Цель второго этапа развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движением туловища или конечностей.
Работа ведётся по трём направлениям:
Использование элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:
- активное внимание ребёнка привлекается к фазе вдоха;
- вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
- все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.
Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Использование нестандартного оборудования.
Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя фитболы, пузырьковую колонну, подвесные конструкции, альбом и т.д.
Оборудование создаёт условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Возможности этого оборудования эффективно используются с целью формирования правильного физиологического и речевого дыхания как одного из важных составляющих развития правильной речи.
Игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования.
(Игры: «Покачай игрушку на животике» - игрушка на животе, при шумном вдохе носом поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её. «Шарик» - руки на животе (сидя на мяче-гиганте), на вдох надуть живот, на выдох втянуть, слегка надавливая на него руками. «Пожарники» - на резком вдохе поворот головы вправо, делают произвольный выдох и поворот головы прямо, затем повторить движения в другую сторону. «Ёжики» - бегут по залу, фырчат: «ф-ф-ф», по сигналу сворачиваются клубочком и сгруппировываются. «Буратино удивляется» - поднимает плечи, затем вверх правое, потом левое плечо).Работа по формированию речевого дыхания с использованием нестандартного оборудования осуществляется в процессе занятий и в режимных моментах.
На третьем этапе происходит развитие фонационного (озвученного) выдоха; развивается собственно речевое дыхание.
Данный этап является базовым. Он тесно сопряжён с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания.
У детей формируется умение произносить на выдохе: звуки; слоги и отдельные слова; фразы из двух, трёх, четырёх слов; стихотворные тексты.
На этом этапе также применяются игры с использованием нестандартного оборудования. При этом решаются и другие задачи: развивается сила и высота голоса, отрабатывается способность менять интонацию, автоматизируются и дифференцируются звуки. Всё это способствует совершенствованию фонематического слуха.
Работа по формированию речевого дыхания с опорой на нетрадиционный подход формирует у воспитанников правильное речевое дыхание в процессе занятий, создавая высокую мотивацию, способствует, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.
Различают три главных способа дыхания:
верхнее дыхание (ключичное);
среднее дыхание (грудное и рёберное; или межрёберное);
нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его ещё называют диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижны.
Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Для того чтобы научить детей правильно дышать, взрослым самим необходимо владеть навыками диафрагмального дыхания. Чтобы ребёнок не утратил навыки диафрагмального дыхания, необходимо их закрепить. Для этого надо обучить родителей диафрагмальному дыханию.
Формирование речевого дыхания начинается с воспитания навыков носового дыхания.
Использование точечного массажа в логопедической работе.
Точечный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность, то есть на мышцы артикуляционного, вокального и дыхательного аппаратов (погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох, на выдохе постукивать по ноздрям; сделать «курносый нос», потряхивая кончик носа указательным пальцем).
Комплексы традиционных и вариативных игр и упражнений.
I этап: «Султанчик», «Пёрышко», «Кораблик», «Заду свечу», «Чей паровоз громче гудит», «Зайка». «Пузырьки», «Трубочка» - традиционные (стандартные) игры. «Кулиска», «Волейбол», «Капелька», «Мячик в корзине» - вариативные игры.
II этап: «Покачай игрушку» - традиционная игра (стоя, сидя).
III этап: «Мой весёлый звонкий мяч» - вариативная игра, «Кто больше скажет без передышки».
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.
Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа).
Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе.
Слишком большой вдох.
Учащённость дыхания.
Укороченность выдоха.
Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.
Неправильная осанка.
Техника выполнения упражнений.
Воздух набирать через нос.
Плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным и плавным.
Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками).
Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхания.
Говорить только на выдохе.
Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
При использовании традиционных и вариативных игр и упражнений, точечного массажа, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, у детей формируется устойчивый навык диафрагмального дыхания и возможность применения его в повседневной жизни.
За счёт постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более чёткой и внятной, ребёнок может произнести на выдохе определённое для данного возраста количество слов.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:
Возраст
ребёнка Количество слов навыдохе в норме Длительность занятия по формированию
речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 мин.
3-4 года 3-5 слов 3-4 мин.
4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин.
6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.
Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.
Введение здоровьесберегающих технологий в работу над дыханием способствует улучшению показателей развития речевого дыхания у детей и снижению уровня их заболеваемости. Это формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии формирования правильного дыхания направлены на:
увеличение объёма дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры; силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;
автоматизацию нижне-рёберного диафрагмального дыхания;
регулирование дыхательного ритма;
формирование навыка правильного дыхания для речи; полноценный вдох – пауза – удлинённый выдох;
формирование темпо-ритмических характеристик речи.
Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.