Сборник заданий по Новейшей истории Документы разрядки 1970-х гг. ХХ века


Институт экономики мировой социалистической системы АН СССР.
Из закрытой аналитической записки в ЦК КПСС от 20.01.1980г.
"Некоторые соображения о внешнеполитических итогах 70-х годов"

Введением войск в Афганистан наша политика перешла допустимые границы конфронтации в "третьем мире". Выгоды от этой акции оказались незначительными по сравнению с ущербом, который был нанесен нашим интересам:
1. В дополнение к двум фронтам противостояния – в Европе против НАТО и в Восточной Азии – против Китая для нас возник третий опасный очаг военно-политической напряженности на южном фланге СССР, в невыгодных географических и социально-политических условиях
2. Произошло значительное расширение и консолидация антисоветского фронта государств, опоясывавшего СССР с запада до востока.
3. Значительно пострадало влияние СССР на движение неприсоединения, особенно на мусульманский мир.
4. Заблокирована разрядка и ликвидированы политические предпосылки для ограничения гонки вооружений.
5. Резко возрос экономический и технологический нажим на Советский Союз.
6. Западная и китайская пропаганда получили сильные козыри для расширения кампании против Советского Союза в целях подрыва его престижа в общественном мнении Запада, развивающихся государств, а также социалистических стран.
7. Афганские события надолго ликвидировали предпосылки для возможной нормализации советско-китайских отношений.
8. Эти события послужили катализатором для преодоления кризисных отношений и примирения между Ираном и США.
9. Усилилось недоверие к советской политике и дистанцирование от нее со стороны СФРЮ, Румынии и КНДР. Даже в печати Венгрии и Польши открыто обнаружились признаки сдержанности в связи с акциями Советского Союза в Афганистане. В этом, очевидно, нашли свое отражение настроения общественности и опасения руководства указанных стран быть вовлеченными в глобальные акции Советского Союза, для участия в которых наши партнеры не обладают достаточными ресурсами.
10. Усилилась дифференцированная политика западных держав, перешедших к новой тактике активного вторжения в сферу отношений между Советским Союзом и другими социалистическими странами и открытой игре на противоречиях и несовпадении интересов между ними.
11. На Советский Союз легло новое бремя экономической помощи Афганистану.

Источник: Литературная газета. 1989 г., № 38, 20 сентября. С. 14.


Вопросы к документу

Сгруппируйте негативные последствия ввода советских войск в ДРА для политических интересов СССР (пример: 1, 5, 7) и дайте группам свои названия.
«Выгоды от этой акции оказались незначительными» - назовите выгоды от ввода советских войск в Афганистан.
На основании пп. 5 и 9 назовите политические результаты последствий ввода советских войск в Афганистан
Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки Москва. 29 мая 1972 г.
Первое. Они будут исходить из общей убежденности в том, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования.
Третье. На Советском Союзе и Соединенных Штатах лежит особая обязанность делать все от них зависящее, чтобы все страны жили в условиях мира и безопасности...
Шестое. Конечной задачей своих усилий СССР и США считают решение проблемы всеобщего и полного разоружения и обеспечение эффективной системы международной безопасности в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.
Седьмое. СССР и США рассматривают торгово-экономические связи как важный и необходимый элемент упрочения двусторонних отношений и будут активно содействовать росту таких связей.
Одиннадцатое. СССР и США не претендуют сами и не признают чьих бы то ни было притязаний на какие-либо особые права или преимущества в мировых делах. Они признают суверенное равенство всех государств.

Вопросы к документу
Каковы причины, подвигнувшие СССР и США к заключению Соглашения 29.05.1972г.?
Почему на СССР и США лежит «особая обязанность» в международных делах?
Какие пути достижения своих политических целей провозглашают СССР и США?


Министр Иностранных дел СССР А.А. Громыко
О причинах ввода СА в ДРА.


"Решение о военной помощи Советского Союза Афганистану принималось под влиянием как объективных, так и субъективных обстоятельств.
Объективные были следующие.
Стремление правительства США дестабилизировать обстановку на южном фланге советской границы и создать угрозу нашей безопасности. После потери шахского Ирана и вывода оттуда оружия, нацеленного на СССР, стали реальными намерения замены Ирана Пакистаном и, если бы это стало возможным, Афганистаном. Что касается Пакистана, то он стал военно-политическим союзником США и стремился свергнуть законное правительство Афганистана.
Вторым важным обстоятельством, повлиявшим на наше решение, стало
убийство в Кабуле заговорщиками во главе с Амином лидера Апрельской революции Тараки. Оно также было расценено в Политбюро как попытка контрреволюционного переворота в этой стране, который мог быть использован США и Пакистаном в своих целях против СССР.
Нам были известны их стратегические, внешнеполитические установки того времени, вынашивавшиеся в правительстве США планы дестабилизации дружественных нам прогрессивных режимов. Эти планы в арсенале западной политики дипломатии остаются на вооружении и теперь.
Не видеть их было бы наивно. Более того, сейчас действия по их осуществлению даже усилились".

Источник: Литературная газета. 1989 г. № 38, 20 сентября.


Вопросы к документу
Какую роль отводили США Афганистану в своих военных планах против СССР?
Сформулируйте принцип внешней политики СССР, обосновавший решение о вводе советских войск в ДРА. Каково ваше личное отношение к вводу нашей армии в Афганистан?
Как вы считаете, произошли ли какие-нибудь изменения в политике дипломатии Запада в отношении России в наши дни по сравнению со временем войны в Афганистане? Ответ обоснуйте примерами.








Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину
Берлин. 3 сентября 1971г.
Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Французской Республики, представленные их послами, согласились о следующем.
Часть I. Общие постановления
Четыре Правительства будут стремиться способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений в соответствующем районе.
Четыре Правительства с учетом своих обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций согласны в том, что в этом районе не должна применяться сила или угроза силой и споры должны решаться исключительно мирными средствами
Часть II. Постановления, относящиеся к западным секторам Берлина
A. Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявляет, что транзитное сообщение по шоссейным, железным дорогам и водным путям по территории Германской Демократической Республики гражданских лиц и грузов между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будет происходить без помех и будет пользоваться благоприятствованием...
B. Правительства Французской Республики, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки заявляют, что связи между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что эти сектора по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не будут управляться ею и впредь...
С. Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявляет, что сообщения между Западными секторами Берлина н пограничными с этими секторами районами и теми районами Германской Демократической Республики, которые не граничат с этими секторами, будут улучшены.

Вопросы к документу

Почему Западный Берлин был «узлом противоречий» Запада и Востока в «холодной войне»?
Как Соглашение предписывает его участникам решать возникающие спорные вопросы?
Какой статус придавался Соглашением Западному Берлину и почему? (см. В)
Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину
Берлин. 3 сентября 1971г.
Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Французской Республики, представленные их послами, согласились о следующем.
Часть I. Общие постановления
Четыре Правительства будут стремиться способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений в соответствующем районе.
Четыре Правительства с учетом своих обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций согласны в том, что в этом районе не должна применяться сила или угроза силой и споры должны решаться исключительно мирными средствами
Часть II. Постановления, относящиеся к западным секторам Берлина
A. Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявляет, что транзитное сообщение по шоссейным, железным дорогам и водным путям по территории Германской Демократической Республики гражданских лиц и грузов между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будет происходить без помех и будет пользоваться благоприятствованием...
B. Правительства Французской Республики, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки заявляют, что связи между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что эти сектора по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не будут управляться ею и впредь...
С. Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявляет, что сообщения между Западными секторами Берлина н пограничными с этими секторами районами и теми районами Германской Демократической Республики, которые не граничат с этими секторами, будут улучшены.

Вопросы к документу

Почему Западный Берлин был «узлом противоречий» Запада и Востока в «холодной войне»?
Как Соглашение предписывает его участникам решать возникающие спорные вопросы?
Какой статус придавался Соглашением Западному Берлину и почему? (см. В)