Рабочая программа по художественному труду (1 класс)
Принята Утверждена
На заседании предметного директором ГБС(К)ОУ школы-интерната №17
методического объединения г. о. Самара
(Протокол №___от________) (Приказ от___________ № ____)
Проверена
заместителем директора
____________А.В. Патокина(дата_________)
Рабочая программа
педагогического работника
высшей категории
Ивлевой Ларисы Алексеевны
по художественному труду
для 1 класса
основной общеобразовательной школы
на 2015/2016 учебный год
г. о. Самара
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована 1 классам основной школы.
Программа по художественному труду разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Алексеенко, Л.В. Ершовой, Н.Р. Макаровой, А.Н. Щировой, утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», 2008г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004г.). Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.
Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности: • развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач; • основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда. В построении содержания обеих программ предусмотрена: • в выборе заданий, материалов и техник; • в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей; • в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов. Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применению средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство). Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса. Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и других материалов на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Основные цели программы:
• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»; • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира; • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн); • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами; • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение художественного труда — 1 час в 1 классах: 33 часа (33 учебные недели),
Данная рабочая программа по художественному труду соответствует авторской программе Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Алексеенко, Л.В. Ершовой, Н.Р. Макаровой, А.Н. Щировой, утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», 2008г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004г.).
Особенности организации учебного предмета
Для реализации рабочей программы на уроках технологии используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений учащихся. На уроках технологии используются: фронтальная беседа, внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: справочники, демонстрационный материал.
Предпочтительные формы контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступают практические работы, творческие проекты.
Программой предусмотрено выполнение практических работ:
• практические работы по образцу;
• практические работы творческого характера.
• выставки творческих работ.
Проводится их анализ в словесной форме, который имеет позитивную направленность.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы
В 1 классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
В 1 классе используется три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.
Методическое оснащение курса
Для реализации содержания предмета «Художественный труд» в 1 классах используется следующий учебно-методический комплекс:
Для учителя:
А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях. М. Просвещение, 2008.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. учебник «Технология. Художественный труд». 1классы. М. Просвещение, 2011.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. «Технология. Художественный труд». 1 классы. Методическое пособие. М. Просвещение, 2010.
Для обучающихся:
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. Учебник «Технология. Художественный труд», 1 классы, М. Просвещение, 2011.
Учебно-тематический план
№ Наименование раздела Количество часов
1, Работа с бумагой 14
2, Работа с тканью 5
3, Работа с пластичными материалами 8
4, Работа с природными материалами 6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
1 КЛАСС (33 часа)
Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Работа с бумагой
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания; конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики); конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки; декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент, композиция в технике сминания и обрывания.
Работа с тканью
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изделий из ткани народов России, панно по мотивам традиционного лоскутного шитья в технике аппликации; конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута.
Работа с пластичными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тряпочка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавливание. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров.
Работа с природными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. Формирование трудового опыта: изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппликации; конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традиционных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений.
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения художественного труда ученик должен:
знать/понимать • значение слов: художник, народный мастер; композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм; • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; • название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда; • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом; • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
уметь • организовывать свое рабочее место; пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; • составлять композиции с учетом замысла; • применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях; • решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов; • выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки; • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; • применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц; • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; • выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков; • выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»; • конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания; • пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • проявления эмоционального отношения к произведениям из народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; • выражения собственного мнения при оценке произведений искусства; • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; • проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов Изучаемый вопрос программы (тема урока) ЗУНы отрабатываемые на уроке Формы обучения Средства обучения и наглядности Способы контроля за усвоением ЗУН Коррекционные задачи
1 четверть-9 ч. Осень-припасиха1 Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда Применять правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; Урок-игра Диалогическая речь. Демонстрационный материал. Природные материалы. Беседа. Практическая работа Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму.
2 Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушекправила безопасной работы с клеем.
Анализировать объект, планировать этапы изготовления аппликаций из целых форм растений (на основе общих приемов).
Практическая работа. Беседа. Демонстрационный материал. Иллюстрации. Природные материалы. Индивидуально-дифференцированная работа. Выставка работ. Формирование умения действовать по правилу. Развитие внимания.
3 Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам традиционного печенья Организация рабочего места для лепки.
Применять правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластическим способом.
Практическая работа. Беседа. Рабочие инструменты. Пластилин. Методические таблицы. Показ со словесным объяснением, индивидуально-дифференцированная работа, выставка работ. Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму.
4 Природа-художница. Аппликация из природных материалов Анализировать особенностей растительных форм.
Исследовать изменения свойств природных материалов в зависимости от степени их высушивания.
Практическая работа. Беседа. Демонстрация Демонстрационный материал. Природные материалы. Показ со словесным объяснением, индивидуально-дифференцированная работа, выставка работ. Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенных правил. Развитие мелкой моторики.
5 Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природных материалов Систематизация материала в коллекции образцов природного материала растительного происхождения родного края.
Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место,
Практическая работа. Беседа. Демонстрация Демонстрационный материал. Природные материалы Показ со словесным объяснением, индивидуально-дифференцированная работа, выставка работ. Формирование умения действовать по правилу. Развитие внимания.
6 Пора отлета птиц. Объемное конструирование птицы с использованием приема гофрирование .Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда Практическая работа. Беседа. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал Показ со словесным объяснением, индивидуально-дифференцированная работа, выставка работ. Обучение последовательному выполнению действий и планированию (выработка способности к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации).
7 В золоте хохломы — золото осени. Художественное конструирование из бумаги на заданную тему по мотивам традиционного изделия — «птицы-ковша» Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Практическая работа. Беседа. демонстрация БУМАГА, картон, цветная бумага. Рабочие инструменты. Показ со словесным объяснением, индивидуально-дифференцированная работа, выставка работ. Формирование умения действовать по правилу. Развитие внимания.
8-9 Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу Ознакомление с приемами соединения природного материала. Практическая работа. Беседа. Демонстрационный материал. Природные материалы Показ со словесным объяснением, индивидуально-дифференцированная работа, выставка работ. Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенных правил. Развитие мелкой моторики.
2 четверть-7ч.
ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА
10 Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального трудадля работы с бумагой. Практическая работа, беседа. БУМАГА, картон, цветная бумага. Рабочие инструменты. Беседа, практическая работа, выставка работ. Развивать остаточное зрение; мелкую моторику; развитие образного мышления.
11 Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку» Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе. Практическая работа, беседа. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал. Цветные нитки, ткань. Беседа, практическая работа, выставка работ. Развивать остаточное зрение; мелкую мотоорику; развитие образного мышления.
12 Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями Урок-игра.
Практическая работа, беседа. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал. Цветные нитки, ткань. Беседа, практическая работа, выставка работ. Развивать остаточное зрение; мелкую моторику; развитие образного мышления.
13 Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по мотивам традиционной строчевой вышивки Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального трудадля работы с бумагой. Практическая работа, беседа. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал. Шаблоны. Беседа, практическая работа, выставка работ. Развивать остаточное зрение;
мелкую моторику; развитие образного мышления.
14 Сани-самокаты разукрашены богато. Объемное конструирование из бумаги санок по образцу Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального трудадля работы с бумагой. Практическая работа, беседа. Клей, бумага, ножницы. Демонстрация. Методические таблицы. Беседа, практическая работа, выставка работ. Развивать остаточное зрение; мелкую моторику; развитие образного мышления.
15 Бумажный листочек, как снежный комочек. Плоскорельефное моделирование на основе приемов сминания, разрывания (зимние мотивы — деревья, снеговик, сугробы и т. д.) Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Практическая работа, беседа. Клей, бумага, ножницы. Демонстрация. Методические таблицы. Беседа, практическая работа, выставка работ. Формирование умения действовать по правилу. Развитие внимания.
16 Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приемов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Практическая работа, беседа. Демонстрационный материал. Шаблоны. Цветная бумага. Рабочие инструменты. Беседа, практическая работа, выставка работ. Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму.
3 четверть-9 ч.
ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ
17-18 В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки Технология изготовления изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.
Наблюдать и выявлять с помощью опытов свойства глины. Разработка и изготовление изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.
Урок-игра.
Практическая работа, беседа. Пластилин. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал. Беседа, практическая работа, выставка работ. Обучение последовательному выполнению действий и планированию. Развитие образного мышления.
19-20 Богатыри земли Русской. Художественное конструирование из бумаги с опорой на особенности традиционного костюма и снаряжения русских богатырей Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание. Урок-игра.
Практическая работа, беседа. Демонстрационный материал. Шаблоны. Цветная бумага. Рабочие инструменты. Беседа, практическая работа, выставка работ. Обучать ориентировке в микро пространстве и макро пространстве. Развитие образного мышления. Мелкой моторики, тактильной памяти
21 Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях; Практическая работа, беседа. Демонстрационный материал. Иллюстрации. Рабочие инструменты. Ткань Индивидуально-дифференцированная работа. Выставка работ. Обучение последовательному выполнению действий и планированию. Развитие образного мышления.
22 Весна-красна — праздник света и тепла. Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание. Практическая работа, беседа. Демонстрация Демонстрационный материал. Иллюстрации. Рабочие инструменты. Шаблоны. Беседа, практическая работа, Развивать остаточное зрение; МЕЛКУЮ МОТОРИКУ; развитие образного мышления Развитие наблюдательности, выработка умения сравнивать предметы между собой.
23-24 Дымковская игрушка. Лепка из глины (пластилина) по мотивам дымковской игрушки Технология изготовления изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.
Наблюдать и выявлять с помощью опытов свойства глины. Разработка и изготовление изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.
Урок-игра.
Практическая работа, беседа. Рабочие инструменты. Пластилин. Методические таблицы Беседа, практическая работа, Выставка. Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму
25 Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печенья
Организация рабочего места для лепки.
Применять правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластическим способом. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями
Практическая работа, беседа. Демонстрация Рабочие инструменты. Пластилин. Методические таблицы Беседа, практическая работа, выставка работ. Обучать ориентировке в микро пространстве и макро пространстве. Развитие образного мышления. Мелкой моторики, тактильной памят4 чеверть-8ч. Лето страдное
26 Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами) Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Беседа, демонстрация
иллюстрация Демонстрационный материал. Иллюстрации. Рабочие инструменты. Шаблоны. Индивидуально-дифференцированная работа. Выставка работ. Текущий контроль. Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму
27-28 Театр на ладошке. Художественное конструирование из бумаги пальчиковых кукол с элементами оригами Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Урок-игра
Практическая работа, беседа. Демонстрационный материал. Иллюстрации. Рабочие инструменты. Шаблоны. Индивидуально-дифференцированная работа. Выставка работ. Развитие зрительного и осязательного восприятия, развитие образного мышления. Мелкой моторики, наглядно-практического мышления.
29-30 Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Практическая работа, беседа. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал. Цветные нитки, ткань. Беседа, практическая работа. Текущий контроль Развитие зрительного и осязательного восприятия, развитие образного мышления. Мелкой моторики, наглядно-практического мышления.
31 Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Практическая работа, беседа. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал. Цветные нитки, ткань. Беседа, практическая работа. Выставка. Текущий контроль. Развитие зрительного и осязательного восприятия, развитие образного мышления. Мелкой моторики, наглядно-практического мышления.
32-33 Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Практическая работа, беседа. Рабочие инструменты. Демонстрационный материал. Цветные нитки, ткань. Цветная бумага. Беседа, практическая работа. Выставка. Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:
изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:
изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:
изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.
Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:
профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем. Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая Весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками; народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина — дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову
; Список литературы
Для учителя:
А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях. М. Просвещение, 2008.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. учебник «Технология. Художественный труд». 1классы. М. Просвещение, 2011.
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. «Технология. Художественный труд». 1 классы. Методическое пособие. М. Просвещение, 2010.
Для обучающихся:
Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. Учебник «Технология. Художественный труд», 1 классы, М. Просвещение, 2011.