Рабочая программа по художественному вязанию


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАГАЛЬНИЦКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАГАЛЬНИЦКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методического совета Директор МБОУ ДОД КРДДТ
Протокол от ___________№_____ _____________ Н.Л. Логачева
Приказ от __________№_______
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
"КЛУБОЧЕК"
Возраст обучающихся- 9-15 лет
Срок реализации - 3 года
Автор:
Педагог дополнительного образования
Кузина Н.А.
ст. Кагальницкая
2013 год
 « Не похож наш стиль на всех, нам крючок принес успех!"
Пояснительная записка.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства , благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: спицами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
    Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность программы - приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
В отличие от типовой, настоящая программа оригинальна тем, что предлагает   детям освоение различных узоров в процессе вязания изделий, а также затрагивает  проблему гуманного отношения учащихся к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством. Вязание крючком развивает сенсомоторику,   оказывает влияние на умственное развитие, повышает усидчивость, внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при вязании изделий.
Педагогическая целесообразность программы
Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…
    В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
    Приобщение подрастающего поколения  к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
   Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь в нашем учреждении дополнительного образования.
Детское объединение «Клубочек» успешно реализует социальный заказ по художественно-эстетическому направлению посредством изучения основ вязания крючком.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.
Вид программы - модифицированная.
Отличительные особенности программы.
Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с крючком, способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.
    
 Цель и задачи программы
      Основной целью  образовательной программы является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных личностных, социокультурных, духовных, образовательных потребностей и запросов детей. Создание возможностей для творческого развития и приобщения к культурным ценностям каждого занимающегося в коллективе. 
   Обучить приемами вязания крючком и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
  В процессе достижения поставленной  цели необходимо решать следующие    задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
·     научить четко выполнять основные приемы вязания;
·     формировать технические навыки и приемы в выполнении вязаных изделий
·     обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;
·     приобщить экономному отношению к используемым материалам;
·     научить применять полученные знания на практике.
 
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
·     прививать интерес к культуре своей  Родины, к истокам народного творчества;
·     эстетическое отношение к действительности;
·     воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение      довести начатое дело до конца;
·     формировать культуру взаимоотношений.
                    
РАЗВИВАЮЩИЕ:
·     развивать творческие способности и выявлять одаренных детей в данной области творчества;
·     развивать фантазию, эстетический и художественный вкус;
·     формировать потребности нравственного совершенствования   своей личности.
 
  В реализации данной программы участвуют дети от 9 до 15 лет. Срок реализации данной  программы 3 года.    Образовательная программа  включает в себя три ступени обучения:  1  ступень - ознакомительная , 2 ступень - художественно-развивающая,
3 ступень – творческо-поисковая.
 Ступени освоения данной программы осуществляется по годам обучения:
 1 год обучения –  «Ознакомительная».
 2 год обучения -  «Художественная развивающая».
 3 год обучения и более -  «Творческо-поисковая».
         
В программу первой  ступени обучения  входит знакомство учащимся с историей ручного художественного вязания и ассортимента  современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда. Педагог знакомит учащихся с приемами вязания крючком, с условными обозначениями по схемам, узорами вязки. В течение года учащиеся  делают записи в тетради, объясняющие наиболее сложные приемы, а также последовательность выполнения каждого изделия.
   Вторая ступень –  включает  конструирование одежды. Все изделия выполняются в натуральную величину. Вывязывая изделия, учащиеся выполняют в образцах различные детали изделия: карманы, воротники, пуговицы, а также узоры для выполнения изделий.
   Третья ступень -  занимаясь в творческой мастерской, учащиеся создают индивидуальные творческие проекты, участвуют в научно- практической конференции, выставках, конкурсах различного уровня.
Первая ступень обучения «Ознакомительная» (1 год обучения)
 
Цель – научить детей свободно пользоваться крючком.
ЗАДАЧИ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Научить соблюдать технику безопасности при работе с вязальными  крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом;
Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
Научить приемам вязания крючком и технике выполнения изделия;
Научить  свободно пользоваться схемами по вязанию и графически изображать  условные обозначения;
Научить  гармонично  сочетать  цвета при выполнении поделок. 
 
 РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать творческий потенциал и реализовывать способности детей;
Развивать инициативность, самостоятельность:
Развивать эстетический вкус;
Развивать индивидуальную творческую деятельность детей.
 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать культуру поведения в коллективе;
Помогать организованно и целеустремленно проводить досуг; 
Воспитать положительные черты характера (трудолюбие, усидчивость, аккуратность) и искоренять отрицательные (зависть, грубость и т. д.)
 
Вторая ступень обучения:
« Художественная -развивающая» (2 год обучения)
 
Цель - развить у детей эстетическое восприятие окружающей среды через умение делать красивые и полезные вещи для себя и для украшения интерьера.
 
Задачи:
      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Научить приемам вязания и техникой выполнения сувениров, букетов, настольных украшений и украшений к одежде, состоящих из мелких деталей;
Научить вязать салфетки разным способом (согласно схемам);
сформировать технические навыки и приемы выполнения вязаных изделий;
Научить выполнять декор для открыток и подарков.
 
       РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать и реализовывать творческие способности детей;
Развивать   эстетическое отношение к своим работам;
Развивать умение коллективной творческой деятельности детей;
     ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать коллектив единомышленников;
Оказать помощь в организации жизни объединения и в работе ДДТ;
Формировать умение эстетически и нравственно оценивать окружающую действительность.
Третья ступень обучения: «Творческо-поисковая» (3 год обучения, творческая группа)
 
Цель - способствовать развитию художественно-творческих способностей,  а также профессиональному самоопределению детей.
ЗАДАЧИ
 
       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Совершенствовать технические навыки и приемы вязания в выполнении вязаных  изделий;
Научить самостоятельно  делать чертежи- выкройки и моделировать их;
Обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;
Научить использовать полученные знания усвоенные приемы и правила техники вязания на практике для дальнейшего вязания крючком.
   
    РАЗВИВАЮШИЕ:
Развивать у детей интерес к моделированию вязаной одежды и формировать  дизайнерский кругозор;
Развивать художественно-эстетический вкус;
Развивать потребность детей в саморазвитии и самообразовании.
      ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Возбудить у воспитанников потребность ив моральном развитии в работе над собой для формирования нравственного сознания и поведения;
Оказывать помощь в проведении совместных мероприятий объединения и ДДТ;
Формировать потребность в самообразовании и дальнейшем применении практических навыков.
 
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ УЧИТЫВАЮТСЯ:
·       уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
·       самостоятельность;
·        активность;
·        индивидуальные особенности;
·       особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
              Занятия  в учебном объединении проходят  по группам, осуществляется индивидуальный подход к  учащимся. Занятия  в группе проходят достаточно интересно, а разный возраст детей и уровень подготовки помогает как «новичкам», так и уже имеющим стаж работы в творческой мастерской.
    Программа рассчитана на 144 часа за учебный год – для 1 ступени обучения и 216часов - для 2-3 ступеней обучения.
     Вязание, как и другие виды художественно-творческой деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Кроме аудиторских  занятий по усмотрению педагога могут быть использованы такие формы работы как экскурсия в музей, сувенирные салоны, на выставки, встречи с интересными людьми, вернисажи.
 
  В рамках данной программы реализуются следующие педагогические
идеи:
1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая
трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и
воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении,
имидже, одежде и т. п.
2. Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые
технологии.
3. Учет особенностей культуры своего народа ( этнокультуры),
национального менталитета, а также особенностей местной региональной
культуры. 4
Педагогические принципы.
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и
развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах
учащихся:
– игровая деятельность в школьном периоде: занятия в группах часто
переходят в игру. Ролевые игры служат хорошим подспорьем для педагога в
обучении прикладному творчеству. Радостные переживания детей, связанные
с изготовлением поделок для общих игр, для общей пользы являются весьма
действенным средством воспитания любви к труду;
– учебная деятельность в младшем и среднем школьном возрасте: дети
привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять
требования педагога, соблюдать дисциплину труда и пр. Игры
используются преимущественно учебного характера;
– учебная деятельность и личностное общение в подростковом: на
занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с
другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение
в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой
деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных
мероприятий;
– профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте:
для этого периода характерно осознанное отношение к учебной
деятельности; педагог старается поощрять самостоятельный творческий
поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе
по предмету изучения.
2) потребности, интересы учащихся;
3) уровень развития первичного коллектива;
4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
– осознание и признание права личности быть не похожим на других;
– проявление уважения к личности;
– предоставление права на свободу выбора;
– оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
– умение смотреть на проблему глазами ребенка;
– учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип
нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти,
мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения, так дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.
Непосредственно на занятиях педагогами предлагаются работы различной
степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и
упрощенные задания для медленно работающих детей.
Личностный подход, который требует от педагога создания на
занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает
внимание наставника лично к нему.
Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из
главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию,
самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших
принципов работы.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности,
накопить опыт в процессе художественно-эстетического восприятия,
развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки,
научиться анализировать и понимать органическую целостность трудовой
деятельности, оценивать еѐ значение в выработке своих жизненных
ориентиров в современной деятельности. Кроме того, воспитанники
получают дополнительную информацию по изученным в школе предметам
(истории, литературе, ИЗО, музыке, экологии, физкультуре и т.д.).
Поскольку программа «Клубочек» рассчитана на широкий диапазон
сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально-
техническая база. Для эффективной деятельности по программе необходимы:
1) различные материалы: нитки, крючки, тетради, фломастеры,
цветная бумага, цветной картон, природный материал, файлы,
папки, альбомы, ватманы, фотографии, диски, плѐнка;
2) инструменты: ножницы, линейки, карандаши, клей;
3) аппаратура: проигрыватель, музыкальный центр, диски, синтезатор,
магнитофон, видеомагнитофон, проектор с набором слайдов,
фотоаппарат, аудиокассеты;
4) помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям,
мебель.

Возраст детей
Программа рассчитана на обучающихся от 9 до 15 лет. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью до 15 человек.
Формы занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
беседа;
практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся;
выставка;
игра;
экскурсия;
викторина;
конкурс и другие.
Вязание, как и другие виды художественно-творческой деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Кроме аудиторских  занятий по усмотрению педагога могут быть использованы такие формы работы как экскурсия в музей, сувенирные салоны, на выставки, встречи с интересными людьми, вернисажи.
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей /внешкольные учреждения/. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251 – 03 (от 20.06.2003). //Официальные документы в образовании, 2003, № 20).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
Материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты)
Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
Методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)
Техника безопасности
 
При написании программы учтены следующие   принципы:
Принцип доступности и последовательности;
Принцип научности;
Учет возрастных особенностей;
Принцип наглядности;
Принцип связи теории с практикой;
Принцип межпредметности.
 
Учебно-тематический план детского объединения
«Клубочек»
(1 год обучения на 144 часов)
«Ознакомительная»
 

пп
и/и Наименование  темы  занятий Кол - во часов Теория Практика
1. Вводное занятие 2 2  
2. Основные приемы вязания крючком 4   4
3 Упражнения из столбиков и воздушных петель 4   4
4. Вязание узорного полотна 4          1 3
5. Детский браслет и кулон 8 1 7
6. Аксессуары: бусы из шариков, повязка на голову 12 1 11
7. Косметичка и клатч 14 1         13
8 Сувениры 20 1 19
9. Шарф 14 1 13
10. Шапочка 14           1          13
11. Жилет 26  1 25
12. Материаловедение 2 1 1
13 Итоговое занятие 2 1 1
14 Коврик «Домик» 18 1          17
  ИТОГО: 144 13 131
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план детского объединения
 «Клубочек»
(2 год обучения на 216 часов)
«Художественно-развивающая»

п/п Наименование темы занятий Кол- во
часов
 
 
 
 часов Теория Практика 
1.
 
  Введение в курс программы 2-ого года обучения
Повторение пройденного материала 2 1 1
2. Конструирование:
- снятие мерок
-  построение чертежа выкройки 6 2 4
3. Детали к жакету:
- вывязывание  вырезов горловины
- вертикальные прорезные петли
- убавка
- прибавка
- вывязывание рукава
- обработка и сшивание изделий 8 2 6
4. «Ажурное чудо»- вязание салфеток 18 1 17
5. Вязание изделий на себя. Шапочка
  14 1 13
6. Жилет-безрукавка 34 1 33
7. Шарф -палантин 13 1 12
8. Сувениры 21 1 20
9. «Цветы и фрукты круглый год» 24 1 23
10
11
12. Декоративные мелочи
Жилет- пуловер
Вязаные картины 16
46
10 1
1
1 15
       45
         9
13. Итоговое занятие 4 1    3
  ИТОГО: 216 15 201
 
 Учебно-тематический план
детского объединения
« Клубочек »
(3 год обучения на 216 часов)
"Творческо-поисковая"
 

п/п Наименование темы занятий Кол – во
часов Теория Практика
1 Вводное занятие  1  1  
2 Основные приемы вязания крючком 4   4
 3 Вязание  узорного полотна
Декоративная шляпа  6    6
4 Цветные узоры:
- Косметичка 6    6
5 Ажурные образцы:
- Салфетка  14    14
6  Вязаные цветы и листья:
- Панно их цветов и листьев  8    8
7  Комплект для куклы  12   12
8  Сувениры:
  - Сердечко
  - Елочка
  - Курочка  12   12
9 Вязаные игрушки:
1.Лягушки
2.Осьминог
3.Черепаха 24 1 23
10
Декоративная сумочка. 14 14
11 Панно "Медведь" из помпонов. 26 26
12 Вязаные игрушки для дизайна дома:
-собака-прихватка;
-кот -зажим для шторы. 22 2 20
13
Проект "Креативный подарок". 16 16
14
Проект "Подари улыбку миру" . 17 3 14
15
Коллективный проект по созданию самобытной коллекции одежды. 14 2 12
16
Проект "Дизайнерское решение". 16 2 14
17
Материаловедение 2 2 18 Итоговое занятие 2 1 1
  Беседы:
1) из истории  вязания крючком, 
2) кромка и окончание работы вязаных изделий,
3) как вязать по схемам.      
  ИТОГО: 216 14 202
 
 
 
 
В содержание программы первой  ступени обучения  входит знакомство учащимся с историей ручного художественного вязания и ассортимента  современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда. Педагог знакомит учащихся с приемами вязания крючком, с условными обозначениями по схемам, узорами вязки. В течение года учащиеся  делают записи в тетради, объясняющие наиболее сложные приемы, а также последовательность выполнения каждого изделия.
   Вторая ступень –  включает  конструирование одежды. Все изделия выполняются в натуральную величину. Вывязывая изделия, учащиеся выполняют в образцах различные детали изделия: карманы, воротники, пуговицы, а также узоры для выполнения изделий.
   Третья ступень -  занимаясь в творческой мастерской, учащиеся создают индивидуальные творческие проекты, участвуют в научно- практической конференции, выставках, конкурсах различного уровня.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
 К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ  знают:
·       правила поведения;
·       технику безопасности при вязании с крючком;
·       основные приемы вязания крючком;
·       условные обозначения;
·       основы  цветоведения;
·       основы материаловедения - классификацию и свойства волокон.
  УМЕЮТ:
·       свободно пользоваться схемами по вязанию;
·       гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;
·       различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных , х/б;
·       выполнять изделия - шарф, шапочка, ободок ,сумка, браслет и т.д.
    ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ:
·       четко выполнения основных приемов по вязанию;
·       умение выполнять поделки любой сложности и создать свои полученные знаний;
·       используя творчество и фантазию, «стильно» оформить поделку.
 
 
К КОНЦУ  2-ОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ  ЗНАЮТ:
·       способы вязания мелких деталей;
·       разные способы вязания салфеток;
·       технологию выполнения цветов и цветочных композиций;
·       порядок и расчет петель в вязании изделий.
     УМЕЮТ:
·       сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ;
·       вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
·       создавать своими руками красивые и полезные вещи. 
    
ПРИОБРЕТАЮТ  НАВЫКИ:
·     умения изготавливать подарочные изделия
·     умения вязать изделия «на себя»
·     умения коллективно работать и создавать коллективные работы
                                                                                          
      К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ  ЗНАЮТ:
·       особенности построения чертежа для вязаного изделия;
·       технологию выполнения вязаных изделий разного покроя.
  УМЕЮТ:
·       правильно снимать мерки;
·       подготавливать образцы вязания для расчета петель;
·       последовательно выполнять каждое изделие;
·       выполнять изделия в натуральную величину;
·       самостоятельно выбирать фасон узор приготовить расчет петель;
·       применять полученные знания на практике.
   
ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ:
·     умения строить чертеж-выкройку моделировать;
·      вязания различных моделей «на себя» как по журналам, так и по своим разработкам;
·  умения самостоятельно разрабатывать  и создавать творческие проекты с использованием знаний умений и навыков полученных за период обучения;
·  заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.
                 
                 
               Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества. Результаты участия в выставках различных уровней фиксируется в портфолио каждого учащегося в учебном объединении.
 
Методическое обеспечение
Для обучения изготовлению изделий крючком и спицами: игрушек, панно, сувениров, одежды, декоративных вещей – на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы, а также такие методы обучения как экспериментирование, моделирование. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.
Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.
Содержание программы представлено четырьмя разделами: «Введение в программу», «Вязание крючком», «Вязание на спицах», «Творческие отчёты»
Разделы имеют место как на первом, на втором так и на третьем году обучения с элементами усложнения технологий.
 Методы:
1.Словесные:
  Рассказ
 Лекция
Беседа
  Дискуссия
2.Практический:
  Практическая работа
3.Наглядный:
 Демонстрация
  Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
  Проблемное изложение материала
  Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
  Игра – конкурс
  Игра – путешествие
  Игра – викторина и т.п.
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с. 
В.П.Гирич «1000 узоров вязания крючком», М, Легпромбытиздат, 1993г.
Журналы мод 2000-2012гг
Рукоделие. Популярная энциклопедия, М , научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1992г.
С.Ф.Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами», М, Просвещение, 1992г.
Э.А.Фомичева «Начинаем вязать спицами  и крючком», М, Просвещение, 1991г.