Рабочая программа кружка по художественному труду
Рабочая программа кружка по художественному труду
«Бумажные фантазии»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 7-9 классов «Бумажные фантазии» и направлена на обеспечение дополнительной практической подготовки по изобразительному искусству и художественному труду.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В основе данной программы лежит художественно-творческое направление, для реализации которой используются следующие виды внеурочной деятельности: художественное творчество, трудовая деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Цели и задачи
Основная цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Цели:
Обучающая:
Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
Дать основы бумагопластики, конструирования и моделирования ;Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства ;
Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.
Развивающая:
Активизировать интерес к занятиям художественным трудом;
Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Развивать творческое воображение;
Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге .Воспитывающая:
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.
Воспитание и развитие эстетической культуры;
Приобщение к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.
Основные задачи:
развитие творчества школьников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды прикладной деятельности.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
1. Осуществлять эстетическое развитие учащихся средствами художественного труда.2. Прививать интерес и любовь к художественному труду как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по художественному труду.5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов.7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.9. Познакомить с различными видами работ с бумагой: бумагопластика, оригами, объёмная аппликация, мозаика.
10. Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);- Принцип сотрудничества (совместная работа с учителями искусств, родителями);- Принцип интегративности (синтез искусств).
Общая характеристика курса
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладения бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Содержание курса
В качестве основных тем выступают способы преобразования бумаги, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений.
1.Бумагопластика(6 ч.)
Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Не имея специальной художественной подготовки, дети могут освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.
Резак (главный инструмент), канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник - вот перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика.
2.Плетение(5 ч.)
Бумагу можно не только вырезать, наклеивать, складывать, из неё, оказывается, можно еще плести. Например, переплетя разноцветные полоски бумаги между собой, легко получить не менее оригинальные поделки, чем в таких техниках, как оригами или квиллинг. Плетеное бумажное полотно может стать симпатичной закладкой для книги, фоном-основой для открытки или скромного панно с миленьким цветочком и т. п.Плетение из бумажных прутиков: Для плетения из старых газет и журналов потребуются собственно сами старые газеты и журналы, клей ПВА, любой лак и вязальная спица диаметром 1,5–2 мм, а работа начнется с заготовки бумажных прутиков.
Конечно, с применением сложных и не очень техник из красивой бумаги получаются великолепные картины, панно, поздравительные открытки и многое другое. Однако можно найти применение и старым газетам и журналам, изготовив из них весьма оригинальные поделки – плетеные корзинки и коробочки. Те, кому нравятся плетеные предметы, обязательно возьмут на вооружение эту технику работы с бумагой, а самое главное – кипы старых газет и журналов превратятся в нужные предметы интерьера и замечательные подарки без лишних финансовых затрат!
3.Квиллинг(6 ч.)
Квиллинг - это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Вам не понадобятся дорогостоящие инструменты и специально оборудованное рабочее место. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.
Бумагокручение, или бумажная филигрань (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.
4.Оригами (6 ч.)
Оригами (яп.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
5.Бумажная живопись (5 ч.)
Техника бумажной живописи напоминает технику обычной живописи, т. к. просматривается явная аналогия принципа нанесения рисунка послойно, но не красками, а кусочками разноцветной бумаги. Обычно используют цветную бумагу, клей и кисти для выполнения работ в этой технике, а также — художественные навыки.
На словах техника, пожалуй, самая простая: наклеиваем кусочки бумаги на чистый лист обычно белой бумаги или картона. Техника аналогична живописи, только вместо краски используется разноцветная бумага. Однако, как и в обычной живописи, для создания действительно заслуживающего внимания произведения требуется наличие художественных навыков.
6.Декупаж (3 ч.)
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученного лаком ради эффектности, сохранности и долговечности .Декупаж – это аппликация, но аппликация особенная – покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Все гораздо проще, чем кажется! Наверное, это самый легкий способ добиться потрясающего результата, создавая уникальные, эффектные предметы своими руками.
Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новую великолепную, в настоящее произведение искусства. Это могут быть горшки для цветов, посуда, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель, т.д. и т.п. Даже одежда и обувь может быть украшена Вами на свой вкус. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон - любые поверхности поддаются чудесным преобразованиям.7.Изонить (4 ч.)
Изонить – только с первого взгляда сложная техника. На самом деле достаточно освоить всего лишь два приема вышивки: заполнение угла и окружности. И используя их, можно создать множество неповторимых картин, которые могут приравняться живописным полотнам. Панно, вышитые в технике изонить, украсят стены вашей квартиры. Небольшие вышитые картинки пойдут на оформление открыток. В данном курсе мы с вами потренируемся вышить круг и угол. А вышитые одуванчики, оформленные в рамочку, могут украсить интерьер вашей комнаты или стать сувениром для друзей. В нашей работе придут на помощь изонить-схемы для начинающих, пронумерованные цифрами. Благодаря им - панно в технике изонить сможет сделать каждый новичок.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага разного формата, цвета и фактуры.
Трубочки для коктейля.
Баночки для воды.
Салфетки.
Карандаши, ластик, линейка.
Клей ПВА, клей-карандаш.
Цветной картон.
Проволока.
Кисточки.
Ножницы.
Нитки.
Природный материал.
Литература
1.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль.: Академия развития,2006.-96 с.
2.Колль, Мери Энн Ф. Рисуем красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
3.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С. – Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
4.В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
5.С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
Программа рассчитана на 35 занятий в год (1 ч. в неделю).
Занятия проводятся 1 раза в неделю: пятница-15:15
Продолжительность занятий 45 минут.
Календарно-тематическое планирование
Дата Тема занятий Количество часов Примечание
1. Бумагопластика (6ч.)
Виды бумаги. Виды работ с бумагой. Бумагопластика. 1 Изготовление цветов из квадратов. Георгин.
2 Изготовление цветов из салфеток. 1 Розы из гофрированной бумаги.
2 2.Плетение (5ч.)
Плетение из бумажных прутиков. 1 Плетёное кашпо.
4 3.Квиллинг (6 ч.)
Основы квиллинга.
2 Бабочка и цветок.
4 5.Оригами (6 ч.)
Оригами. Треугольный модуль.
2 Изготовление из модулей павлина.
4 8.Бумажная живопись (5 ч.)
Бумажная живопись.
2 «Цветы весны».
3 9.Декупаж (3ч.)
Техника «Декупаж». 1 Подарок своими руками. «Чайная пара».
2 10.Изонить (4 ч.)
Основы техники «Изонить». 1 Панно «Одуванчики».
3 Утверждаю Согласовано
Директор школы:________Л.Г.Никитина Зам.директора по ВР:__________Е.И.НазароваПриказ №___от «___»_______2014г. «___»__________2014г.
МКОУ Перелешинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
кружка
по художественному труду для 7-9 классов
«Фантазия»
на 2014 – 2015 учебный год
Количество часов в год – 35,
из них
Количество часов в неделю Резервное время
федерального компонента
регионального компонента школьного компонента
35
1 Руководитель кружка
Шелофаст Ирина Анатольевна