Программа дополнительного образования по русскому языкуПуть к слову:от древности к современности

Пояснительная записка

Программа «Путь к слову от древности к современности
В основе настоящей программы лежит концепция литературного образования и общекультурной подготовки учащихся 5-6 классов с опорой на традиционную русскую культуру. Каждому народу достается в наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами.. А чтобы до конца постичь великое такое наследие, необходимо обратиться к истокам нашей культуры к Древней языческой Руси во-первых к христианству, исторически обретенного Русью нового миропонимания, ставшего сердцевиной много-вековой русской культуры, во-вторых.
По мнению профессора истории Б.К. Котляревского , «Язык - верный, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа». Из бездны времен язык, слово донесли до нас все многообразие человеческих отношений. «Слово становиться «исповедью народа»; и выслушавший эту исповедь видит привычный мир в ином свете - многовековой культуры. «Простота» открытий позволяет стать более проницательным читателем русской классической и современной литературы, что без сомнений, повышает общекультурный уровень учащихся.

Данные программы сформировались на базе двух авторских программ:
«Языческая Русь» и
«Русская культура и словесность»
(авт.Сипинев Ю.Я., Сипинева И.Я. Санкт-Петербург) и
спецкурсы преподавателя УлГПУ, доцента кафедры литературы М.П.Чередниковой, поэтому является модифицированным.
Программа «Путь к слову» от древности к современности « рассчитана на детей среднего школьного возраста и осуществляется посредством одногодичной подготовки, хотя может быть и расширена, и углублена на второй год обучения.
Программа обладает значительным потенциалом, позволяющим использовать ее на факультативах занятиях по литературе, истории, русской культуре для углубленного изучения художественного творчества, общего воспитания учащихся.

Направленность
Общее направление: культурологическое, с опорой на гуманитарное образование.
В основе программы лежит концепция литературного образования и общекультурной подготовки учащихся с опорой на традиционную русскую культуру и предполагает глубокое интеллектуальной образование. Так же духовное развитие школьников средством углубленного изучения русской культуры и словесности.


Новизна программы в том, что она призвана показать детям уникальность древнейшего периода в истории России - язычества и его значения для современности. Культура Древней Руси изучается в школьном курсе, начиная с христианского периода, а о языческих ее корнях лишь упоминается фрагментарно. Между тем, влияние языческой культуры Древней Руси на последующие эпохи развития страны трудно переоценить. Обучающие оказываются в роли «Ивана, непомнящего родства». Это похоже на желание читать, не зная азбуки.
Языческая культуры - это азбука нашей сегодняшней культуры, и мы, хотим этого или нет, встречаемся с ней ежедневно.
Тысячелетие господства христианской культуры не смогло стереть из памяти народной этого великого наследия предков. Оно живет и в литературе творчества народа, и в современной литературе, и в живописи, и в прикладном искусстве, и в архитектуре, и в быту.

Оригинальным представляется общий замысел программы: исследование, изучение мифологического видения мира в языческой (дохристианской) культуре в его основных играх является опорной точкой осмысления христианского и конкретного православного миропонимания;
на уровне культурологическом,
на уровне ценностно-смысловом,

Углубленное осмысление и языческого, и христианского миропонимания осуществляется на образах фольклорных произведений, русской классической литературы, детской литературы нового времени.

Таким образом, движение курса целиком соответствует историческому пути русского человека или же, что еще более точно, истории становления души русского человека

Кроме того, программа проводит параллели с культурой мировой, обозначая там смысл и принадлежность русской культуры к ней.

Имеет интегративный характер

Программа рассчитана на младших подростков (5-6 класс). Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания, следовательно, они откликаются на необычное, захватывающее как по форме, так и по содержанию. Курс позволяет «захватить» внимание уч-ся данного возраста; однако требует деятельностного подхода в обучении, игры, активного творчества, т.к. быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же. Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого развития, от сюда наилучшим видом является занятие практическими видами деятельности (инсценировки, участие в фольклорной группе), где необходима включенность каждого участника как в жизнь, так и в ее отображение. Именно в среднем возрасте формируется система оценочных созданий. Программа исследует культурное наследие русского народа (языческого и христианство) и неизменно приносит с собой правильные идеалы многовековой культуры России, ее традиции, глобальные открытия.
В этом плане программа является базой воспитания человека духовного и нравственно развитого, достойного гражданина своей стране.
Программа является интегративным курсом и является базой для общекультурного развития, немаловажного в любом предметном курсе общего образования и дальнейшего совершенствования

Набор в объединение осуществляется на добровольной основе.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 144 часа в год
Занятия проходят 2 раза в неделю по два урока.

Цель программы
Создавая программу, автор стремился найти решение трудной задачи: соединение высокого духовного потенциала русской культуры с качественным образованием в области литературы и культуры. Обращение к этой проблеме есть следствие духовного состояния общества и существенный признак времени. Подхода к ее решению намеченного курса, что важно для обучающихся как данного учреждения, так и любого другого.

Задачи программы

1. Дать обучающимся возможность ознакомиться с языческой культурой Руси, осознать ее место в контексте мировой художественной культуры.
2. Знакомить школьников с языческими мифами славян и их отражением в устном народном и творчестве русских писателей, а также в современной бытовой стороне жизни.
3. Показать уникальность православного христианского образа мира, развившегося в тесной взаимосвязи с культурой языческой.
4. Проведение аналогий между художественным произведением различных авторов и православной картиной мира, выявление многоплановости художественного произведения.
5. Развить речь обучающимся, расширять и обогащать их словарный запас.
6. Развивать образное мышление детей.
7. Научить читать наизусть лирические произведения, «с точки зрения героя».
8. Приучать ребят самостоятельно добывать знания, анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусств (литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства).


Исходя из задач программы, обуч-ся должны знать:

- система славянских представлений о мире как целом;
- мифология славянских народов в сравнении с мифологией других народов мира;
- наличие взаимосвязей между явлениями искусства и мировоззрением народа славян;
- иметь понятие о единстве и взаимосвязях прошлого и настоящего в культуре;
- важнейшие черты православного образа мира;
- наличие взаимосвязи между языческой православной культурой;
- иметь представления о вечных духовных ценностях;
- главные вехи духовного и исторического пути Руси и русского человека.

Уметь:
- пользоваться накопленными знаниями общекультурного характера для объяснения отдельных явлений современной и классической литературы (искусства); традиционной народной культуры;
- использовать знания о традиционной русской культуре при анализе художественных произведений;
- строить развернутое устное сообщение с аргументацией, построенной на культурологическом материале;
- осмыслить отдельные явления, предметы окружающего мира с точки зрения культуры и основных мировоззренческих категорий;
- проводить параллели между художественными произведениями различных авторов;
- отличать элементы языческого и христианского мировоззрений;
- читать наизусть лирические произведения (с точки зрения лирического героя)
- самостоятельно добывать знания и сопоставлять произведения разных видов искусства (литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура, прикладное творчество);
- создавать самостоятельные письменные работы с использованием элементов мировоззренческого осмысления, обобщение по материалу художественного произведения.

Виды и формы контроля
Диагностика
Наиболее приемлемая по данному курсу являются вопросы, связанные с героями сказок, поверьями, обычаями, виды и по- остановка проблемного вопроса с последующим наблюдением, анализов, выводом, исходя из.. имеющихся сведений.


Формы:
- Лото
- Игра со словами
- «Логика»
-соответствия

Промежуточный контроль
- викторины
- кроссворды
- угадай героя
- кто больше знает
- командные игры («Поле чудес», «Умники и умницы»)
- интересные вопросы

Творческие
- создание сказочной карты
- создание своей сказки
- постановка сказки
- сбор материала по теме занятия и его защита
- работа с произведениями (художественными произведениями)

Итоговые
- конкурсные программы (КВН, «Путешествие в сказку»)
- творческий отчет, представление лучших работ.


Формы и режим занятий
Основной формой занятий является эвристическая беседа, которая позволяет ставить проблемные вопросы для учащихся и заставляет их продумывать не только ответы на эти вопросы, но и задавать свои. Беседа предполагает и диалог между преподавателем и учащимися, и учащихся друг с другом. Не менее важной является форма экскурсий, которая позволяет учащимися стать более наблюдательными, внимательными к окружающему миру, заставляет бережно относиться к прошлому. Ещё одной формой занятий являются библиотечные уроки. Современная библиотека позволяет подготовить материал с использованием книжного фонда и фондов интернета.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два урока.
Предполагается как индивидуальные, так и групповые формы работы.

В процессе обучения уч-ся знакомятся со следующими терминами и понятиями:
- мир
- язычество, язык, песня
- идея одухотворенности природы, идея круга
- микрокосмос, макрокосмос
- стихия мира
- народно-поэтическое представление
- мифологическое представление
- идея мирового древа, мирового яйца
- символы (света, тьма, добра, зла)
- очаг, языческий дом, воплощение огня
- религиозно-языческое значение
- ритуал, обычай
- понятие лукавства, мороки, лиходейства, греха, искушения, соблазна, гибели души. Спасение. Одержимости
- дух дома
- душа, тело
- царство мертвых, и души умерших, дух предков
- судьба, рок
- вещий, божественный, тайный
- символ пути, дороги, числа
- храм
- крестный подвиг, древо позора - древо спасения
- священное писание, библия
- христианство, православие
- путь Христа, крестная жертва
- духовная перемена
- кротость, милосердие
- просвещение на Руси, Кирилл, Мефодий
- житие, духовная красота
- чудотворство, учительство,
- паломники,
- афоризм
- художественный образ
- многомерность художественного мира
- созерцание, миросозерцание лирического героя
- познание мира
- бытие,
- благость, рай
- сопоставление, сравнение
- метафора
- олицетворение
- эпитет
Осваиваемые понятия помогают не только «прочитать» произведения, в котором отражается русское православное или языческое мировоззрение, но и самому освоить систему ценностей, наиболее полно уяснить содержание тех или иных понятий, вырабатывать положительное, а не нигилистическое отношение к ним.

Принцип построения
Материал программы выстроен как осмысление картины мира от его истоков (язычество) до картины мира современного человека. (Литературные источники: от мифов до писателей 20 века).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей данной группы школьников, с учетом включения в работу творческих способностей уч-ся и их нравственного потенциала.
Программа ориентирована на индивидуальный подход т.к. в процессе анализа базисных понятий курса ребенок проводит параллели со своим собственной жизнью, себя в контексте культура и учится решать проблемы, вопросы, возникшие именно у него.


Условия реализации
Возможность посещение библиотеки и школьного краеведческого музея.
Использование видео и аудио средств для демонстрации кинофильмов, мультфильмов, аудиозаписи.
Мультимедийные презентации учебного материала.
Использование интернета (в индивидуальной подготовке). Наличие оргтехники.

Данные условия позволяют реализовать программу на должном современном уровне.













Тематический план



Всего часов
теория
практика

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Введение
4
3
1

3
Свет и тьма - универсалы мира и мировоззрения человека. Свет и тьма в воззрениях древних славян
28
19
9

4
Одухотворенный мир вокруг человека и его жилища
34
22
12

5
Дом. Темных сил и человека
42
26
16

6
Представление древних славян о человеке, его пути в мире
5
5


7
Русская волшебная сказка е строй и отражение в ней представлений древнего человека о мире
20
11
9

8
Литературная сказка.
8
2
6

9
Заключительное занятие
1
1



итого
144
90
54


























Литература
Для педагога
Шанский Н.И. Лингвистический анализ стихотворного текста
С.А.Львова Уроки словесности
Т.А. Злобина, А.А.Малиновский Читаем стихи
Б.А. Буяльсккий Искусство выразительного чтения
Денисова М.А. Русское художественное слово и русский мир 1997
В.М. Махамчук Из истории русской игрушки. Литература в школе 1996
Журнал «Литература в школе» №3 1997
А.Г. Кутузов «Как войти в мир литературы» методические рекомендации - Дрофа 1998
О.Н..Зайцева, Н.Б.Ладыгин Литературное образование Дрофа 2000
Собр. М. Забылин Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. Москва Автор 1992.
В.Белов «Лад: очерки о народной эстетике» Москва 1982
М.М.Громыко Мир русской деревни Москва 1991
Г.А.Бернштам Русский народ. Культура Поморья в 19-начале 20 века.
Диалектологический словарь

Для уч-ся
1. Ю.А. Гвоздарев Язык есть исповедь народа. Москва Просвещение 1993
Рассказы о русской фразеологии 1988
2. Библиотека фантастики том 1 «Сказание о чудесах»
3. Школьные этимологические и толковые словари.
4 Словари антонимов, синонимов, фразеологизмов.
5. Кун Легенды и мифы Древней Греции.
6. А.Шиловский Скачи, добрый единорог! Москва Детская литература 1982














Заголовок 115