Доклад Взаимосвязь предметов общего и дополнительного образования и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся во внеурочной среде.


Взаимосвязь предметов общего и дополнительного образования и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся во внеурочной среде.
Образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе.
С точки зрения основного образования – образование видится как универсальный способ трансляции исторического опыта, это общий механизм передачи социального наследия. Сегодня школа является практически единственным институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение молодежи и который старается определять определенные модели позитивной деятельности. Большую роль в решении этих задач может сыграть дополнительное образование. Оно обладает значительным социальным, педагогическим, культурным и социализирующим потенциалом.
Говоря сегодня о модернизации общеобразовательной школы, мы предполагаем ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Именно дополнительное образование поможет нам достичь этих целей.
Содержание образовательного стандарта второго поколения гласит «От образования на всю жизнь к образованию для жизни». Современный этап развития нашего общество требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность за подготовку человека, способного жить в новых условиях.
Если сопоставлять общее (базовое) образование и дополнительное, то первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. А цель у всех педагогов одна - подготовить ребенка к жизни в обществе, но осуществляем мы ее разными средствами и формами. Оба эти вида образования по существу выступают как взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты, и должны стать таковыми на самых разных уровнях - от общества в целом (где необходимость системы дополнительного образования детей признана на законодательном уровне) до каждой конкретной школы. Именно на этом - базовом - уровне важнее всего понять, что современное дополнительное образование детей может дать школе очень многое. Если сказать одной фразой, то оно может улучшить качество школьного образования.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.
Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
обогатить содержание и формы учебной деятельности;
сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;
решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Дополнительное образование детей – это сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие; это гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и свободный выбор своего жизненного пути, постижение смысла жизни и духовной силы труда
Личностно-ориентированное дополнительное образование, обеспечивая развитие ребенка в выбранном им самим направлении, желаемое, а не обязательное (в значительной доле) создает ситуацию успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает ребенка с разным уровнем способностей и подготовленности.
Прикладное, техническое, художественное творчество – развитие способностей, интереса, при этом любое творчество – это новые знания, новые навыки, общение, общее развитие, полезная занятость, практический опыт, друзья по интересу поддержка взрослого, уверенность, которая перенесется и в сферу основного образования, потому что коллектив, где ребенок успешен, и место действия совпадают – это школа.Именно на занятиях в сфере дополнительного образования ребенок углубляет знания по предметам общеобразовательной школьной программы.
Каждое образовательное учреждение решает проблему внеурочной занятости обучающихся по своему. У кого-то это кружки и дополнительные занятия, которые ведут свои педагоги, у кого-то – взаимодействие с организациями дополнительного образования: музыкальные, спортивные, художественные школы, проводящие занятия в стенах учебного учреждения, и так далее.
Формы взаимодействия могут быть различными, но цель у нас одна: Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Необходимо всячески поддерживать ребенка в стремлении заниматься ещё чем-то, интересным именно ему, вне учебного времени. А педагогам общего и дополнительного образования надо поддерживать тесные контакты.
В последнее время в школах активно развивается проектную деятельность обучающихся. Именно здесь находятся точки соприкосновения многих предметов школьной программы и дополнительного образования. К тому же в последнее время очень остро встал вопрос сохранения здоровья наших детей.
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать такой учебно-воспитательный процесс в школе, который будет учитывать все факторы урочной и внеурочной деятельности.
При планировании любой образовательной деятельности следует в первую очередь ставить вопросы здоровья сбережения и повышения двигательной активности.
Показать тесную взаимосвязь предметов общего и дополнительного образования и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся во внеурочной среде я хотела бы на примере широко известного проекта «Танцующая школа». В частности, интеграции данного регионального проекта в общую систему учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
На наш взгляд этот проект очень точно отражает взаимосвязь различных предметов общеобразовательной школы и дополнительного образования.
Ни для кого не секрет, что в начале реализации проекта «Танцующая школа» очень многие и дети, и родители без особого восторга восприняли идею о том, что они должны обязательно научиться танцевать. И не что-то там современное, типа «Хип-хопа» или другого современного направления танца, а почти забытый полонез и вальс. Да и сейчас во многих учебных заведения подходят к участию в проекте формально: «У нас на базе школы есть профессиональный коллектив, вот они пусть и выступают за школу». А ведь данный проект это не только танцевальная культура. Это в первую очередь культура поведения и общения, приобщение к классической музыке, к миру прекрасного.
Как педагог и музыкант по образованию могу с уверенностью сказать – проект «Танцующая школа» необходим подрастающему поколению. Ведь в рамках его реализации обучающиеся получают знания по истории, искусству, музыке, и огромную двигательную активность, для которой нет противопоказаний. Разучивать вальс, полонез, польку, кадриль и другие танцы можно всем, без каких-либо медицинских ограничений. В условиях современного мира, где гиподинамия стала нормой подобные занятия просто необходимы!
Как уже говорилось раньше, занятия проходят под аккомпанемент классической музыки, и их смело можно отнести к музыкотерапии.
Как терапия музыка используется уже давно. Коррекцию эмоционального, психического состояния музыкотерапия удачно осуществляет и у детей и у взрослых. Для этих целей обычно используется классическая музыка (симфоническая, камерная) и народная музыка.
Именно под эту музыку разучиваются танцевальные композиции на занятиях бальными (а не спортивными) танцами. Именно эти музыкальные направления обеспечивают большие возможности для стимуляции всех ассоциативных связей в субъективных переживаниях слушателя.
Всем известный академик Владимир Михайлович Бехтерев считал, что музыкальный ритм имеет способность устанавливать равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Также музыка может растормаживать заторможенных детей и успокаивать слишком возбужденный темперамент ребенка. Урегулирование лишних, неправильных движений тоже под силу музыке.
Кроме полезного терапевтического воздействия, музыка определенно способна усиливать эмоции ребенка и делать воображение детей еще более ярким.
И это действительно так! Реализуя в нашей школе данный региональный проект третий год я могу сказать, что за это время увеличилось число обучающихся, которые с большим удовольствием идут на занятия танцами. И это не только девочки! Как оказалось среди наших воспитанников очень много молодых людей разного возраста, которые не прочь научиться танцевать вальс, польку, полонез, кадриль.
Это не только послушные успешные дети. Среди активных участников проекта есть и ребята, стоящие на внутришкольном учете, и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Да и просто те, кто в обычной школьной жизни остаются в стороне.
Не скрою, и в нашей школе нет 100 % удовлетворения обучающихся от занятий танцами. Да так и не должно быть: кому-то больше по душе спорт, кому-то математика, но всё-таки процент детей постоянно, без пропусков, посещающих занятия высок.
Для того чтобы сделать занятия более интересными, значимыми для ребенка, обязательно нужно обозначить цель, к которой мы все стремимся. Зачастую наши дети просто не понимают – а зачем мы всё это делаем? В ночном клубе и на дискотеке так танцевать не станешь, так для чего же «мучиться»? Мы посчитали, что мало просто подготовить выступление для участия в конкурсной программе проекта, необходимо постоянно практически доказывать детям важность этих занятий.
Силами участников проекта стали готовиться номера для участия в общественной жизни школы. Количество танцевальных выступлений на концертах возросло в разы. Как оказалось, очень многие ребята, до этого момента не обладавшие какими-то особыми талантами стали сразу «звездами» школьной сцены.
Вслед за обучающимися, на наши занятия начали приходить и родители, и выпускники, и жители СКК. По их просьбам стали проводиться дополнительные репетиции в вечернее время для всех желающих. Постепенно из этой активно группы танцоров образовался новый коллектив «Студия историко-бытового танца «Комплимент».
Если региональный проект дает, в общем-то, готовую программу, то теперь у нас появилась свобода выбора и в выборе танцевальной программы и в выборе музыкального материала. Почему именно историко-бытовые танцы?
Во-первых, это движение по классическую музыку, знакомство с композиторами той эпохи, произведениями и исполнителями. Это – близкое знакомство с историей страны, откуда пришел тот или иной танец. Знакомство с культурой, одеждой аксессуарами и пр.
Во-вторых, это совершенно другая культура общения. Практическое применение правил этикета, которые многие из нас знают, а вот как поступить в той или иной ситуации – сказать не могут. Это – умение культурного поведения в обществе, уважения к старшим, к партнеру по танцу.
В-третьих, это возможность людям разного возраста и социальных слоев разнообразить свой досуг, завести новые знакомства и расширить кругозор.
Одним словом, это новая форма образовательной деятельности, где естественным путем происходит познание секретов человеческих взаимоотношений и передача образцов культурного поведения от старших к младшим, где происходит взаимообмен национальных культур. Это – интеграция различных видов образовательной деятельности. Практически на каждом занятии у нас возникает ситуация, когда участникам коллектива необходимо найти дополнительную информацию, чтобы подготовиться к выступлению. Это и исторические данные, и знания музыкальной культуры той или и ной страны и эпохи, знакомство с художественными произведениями, историей костюма, этикета. Изучая танцы разных стран приходиться волей-неволей получать знания и по иностранному языку. Так, абсолютно не требуя дополнительного изучения предметов, применяя проектный метод изучения, мы получаем результат. Это именно то, к чему мы все с вами стремимся.
Да и вообще, танцы это просто красиво! Нарядные дамы и кавалеры, красивая музыка, правила этикета, атмосфера великосветского бала. Кто из вас не хотел бы попасть в сказку?
Для поддержания интереса у воспитанников, было решено организовать Рождественский Благотворительный Бал, на который были приглашены не только участники проекта, но и родители воспитанников, выпускники и педагоги школы, жители микрорайона.
На собранные средства были закуплены подарки для маленьких пациентов онкологического диспансера. Первый Рождественский бал мы провели ещё в 2012 году в здании областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. И сейчас это уже традиция – все наши «большие» балы – Рождественский и Летний, мы делаем благотворительными.
Ребята стали осознавать, что танцы – это не просто развлечение, но и большой труд, а ещё это реальная возможность и приносить пользу другим.
В состав стадии вошли и обучающиеся нашей школы и школьники из других учебных заведений, педагоги, студенты. Вслед за детьми на занятия стали ходить и родители. Сегодня уже 4 семьи в полном составе приходят на занятия.
У нашего коллектива уже появились друзья. Прошлой осенью, по приглашению администрации ДМШ № 1 г. Пензы в канун дня рождения школы был устроен музыкально-танцевальный вечер.
Администрация Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова пригласила нас принять участие в реализации проекта «Приглашение к танцу» для людей старшего возраста. Воспитанники студии постоянно проводят вместе с бабушками и дедушками танцевальные вечера, литературные встречи. К примеру, на масленицу мы пригласили всех на «Масленичные посиделки», где за чаем с печеньем и пирогами люди разных поколений общались, играли, танцевали.
С областной библиотекой у нас вообще налажены очень тесные связи. Студия «Комплимент» принимала участие в «Библионочи-2014» и праздновании Общероссийского дня библиотек в этом году.
Торговый центр «Коллаж» и кинотеатр «5 звезд» уже дважды приглашали наших ребят выступить на детских праздниках.
Этот год в России был объявлен годом Культуры. В его рамках в городе проводилось много различных мероприятий, во многих из них мы принимали участие. К примеру, праздник, посвященный Дню русского языка, в сквере им. А.С. Пушкина.
Совместно с Пензенским региональным общественным объединением «Сурская семья» в мае этого года был проведен Офицерский Бал, в котором приняло участие 250 пар. Все участники студии принимали активное участие в организации этого бала.
По приглашению управления культуры г. Пензы мы принимали участие в открытие обновленного сквера на улице Лермонтова, а на следующий день отправились на литературный праздник в Тарханы.
По просьбам ребят в соц.сетях была создана группа нашей студии, и теперь дети сами с удовольствием ищут «нужную» для коллектива информацию по истории, музыке, костюмам и размещают на странице. А так же появилась площадка для размещения фото архива.
Расширилась и география друзей «Комплимента». Этим летом музейный комплекс г. Заречного приглашал наших воспитанников принять участие в работе международного симпозиума скульпторов.
И, конечно, мы стараемся повышать уровень своего образования. Пензенскую студию историко-бытового танца «Комплимент», которая занимается на базе школы № 67, уже знают в Поволжье. Участники студии принимали участие в работе II Поволжского фестиваля исторической культуры и танца «Река Времени» и прошли весеннюю школу самарской студи «Вертиго», где получили соответствующие сертификаты.
Белинский писал: «Влияние искусства на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них». Мы считаем, что подобная интеграция музыки, танца, истории, литературы просто необходима нашему подрастающему поколению. В результате этой деятельности у участников формируются следующие УУД (универсальные учебные действия):
В сфере мировоззрения
Осмысление своей роли в создании общей культуры человечества;
Интерес к саморазвитию;
Опыт самоопределения;
В сфере общения:
Умение строить отношения с противоположным полом;
Умение вести диалог;
Открытие в себе новых способностей;
Опыт культурного поведения в обществе;
Умение понять и принять другого, укрепление толерантного сознания;
Приобретение психологической грамотности;
Повышение социальной компетентности;
В сфере танцевальной образовательной деятельности:
Умение танцевать, выражать себя в танце;
Знания в области различных видов искусства;
Расширение кругозора;
Повышение интереса к общеобразовательным предметам школьной программы;
Развитие межпредметных связей;
Улучшение здоровья посредством физических нагрузок в танце;
В заключении хочется сказать, что школа наряду с семьёй является основным социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным.
А главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, стремление вырастить образованного, культурного, а главное здорового человека, готового к жизни в современном, конкурентном мире.

Интеграция даёт следующие положительные результаты:
1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.
2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по ДН.
3. Уменьшается также количество “трудных” детей.
4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов.
5. Действительно, комфортная психологическая среда способствуют изменению количества неврологических заболеваний.
6. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.
7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.
В соответствии с ФГОС становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности,
Пространства взаимодействия в рамках вариативной части основной образовательной программы:
пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность; и др.;
пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества; и др.:
пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия
Е.Б Евладова предлагает перечень главных ориентаций основного и дополнительного образования:
Общее образование Дополнительное образование
Ориентировано на:
построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей
усвоение предметных знаний и способов их употребления раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы – лишь одно из средств обучения
освоение возрастно-нормативного пространства построение пространства построение пространства саморазвития
социализацию детей, формирование социально-адаптивной личности индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности
общечеловеческий опыт познания личный опыт практической жизни ребенка
адаптирующее и корректирующее образование развивающее и реабилитирующее образование
В совместной деятельности детей и взрослых решаются задачи развития и воспитания ребенка.
За всеми успехами – труд внеурочный, огромный. Но это целенаправленное развитие, следовательно, должна быть целенаправленная поддержка, снижающая перегрузки как детей, так и учителей.
Предлагается:
а) предметные кружки, которые ведут преподаватели школы;
б) предоставление дней для самоподготовке к олимпиадам;
в) кружки по интересам;
г) поощрения детей и учителей – награждения за успехи.
Таким образом, мы рассматриваем интеграцию основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивающих:
здоровьесбережение;
развитие в избранном направлении;
оптимизацию организации деятельности ученика и учителя;
снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;
повышение уровня качества образования;
оптимизацию отношений в школьном коллективе.
Важно ответить на вопросы:
В чем основной замысел внеурочной деятельности?
Какие ее цели, кто их ставит и реализует?
Какое подбирается содержание, как оно структурируется?
Какие средства выбираем?
На какие результаты ориентируемся?
Какой ценой они будут достигаться?
Через ответы на эти вопросы проявляется позиция школы по отношению к дополнительному образованию детей и его программам (она может быть потребительской, меркантильной, формальной, инертной, но и деловой, или тонизирующей партнерские отношения во всех начинаниях).
Основные проблемы и ошибки взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования при переходе на ФГОС общего образования:
не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;
нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности;
отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в учреждениях дополнительного образования детей (ОУДОД) или учреждениях культуры, спорта и т.д.;
имеют место перегрузки детей;
реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;
«местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия ОУДОД;
организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;
не определены условия финансирования внеурочной деятельности.
Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте - в школе. Принципы общего и дополнительного образования едины. Но методы, методики, технологии имеют свою особенность. Дело в том, что основное содержание дополнительного образования - практикоориентированное, деятельностное: здесь школьник действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда школьнику нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Такое образование - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Общеобразовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности отводится ведущая роль в обеспечении комплексного подхода к оздоровлению школьников средствами физической культуры и спорта

Литература
Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Лебедева О.Е. – М. : ВЛАДОС, 2009.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.М. Дополнительное образование детей: Учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Монахов Д.Л. Совместными усилиями – к новому качеству образования // Дополнительное образование и воспитание. – М.: ИД Витязь, 2009. – № 11.
Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.
Овсянников А. А. Система образования в России и образование России // Мир России. – 1999. – № 3.
Федотова В.Ю. Система целенаправленного выявления потенциальных способностей одаренных детей в рамках УДОД // Дополнительное образование и воспитание. – ИД Витязь, 2008. – № 11.
http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_4_2013/Blinovoy%20Var.%203%20soc.%20partn..pdf