Приемы и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Приемы и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
КАРАНДАШИ
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК
Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения:Гладила мама – ежиха ежат:«Что за пригожие детки лежат!
Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
Движения соответствуют тексту:Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),Им поглажу я ладошку,А потом сожму немножко.Каждым пальцем мяч прижмуИ другой рукой начну.А теперь последний трюк -Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)
Сжимание – на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам. Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.Им всем руку пожимаю.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.
Эти шарики беремИми ручки разомнем.Каждый шарик не простой -Этот с солью, с рисом тот.Меж ладошками кладемИм ладошки разотрем.Вверх и вниз его катаемСвои ручки развиваем!Можно шар катать по кругу,Перекидывать друг другу.Раз, два, три, четыре, пять -Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ)
Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
Катать бусины между ладоней:Покатаю я в руках бусинки – горошки.Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
Нанизывать бусины на леску:Я сижу, но не скучаю,Бусы маме собираю.Нанизала бусы я -Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
(Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
(Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.
Игры с пальцами с использованием разнообразного материала
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):
- Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,А тебе печь топить, а тебе тесто месить,А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.Покрути и покатай и другому передай».
Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,Курочка клювом по штучке склевала.
Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно всё промесить попросили.Но сколько не месим и сколько ни мнём, Комочки опять и опять достаём.
«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,А разноцветная фасоль.На дне игрушки для детей,Мы их достанем без затей.
РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ
(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):
«Кто живёт в моей квартире». Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
«Зоопарк»:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходилиИ смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.
ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).
На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):
Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.
Лезет, лезет альпинист-В этом деле он артист.По скале и по веревкеОн наверх залезет ловко!
Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.
ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:
Для своей сестрички я плету косичкиИз шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ШНУРКИ
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):
- Пальчик – мальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот -Весь платок он скушал, вот!Сразу стало у проглотаБрюхо, как у бегемота!
Примерный план работы на неделю по развитию мелкой моторики:
Понедельник. Нанизывание пуговиц или бусин на нитку без иголки.
Вторник. Выкладывание рисунка из крупы, семян, мелких рожек и т.д. на подложку с пластилином.
Среда. Обведение по контуру трафаретов, штриховка получившегося рисунка.
Четверг. Вдевание шнурочков в отверстия на специально сделанных для шнурования картинках.
Пятница. Вырезание фигур по контуру или картинок и приклеивание их.
Суббота. Сгибание листов бумаги с получением какой- либо фигуры или игрушки.
Воскресенье. Письмо по контуру элементов букв, букв; проведение линий по клеточкам.
Помимо вышеперечисленного можно использовать такие приемы:
Лепка из пластилина, глины, соленого теста;
Собирание пазлов;
Собирание мозаики;
Разбирание пуговиц, семян, круп по форме, цвету, размеру;
Рисование и раскрашивание карандашами и красками;
Завязывание и развязывание узелков и бантиков.
15