Мастер класс по изготовлению куклы оберега Вепсская кукла Кормилка
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Программа: Щадящего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья декоративно – прикладному творчеству
Раздел программы: работа с тканью
Дата проведения 23.04.15г.
Время:
Местопроведения: кабинет Флористика
Тема занятия:
Изготовление куклы – оберега Вепсская кукла «Кормилка»
Цель: Научить детей изготавливать куклу оберег «Вепсскую куклу «Кормилку»
Задачи:
Познакомить с историей возникновения народной куклы.
Освоить технологию изготовления куклы – оберега
Способствовать развитию трудолюбия, бережливости, аккуратности, мелкой моторики рук.
Тип занятия: отработка ЗУН работы с тканью, практическое применение знаний, умений.
Возраст: 9-14 лет
Методы:
Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный(демонстрация образца, фотографии последовательности изготовления изделия, схема)
Практический практические (игра, упражнение, практическое задание)
Частично – поисковый (определение последовательности изготовления куклы)
Материалы и оборудование:
- наглядный материал: образец изделия – кукла, презентация
- раздаточный материал: разноцветные лоскутки ткани, набивочный материал, нить х\б красного цвета
Хронометраж занятия
Название этапа Вид деятельности Продолжи -
тельность1. Организационный этап 1.1. Приветствие. Эмоциональный настрой на занятие игра (буква),деление на группы 2 минуты
1.2. Введение в игровой сюжет, игра «магазин ожидания» 2 минуты
1.3 Введение в тему занятия «изготовление куклы оберега «Кормилка»» 2. Основной
этап 2.1 Ознакомление с историей возникновения куклы оберега «Кормилка» 2 минуты
2.2 Определение материалов для изготовления куклы, (демонстрация образца, беседа). 2 минуты
2.2. Определение последовательности изготовления изделия 2 минуты
2.3. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой (опрос). 1 минута
2.4. Практическая деятельность детей 15 минут
2.5. Физминутка. 2 минуты
2.6. Практическая деятельность детей 8 минут
2.9. Выставка готовых работ. Сравнение с образцом. 2 минуты
3. Заключительный этап 3.1. Подведение итогов занятия 1 минута
3.2. Рефлексия 30 секунд
3.3. Логика дальнейшего занятия 30 секунд
4. Общая продолжительность занятия: 40 минут Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие. Эмоциональный настрой на занятие.
Педагог: Здравствуйте ребята на нашем занятии сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: здороваются.
П: у меня сегодня такое прекрасное настроение. А какое оно у вас?
Д: ответ детей.
П: отлично! Такое оно и должно быть на занятии!
П: Отлично. Давайте с вами поиграем в игру «Буковка»
Я называю вам букву, а вы говорите какое у вас настроение (слово должно начинаться на эту букву).
П: Буква «Б» -
Ответ детей: бодрое, блестящее.
П: Буква «Р»
Ответ детей - радостное, рабочее.
П: Буква «С»
Ответ детей - светлое, солнечное.
П: Буква «В»
Ответ детей - веселое, воздушное, вкусное
Наклеить на столы лоскутки ткани, приготовить коробку в коробке по 4 разных лоскутка х/б ткань, капрон, шерстяная ткань.
Ребята давайте с вами разделимся на команды, а для этогоу меня есть волшебная коробочка и в ней есть лоскутки ткани давайте возьмем их. Вот у нас есть три зоны первая…., вторая…, и третья…. Нв каждой зоне свой лоскуток ткани посмотрите свои лоскутки и пройдите к столу где есть такой же лоскуток.теперь ответьте мне на вопрос что за ткань у вас в руках?
Д: ответ детей
Ткани: хлопчатобумажная, капрон, шерстяная. (четко прописать каким образом дети будут делиться) Разделились.
Закрепить пройденный материал
Тема нашего занятия сегодня: Изготовление куклы – оберега «Вепсская кукла»
Посмотрите у вас на столах лежат смайлики и карандаши. Возьмите по одному смайлику и карандашу. Напишите на смайлике свое имя и фамилию. На стене есть три домика«сделать куклу», «узнать что, то интересное о кукле и сделать куклу», «свой вариант» выберите которое вам подходит и наклейте на домик свой смайлик. а в конце занятия выясним свои ожидания (оправдались или нет).
Это то, что вы ожидаете от нашего сегодняшнего занятия. (если есть третий вариант)
Д: ответ детей.
П: посмотрите у вас лежат лоскутки какие они, что это за ткань, для чего как вы думаете?
Д: ответ детей.
П: Правильно.
П: Я хотела бы вам немного рассказать об истории возникновения куклы.Кукла первая среди игрушек. Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения. Мы с вами будем выполнять куклу оберег Вепсская кукла Кормилка, а кто такие Вепсы? Вепсы малочисленные народы России, проживающие на территории Карелии. Вепсы славятся как искусные ремесленники: резчики по дереву, камню, охотники, гончары. Славятся земледелием. Имеют свою культуре и свой фольклор.
Ребята, помните, как нужно изготавливать куклу оберег? Давайте я вам напомню:
Изготавливали из старых вещей без использования ножниц и иглы. Это соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения ребенка клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После рождения малыша она висела над колыбелью, охраняя малыша от порчи.
Материалы: лоскуток белой ткани для головы, два цветных лоскутка для груди, наполнитель для головы и груди, лоскуток ткани для фартука, лоскуток треугольной формы для косынки, красные хлопчатобумажные нитки.
Инструменты: ножницы. (если новая ткань)
Но прежде всего давайте посмотрим какие правила техники безопасности можно применить при изготовлении куклы.
О технологии изготовления куклы-оберега
Давайте с вами разберем изделие - куклу по этапам.
Первое – делаем голову.(слайд …)
Второе – руки.(слайд..)
ФизминуткаТретье – грудь.
Четвертое- юбку и фартук.
Пятое – одеваем косынку.
Шестое – посмотрите какая красавица у нас получилась.
Д: Ответ детей.
П: Приступаем к изготовлению головы, рук.
П: Берем квадратик белой ткани и кусочек наполнителя заворачиваем в воланчик, завязываем красной нитью на несколько узелков (нечетное).
П: берем получившийся воланчик распрямляем по диагоналии с каждой стороны сворачиваем во внутрь уголок. Сложили теперь еще раз складываем уголок к уголку. Отступая 1см завязываем красной нитью формируя ручку теперь тоже самое выполняем и с другой стороны.
П: Ребята устали? Давайте с вами маленько расслабимся
Вставляем слайд с разминкой.
Сделали разминку, отдохнули давайте продолжим выполнение нашей куклы.
Теперь приступаем к выполнению груди. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.
Соединяем детали с куклой.
Делаем юбку.
Готовим заднюю часть сарафана.Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее клин к груди вниз уголком, сматываем. Опускаем юбку вниз, вот что получилось. Наша кукла Кормилка при обретает формы, пора и фартук надеть.
Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.
Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.
Посмотрите на образец и сравните свою куклу с образцом.
Молодцы! Ребята давайте подумаем, что можно сделать с этой куклой
Д: Эту куклу можно подарить другу.
3. Заключительный этап.
3.1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Педагог. Наше занятие подходит к завершению. подведем итоги. Давайте с вами вернемся к нашим домикам и посмотрим оправдались ли наши ожидания?
Педагог. Было ли вам интересно? Возникали ли трудности? Какие?
Вы молодцы, а закончить я хотела бы такими словами Занятие закончено. До свидания!