Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС.
Корнеева Надежда Геннадьевна
Педагог-психолог
ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскинаж.-д. ст. Клявлино
Введение нового стандарта существенно изменило всю образовательную ситуацию ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино – определилось точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. Новые ФГОС безусловно предоставляют одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дают таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового.
Одно из направлений психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС – это выявление одаренных учащихся, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям одаренного ребенка.
В нашей школе действует программа работы с одаренными детьми.
Цель программы «Одаренные дети» - выявление, поддержка и развитие одаренных детей школы, а также создание среды, способствующей формированию творческих способностей в области науки, технического творчества, искусства и спорта.
План работы с одаренными детьми
№ Основные направления Сроки Ответственные
I. Диагностическая работа
2.1 Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). Сентябрь
В течение года Педагог-психолог
2.2 Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. Классные руководители
Педагог-психолог
2.3 Диагностика родителей и индивидуальные беседы. 2.4 Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение. Зам. дир. по УВР
Педагог-психолог
II. Работа с ОД по индивидуальным планам
3.1 Составление индивидуальных планов работы с ОД. 1-я неделя октября Учителя,
Педагог-психолог
3.2 Консультирование учителей – предметниками по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД. 2-я неделя октября Зам. дир. по УВР
Педагог-психолог
3.3 Реализация индивидуальных планов работы с ОД В течение года Учителя – предметники
Педагог-психолог
III. Методическое сопровождение
Сбор и подготовка аналитической информации:
- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;
- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;
- мониторинг результативности работы с ОД. В течение года
Апрель
Декабрь
В течение года Зам. дир. по УВР
Педагог-психолог
Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми. В течение года Зам. дир. по УВР
Педагог-психолог
Итоги работы с ОД в учебном году. Планирование работы на следующий год. Май Зам. дир. По УВР Педагог-психолог
– диагностическое направление, реализуемое в рамках программы, предусматривает:
организация диагностики одаренных детей;
диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в том числе кадровых);
создание банка данных «Одаренные дети школы».
- развивающее направление предполагает:
создание системы психологического сопровождения одаренных детей.
Основной задачей психологической сопровождающей работы с одаренными детьми является оказание помощи детям и образовательному учреждению в выявлении одаренных детей.
Это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо однозначной процедуры тестирования невозможна.
При выявлении одаренности психологическая служба школы использует комплексный подход. При этом задействован широкий спектр разнообразных методов:
- метод наблюдения за детьми. Более перспективным является метод наблюдения и шкалирования оценок на основе установленных параметров, характеризующих одаренность детей (по Дж. Рензулли и соавт.,1976);
- специальные психолого - диагностические тренинги, которые с помощью серии игр упражнений, позволяют оценить характеристики учащегося в познавательной, мотивационной творческой и лидерской областях. В рамках этих тренингов можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями.
Сведения, получаемые от родителей ребенка, его учителей и других взрослых, участвующих в воспитании, повышают эффективность процесса поиска, так как дают возможность установить условия и историю развития ребенка от самых первых шагов, узнать о наличии у него каких-либо особых способностей или интересов, выяснить особенности развития ребенка и общения его со взрослыми и сверстниками, умения справляться с возникающими трудностями и т.п.;
Однако при использовании данных наблюдений следует иметь в виду, что восприятие ребенка взрослыми, с которыми он находится в тесном контакте, может быть искажено эмоциональными факторами, незнанием возрастных норм развития. Принимая во внимание отсутствие оперативных и универсальных средств проверки достоверности приводимых жизненных наблюдений, мы должны их сопоставить с результатами тестирования.
- проведение психодиагностического обследования с использованием психометрических методик в зависимости от задачи конкретного случая одаренности:
Интеллектуальная одаренность - Шкала Векслера;
Академическая одаренность – Тесты достижений, Тест Равенна;
Творческая одаренность – Тесты Торренса, Гилфорда;
Лидерская одаренность – Тесты-опросники;
Художественно-исполнительская одаренность – Тесты Люшера, Розенцвейга;
Психомоторная одаренность - Тесты Пурдье, Брейса;
Духовная одаренность – Тесты Ханта.
В рамках реализации программы «Одаренные дети» была проведена:
I этап– диагностика по выявлению одаренных детей, с целью создания банка данных;
- работа с участниками образовательно процесса: учащимися, родителями, учителями.
Так как одаренность меняется, эволюционирует в течение жизни, поэтому основная задача состоит в рассмотрении одаренности не как застывшего личностного показателя, а как потенциала, постоянно находящегося в движении, в развитии.
– выявление динамики развития одаренных детей;
- пополнение банка данных;
-оказание психолого-педагогической поддержки одаренным детям.
По результатам тестирования, у учащихся проявилась одаренность.
Виды одаренности 2012-2013уч. год. 2013-2014уч.год 2014-2015 уч.годакадемическая одаренность 7%
9% 10%
техническая одаренность 3%
3% 3%
художественно-исполнительская одаренность 12%
12% 19%
психомоторная одаренность 20%
21% 22%
потенциально одаренных 26%
24% 20%
скрытая одаренность 32%
31% 26%
Таким образом, просматривается положительная динамика развития одаренности учащихся. Возможно, развитию одаренности будет способствовать обучение по новым стандартам.
II этап. Работа с одаренными детьми по индивидуальным планам.
Результаты наблюдений и диагностики фиксируются в карте психолого-педагогического исследования личности учащегося. Эта карта ведется и пополняется информацией до окончания ребенком обучения в школе. Она включает в себя 4 раздела:
- данные ученика;
- родители об изучаемом ученике;
- данные психолого-педагогического наблюдения;
- данные психолого-педагогического обследования ученика.
Эта информация служит отправной точкой для выстраивания системы психолого-педагогической консультативной и коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми, с родителями, с педагогами.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к их числу может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.
Поэтому необходимо выявлять потенциально одаренных детей. Они имеют лишь психологические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не могут реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
Поэтому выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному обследованию больших групп школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащения его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения.
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами обучения и воспитания, а так же оказания им социально-психологической помощи и поддержки.
III этап - Методическое сопровождение
Педагоги обычно уделяют особое внимание тому, как помочь ребенку освоится в новой для него обстановке. Однако очень часто, действуя из лучших побуждений, учителя скорее усложняют, чем облегчают для него эту проблему. Объясняется это неподготовленностью педагогов работать с одаренными детьми.
Психологи школы проводят групповые и индивидуальные консультации для оказания помощи педагогам по работе с одаренными детьми, даются рекомендации по организации необходимой поддержки способному ученику.
С целью выявления склонностей педагогов к работе с одаренными детьми проводилось их анкетирование. Что позволило выявить:
- профессиональную квалификацию педагогов для работы с одаренными детьми;
- наличие психолого-педагогических знаний и навыков, которые являются результатом усвоения психологии и педагогики одаренности;
- профессионально - личностную позицию педагогов – успешно активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять учащимся свободу учиться.
Результаты анкетирования учителей показали:
- 50% учителей имеют большую склонность к работе с одаренными детьми, у них есть для этого потенциальные возможности.
- 49% учителей имеют склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных их желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе.
- 1% учителей не проявляют к этому особого интереса.
Эта «потенциальная группа учителей» остается в зоне нашего внимания. Им ненавязчиво оказывается помощь, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей одаренных учеников. Разрабатывается система консультирования и тренингов развития творческого потенциала педагогов.
В целом можно сказать о готовности педагогов школы к работе с одаренными детьми, о развитии как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации, о возможности создания творческой группы учителей для работы с такими детьми.
Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворённость обучением, отсутствием к ним должного внимания. 
Не случайно известная пословица говорит о том, что «талантам нужно помогать…». Эти дети, не смотря на свои таланты, нуждаются в сопровождающем обучении.
В сопровождении, в большей мере, чем в обучении такого ребёнка ввиду того, что одарённые дети имеют не только особенные характеристики, но и способны стать соавторами своего образования. Способны, если педагог сможет создать для этого соответствующие педагогические условия.
Родители так же играют важнейшую роль в формировании личности, и, хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей неоспорим. Родители получают рекомендации, которые призваны помочь одаренному ребенку, а также им предлагаются полезные приемы, которым взрослые могут научить своих детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.
Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью, поэтому подводя итоги можно сказать, что выявление одаренных детей и подростков является составной частью познания сильных и слабых сторон всех детей, позволяющей оказать им существенную помощь, усовершенствовать их способности и преодолеть слабости.
На современном этапе роль педагога-психолога значительно возросла, так как психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на всех ступенях становится не просто желательным, но и необходимым. Психолог в сотрудничестве с остальными участниками образовательного процесса способен обеспечить преемственность воспитания детей, подростков и юношества в меняющихся условиях, обусловленными сменой образовательных стандартов.