Разработка классного часа для 7-8 классов «О милосердии»
Классный час «О милосердии».
Цели: формировать у учащихся духовно-нравственные ценностные ориентации, расширять представления о человеческих отношениях в обществе, развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства.
Оборудование: компьютерная презентация, плакат с изречениями:
«Помнящий добро никогда не сотворит зла».
«Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет».
«Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет».
«Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся».
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно нуждаемся во внимательном и чутком отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня наш разговор пойдёт о милосердии. А девизом нашему классному часу послужат строчки из стихотворения Андрея Дементьева:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.
Скажите, что значит быть милосердным (ответы детей)
Милосердный - значит имеющий милующее сердце, т.е. сердце любящее, доброе, терпимое.
Милосердие является одним из важнейших нравственных качеств. Оно состоит в деятельной помощи ближним.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1] даётся такое определение понятия «милосердие»:
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.» [1]
А теперь давайте обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна Маслова. В зону этого словарного раздела входит около 40 статей.
Вот некоторые из них:
«Милосердие есть плод христианской любви»,
«Милосердие есть благоприятная жертва Богу»,
«Милосердие есть свет»,
«Быть милосердным – воля Божия»,
«Быть милосердным требует от нас имя христианина», «Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя».[2]
2. В книге Иоанна Маслова «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» мы читаем: «Христианское милосердие это особое чувство, которое имеет своим источником Бога и которое выражается в доброте, благожелательности, сострадании к ближним, в долготерпении к согрешающим и прощении обид врагам. Эта добродетель неизменно сопутствует любви, как теплота огню».
По мысли Задонского подвижника, если любовь выше всех добродетелей, а милосердие есть выражение любви, то оно одно (милосердие) ходатайствует пред Богом и просит у Него милости для благодетеля (5:181). Богу бывает любезнее не тот человек, который упражняется только в молитве, но тот, кто стяжал в своем сердце и милосердие, потому что молитва без милостыни как голос, вопиющий в пустыне, или древо без плодов (5:121). И какую бы милость ни оказал христианин ближнему, Господь принимает ее как оказанную Ему Самому. [3]
3. Примером бесконечного милосердия, бескорыстного служения людям, конечно же, является жизнь православных Святых. О них повествуют нам Жития Святых.
Приведу вам пример из Жития Святого Иоанна Кронштадтского.
Пророком и чудотворцем называли отца Иоанна ещё при жизни. Весь православный русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и заступничество пред Богом. Для всех он был светильником веры и благочестия. И если бы Россия прислушалась к пророчествам Батюшки, то, возможно, многие тяжелейшие беды и испытания ХХ века миновали бы её. И молодой священник, не боясь запачкаться грязью, стал приходить в лачуги и землянки, посещать бедные квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц; пока матери стирали или готовили обед, он нянчил их детей. Встречались семьи, настолько поражённые нищетой, что некому было сходить за хлебом, не на что пригласить врача и купить необходимые лекарства. Тогда отец Иоанн сам ходил за покупками, на свои деньги приобретал лекарства и оплачивал визит доктора. И когда от его жалованья не оставалось даже копейки, он отдавал свою одежду, сапоги, шапку... Нередко видели Батюшку возвращающимся домой полураздетым, без обуви. Денег не было, но оставались твёрдая вера в милосердие Божие и надежда, что Господь пошлёт средства - ведь не оскудевает рука дающего. Не всем было понятно такое поведение священника. Многие люди им были недовольны: дело пастыря - службу вести, а не с нищими забавляться. Некоторых это задевало за живое - сами-то они так не могли. Не понимали святого. Даже жена первое время встречала его с удивлением. "Я священник. Чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу». [4]
Учитель:
А нужно ли милосердие сегодня? Так ли необходимо оно? Без милосердия невозможно жить в мире. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга - изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения последствий травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель очень удивился: «Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей.»
Трагедия в Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения – это «аварийные» ситуации. А нужно ли милосердие в повседневной жизни? Нужно ли помогать пожилым, бедным, больным людям?
(Ученики рассуждают).
Учитель:
Святитель Тихон Задонский в своём учении о спасении говорит нам, что «добродетель милосердия не должно понимать в узком смысле, как только лишь оказание материальной помощи нуждающимся; она включает в себя и духовную поддержку ближнего, ибо человек состоит из двух частей: души и тела. Следовательно, и милость, ему оказываемая, также должна быть двоякой: душевной и телесной».
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в повседневной, обыденной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо наше внимание, сочувствие и сострадание. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
Так давайте же творить добро в малом и большом. Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив.
А закончить наш классный час о милосердии я хочу, вновь обращаясь к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна Маслова: «Неимеющие милосердия далеко отстоят от Христа»,
«Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя».
Литература.
Толковый словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 1992.
Схиархимандрит Иоанн Маслов «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». М, 2003.
Схиархимандрит Иоанн Маслов «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». М, 1996.
4. Житие Святого Иоанна Кронштадтского.
15