Аналитическая справка опыта работы учителя математики и информатики Сапожниковой Елены Семеновны
Аналитическая справка опыта работы
учителя математики
Сапожниковой Елены Семеновны
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Платошинская средняя общеобразовательная школа
Пермского муниципального района Пермского края
Концептуальный банк.
Нормативно правовая база учителя.
Направляющими и руководящими в моей деятельности как учителя математики и информатики являются идеи, провозглашенные в «Концепции развития математического образования в России»: «Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал». «Математическое образование это благо, на которое имеет право каждый» - пожалуй, впервые, так на уровне государства говорится о математике. Реализация этого права на уровне школьного сообщества поручена учителю.
«ФГОС основного общего образования» - это документ, в основе которого лежит деятельностная парадигма образования, определяющая в качестве цели образования развития личности обучающегося на основе освоения универсальных способов действий. Есть многие точки соприкосновения «Концепции» и «ФГОС». Структурно и полно определены планируемые результаты освоения математики – по сути стратегия деятельности учителя.
На выстраивание стратегии педагогической деятельности учителя ориентируют и отдельные статьи закона «Об образовании в РФ»: «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического.обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программЭкспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов» (ст. 20) – в том числе и воспитательных.
«Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом,
который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом» - так определяется в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» (2015 – 2025) стратегическая цель государства в формировании гражданской идентичности личности. Содержание стратегии пересекается с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 г.г.», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 г.г.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.
Моё педагогическое кредо: вера в силу и могущество человеческого слова. Руководствуюсь мыслями Л. Толстого: «Детский возраст есть возраст, подлежащий внушению. И потому самое важное в воспитании – это выбор внушений, могущих влиять на ребенка».
Миссия учителя.
«Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата» (В.В.Путин, выступление в Государственной думе, 2012 г.).
Образовательная стратегия в логике человеческого капитала предполагает:
обеспечение жизненного успеха;
нацеленность на «производящую мощность личности»;
ориентацию на «продукты деятельности»;
ориентацию на отсроченные результаты образования;
акцент на умении использовать знания;
методологию на обучение через делание;
школа – это место, где ребенок живет здесь и сейчас.
Именно в этом я вижу свою миссию учителя.
Методическая тема.
В своей педагогической деятельности исследую проблемы, связанные с повышением качества преподавания предмета. Методическая тема «Роль интерактивных методов обучения в повышении математической успешности обучающихся» в моем самообразовании направлена на изучение особенностей применения интерактивных методов обучения как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Ожидаемый результат исследования темы - создание банка интерактивных заданий, способствующих повышению интереса к математике и успешности обучающихся.
Методическая тема является составной частью моей «Дорожной карты проектирования карьерного роста педагога».
II.Теоретические основы деятельности.
Принципы работы учителя.
Принципы работы учителя – это принципы управления педагогическим процессом. В своей деятельности следую таким принципам:
принцип демонстрации детям своего полного к ним доверия;
принцип веры во внутреннюю мотивацию ребенка к учению;
принцип системности собственной деятельности;
принцип открытости;
Управление саморазвитием.
Свое профессиональное совершенствование соотношу с пониманием новых факторов:
изменение роли учителя в условиях информационного общества и перехода на освоение ФГОС ООО;
поиск путей оценивания качества образования;
введение ОГЭ и ЕГЭ как итоговой формы аттестации школьников;
новые подходы к аттестации учителя;
принятие профессионального стандарта.
Мой взгляд на урок как форму организации обучения и развития.
Учебный процесс в новых условиях – в информационной среде – направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию обучающегося. На уроке большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях - универсальных способов деятельности на основе совместной деятельности учителя и обучающихся.
Урок конструируется в требованиях технологической карты.
Формула успешной деятельности учителя.
Любовь к детям + Безупречное знание своего предмета + Высокая требовательность + Повышение профессиональной компетентности + Изучение опыта коллег
III.Инновационная деятельность.
Убеждена, что без вхождения в инновационные процессы не произойдет профессионального роста и, следовательно, повышения качества моей деятельности. В инновационную деятельность включаю такие направления, как: 1) проектировочно - конструктивную деятельность, 2) внедрение современных технологий обучения, 3) преобразования в системе собственной педагогической работы.
Проектировочно-конструктивная деятельность - это:
моделирование взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности
и проектирование результатов и способов их достижения;
проектирование и конструирование воспитательного взаимодействия в рамках классного руководства;
проектирование и конструирование личного профессионального роста («Дорожная карта проектирования карьерного роста педагога».
Внедрение современных технологий обучения
Наименование современных технологий не представляет никакого открытия. Назову ведущие в своей деятельности:
- технология проблемно-деятельностного обучения;
- технология компетентностно ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология интегрированного обучения.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход, лежащий в основе технологии проблемно-деятельностного обучения (авторы М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев,И.Я. Лернер, А.М. Матюшин, М.И. Махмутов, В.Оконь), в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия обучающихся.
Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности, воспитание активной личности.
На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
Например, при изучении темы 8 класса «Площадь трапеции» в устный счёт, состоящий из заданий на нахождение площадей треугольников, включаю задание на нахождение площади трапеции. Происходит «заминка» (проблема), и начинаем думать: «почему не получилось?». Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем.
В области обучения решению задач деятельностный и проблемно-поисковый подход предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и методов поиска. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках математики. Использую активные формы работы на уроках: индивидуальная (характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся); групповая (подготовленный ученик выступает в роли учителя, добивается, чтобы все усвоили материал, даже при изучении нового материала).
В реализации деятельностного и проблемно-поискового подхода центральное место занимает исследовательский метод, создающий ситуацию успеха от понимания, решения задачи.
Наблюдается положительная динамика участия обучающихся в школьном и муниципальном турах научно-исследовательских работ.
Таким образом, применение технологии проблемно-деятельностного обучения позволяет:
осуществлять преемственность между первой и второй ступенями обучения; развивать самостоятельность в овладении знаниями;
формировать познавательные универсальные учебные действия;
развивать навыки исследовательской деятельности.
Усилением прикладного, практического характера всего школьного образования является компетентностный подход.
В технологии компетентностно ориентированного обучения (авторы Г.Б.Голуб, О.В.Чуракова, Е.А.Перелыгина) особое место занимает метод проектов, который рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности. Это один из наиболее гибких и универсальных методов обучения. Он позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, так как предоставляет им возможность проявить самостоятельность в планировании, организации, контроле и самооценке своей учебно-познавательной деятельности.
Учебные проекты «Старинные меры» в 5-м классе, «Метод координат» в 8-м классе, «Теорема Пифагора» в 8-м классе, «Применение производной к решению практических задач» в 10 классе, «Многогранники» в 11-м классе были реализованы на уроках математики и факультативных курсах с целью расширения математического кругозора, мотивации к углубленному изучению отдельных разделов геометрии. Проекты «Ремонт в квартире», посвящённый решению задач на вычисление площадей плоских фигур, «Образовательный кредит», разработанный при изучении темы «Прогрессии» и темы «Проценты», проекты по информатике «Мой первый видеофильм», «Мой портфель достижений» носили практическую значимость. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, обучающиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами. Проекты не только формируют проектные знания и умения, но и способствуют решению профориентационных проблем.
Применение метода проектов в течение последних трёх лет убедило меня в следующих преимуществах этой технологии:
высокая мотивация обучающихся к обучению;
успешность обучающегося;
связь полученных знаний с реальной жизнью;
развитие интеллектуальных запросов;
высокое качество знаний;
воспитание настойчивости в достижении цели как формирование личностных позиций и результатов.
При этом у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия.
В преподавательской деятельности по организации информационно-образовательного пространства на уроке одну из главенствующих ролей играют информационно-коммуникационные технологии (авторы М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина).
Использование ИКТ на уроках математики и информатики помогло мне:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширять возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
создать благоприятный психологический климат в совместной деятельности учителя и обучающихся;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку обучающиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи- формировать регулятивные УУД;
организовать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Использую ИКТ на разных этапах урока:
мотивация к учебной деятельности и актуализация необходимых знаний;
этап получения нового знания;
этап первичного закрепления - предложенные учителем задания по новой теме позволяют определить степень усвоения нового материала;
этап контроля, самооценки и коррекции полученного результата;
этап рефлексии;
этап домашнего задания.
Использование информационных технологий рассматриваю в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса: создание уроков с использованием ИКТ; творческая проектная работа учащихся; дистанционное обучение, конкурсы; обязательные занятия по выбору; творческое взаимодействие с педагогами.
Применяю информационные технологии и на уроках геометрии, где обучающиеся много работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа «Живая геометрия»), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов.
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование. Необходимым элементом мультимедийной среды в последнее время становится интерактивная доска. На этапе контроля, самооценки и коррекции полученного результата, а также на этапе рефлексии необходимым средством обучения является документ-камера.
Следовательно, информационно-коммуникационные технологии повышают интерес к предмету, развивают информационные универсальные учебные действия, формируют коммуникативные и познавательные УУД в части работы с источниками информации, оценки её достоверности, соотношения новой информации с полученными ранее знаниями.
В своей педагогической практике предпочтение отдаю и технологиям интегрированного обучения (авторы Г.Д.Глейзер, В.С.Леднёв и другие). Мною проведены интегрированные уроки математика+физика (тема «Производная. Применения производной»), математика+химия (тема «Решение задач на растворы и сплавы»), математика+информатика (тема «Свойства логарифмической функции»), математика+биология (тема «Решение экспериментальных задач по биологии»). На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной области в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. На этих уроках в большей мере происходит формирование личностных и познавательных универсальных учебных действий. Именно в силу того, что обучающийся познаёт действительность в её причинно-следственных связях и интеграции, осуществляется развитие творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной личности.
Таким образом, использование межпредметной интеграции дает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся.
Преобразования в системе собственной педагогической работы. Такие преобразования становятся необходимыми и происходят в силу того, что мы стоим перед таким фактом, как введение ФГОС основного общего образования, и начинаем работать в требованиях стандарта.
IV. Диагностическая работа.
Формирование метапредметных результатов учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности. Поэтому практически на каждом уроке стараюсь внедрить новую систему оценивания – критериальное оценивание, используя маршрутные листы. Результаты учебной деятельности оцениваются самими учениками.
Для того чтобы увидеть уровень подготовленности выпускников к сдаче государственного экзамена, систематически организую тестирование по текстам тренировочных или диагностических работ системы СтатГрад. Технология проведения пробного ОГЭ и ЕГЭ максимально приближена к условиям проведения экзамена. Кроме этого, использую тестирование по системе Иванова А.П. и Иванова А.А. - системе автоматизации тестирования MakeTest. Веду диагностические карты, отслеживаю уровень успешности каждого обучающегося (мониторинг освоения программы по математике).
V. Результативность деятельности.
Системная работа по использованию современных образовательных технологий, диагностики и мониторинга приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у обучающихся.
Показателями эффективности использования приемов активизации познавательной деятельности учащихся являются: результаты обучения, итоговой аттестации выпускников учителя; результаты внеурочной работы (олимпиады, конкурсы); результаты развития и воспитания (мышление, внимание память, коммуникативная культура и т.д.).
Инструментарием для определения уровня достижений этих показателей служат контрольные работы, срезы, экзамены, мониторинг предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
С 1984 года работаю в разных классах – с 4-го по 11. В последние три года преподаю математику и информатику в основной и старшей школе, а также веду курсы предпрофильной подготовки и элективные курсы.
Динамика качества знаний обучающихся по математике и информатике положительная.
Качество ГИА по математике обучающихся 9-х классов составляет 100%.
Большое внимание уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к математике и информатике. Включаю их в научно-исследовательскую деятельность, конкурсное и олимпиадное движение в рамках внеурочной деятельности.
Ниже представлены детские результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах разных уровней.
Динамика количества призёров в конкурсах и олимпиадах разного уровня положительная.
В интеллектуально-творческом турнире «Марафон знаний» ученица 7 класса награждена похвальной грамотой за успешное выполнение заданий по математике (2012-2013 уч.г., муниципальный тур). В течение трёх лет пять человек принимали участие в Чемпионате Пермского района по интеллектуальным играм.
С 2012 года в рамках внеурочной деятельности с одарёнными детьми являюсь куратором девяти обучающихся Краевой заочной школы при ГБОУ ДОД «Пермский центр «Муравейник»», за что имею благодарность от этого учреждения.
Интерес к предметам растёт: ежегодно выпускники выбирают профессии, связанные с математикой и информатикой. Только за последние три года два человека обучаются по специальности «программист», шесть человек – по специальности, связанной с дальнейшим изучением математики и информатики.
Результативность деятельности в качестве классного руководителя
Вот уже 30 лет являюсь классным руководителем. Имею шесть выпусков. В настоящее время – классный руководитель 9а класса.
В воспитательной работе использую технологию «Педагогика сотрудничества».
В основе этой воспитательной технологии следующие принципы: все дети талантливы; плох не ребенок, плох его поступок; в каждом ребенке чудо, ожидай его; принцип заботы каждого о каждом, ответственности за результативность общего дела.
Огромное внимание уделяю проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников.
Важными условиями эффективности воспитательной работы являются:
Формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе.
В работе это достигается следующими путями:
изучением состояния психологического климата;
четкой организацией учебного распорядка в классе;
наличием и функционированием детского самоуправления;
высокой педагогической квалификацией педагогического коллектива, в том числе классного руководителя.
Отзывы родителей и учащихся свидетельствуют о благоприятной психологической обстановке в детских коллективах, с которыми работаю.
Постоянное взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников с родителями учащихся достигается:
а) высокой посещаемостью родительских собраний - 90%;
б) привлечением родителей к совместным с учащимися мероприятиям, что предусмотрено планом воспитательной работы классного руководителя.
В составе учащихся 9а класса, в котором сегодня выполняю функции классного руководителя, в течение 2012-2015 г.г. нет детей, совершивших правонарушения.
В классных коллективах, руководимых мною, постоянно функционируют органы ученического самоуправления:
общее собрание, командир, ответственные по уходу за учебниками, за состоянием мебели, система дежурства по классу;
самоуправление действует на принципах выборности, взаимной ответственности и сменности его органов (А.С. Макаренко), с учетом пожеланий и интересов учащихся;
в течение года каждый обучающийся имеет возможность выполнять функции старосты или командира, что способствует воспитанию ответственности, дисциплинированности, взаимопонимания.
Карта активности классного коллектива
Уч. год
Мероприятие
Уровень
Результат
2011-2012
«Почитай-ка 2012»
Международный
результат 75%
Сетевой конкурс на web2.0 «Детские движения»
Краевой уровень
Диплом лауреата
«Корнями дерево сильно», 2 чел.
Муниципальный
Дипломы победителей
Волонтерская деятельность
Поселенческий
участие
«Самый читающий класс»
Школьный
I место
«Самый спортивный класс»
Школьный
I место
2012 - 2013
«Без границ: библиотека и космос», 1-я ступень
Всероссийский
III место
Всероссийский конкурс "Найди дорожку в космос"
Всероссийский
участие
«Всем краеведам краевед»
Краевой уровень
Диплом III степени
Конкурс социальных проектов "Мы рядом-мы поможем!"
Поселенческий
участие
Волонтерская деятельность
Поселенческий
участие
Конкурс презентаций «Здоровый образ жизни»
Школьный
I место
2013-2014
V Краевой Фестиваль благотворительности «Пермский благотворительный сезон»
Краевой
Благодарность за участие
Кубок Пермского района по волейболу
Муниципальный
III место
Конкурс, посвященный 75-летнему юбилею Пермского района "Старость-в радость"
Муниципальный
Успешное участие
Волонтерская деятельность
Поселенческий
участие
Конкурс семейных газет о космосе
Школьный
участие
Конкурс-фестиваль «Олимпиада-2014» (номинации «Поэтическая строка», «Видеоролики и презентации»
Школьный
III место
Неделя нанотехнологий и технопредпринимательства
Школьный
участие
Работа с родителями ведётся по следующим направлениям: изучение семей и условий семейного воспитания; пропаганда психолого-педагогических знаний; коррекция семейного воспитания через родительский актив и индивидуальную помощь родителям; обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.
В работе использую традиционные формы: родительское собрание, родительский лекторий, консультации, дни открытых уроков; совместные праздники, походы, экскурсионные поездки, соревнования; вечера вопросов и ответов с привлечением психологов, юристов, врачей и др. специалистов; встречи родительской общественности с администрацией образовательной организации и учителями.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета: индивидуальная помощь проблемным семьям; привлечение родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни класса; участие в реализации социальных проектов, ремонт и оформление классной комнаты.
Вижу смысл профилактической работы с проблемными семьями в изменении педагогического статуса семьи, характера межличностных отношений и морального психологического климата, устранении главных недостатков в семейном воспитании.
Индивидуальная ежедневная работа даёт положительный результат: дети не пропускают занятия без уважительной причины, успеваемость всегда 100%, качество знаний до 80 %.
Тридцатилетний педагогический путь, пройденный мною, позволяет подвести некоторые итоги. Государство выстраивает новую стратегию образования, вводя федеральные государственные образовательные стандарты, которые предъявляют высокую профессиональную планку для учителя. Для многих, наверное, ФГОС станет толчком к достижению этой планки. Постигая требования ФГОС, обнаружила, что очень многое в своей педагогической практике уже претворила, создавая свою преподавательскую концепцию, основанием которой становились убеждения и принципы, размышления и сомнения, поиски и находки, разочарования и озарения, неудачи и учительское счастье. Концепция работает и даёт результат, который, в свою очередь, окрыляет и подвигает к новым целям.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Диаграмма 2Диаграмма 3Диаграмма 8Диаграмма 9Диаграмма 14Заголовок 115