Конспект урока по русскому языку на тему Согласование сказуемого и подлежащего

План урока № 33

Предмет Русский язык
Тема раздела: Синтаксис простого предложения.
Тема урока: Особенности согласования сказуемого с подлежащим. .
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с нормами согласования подлежащего и сказуемого, выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого;
Воспитательные: воспитание патриотических чувств, умения аналитически мыслить;
Развивающие: развивать навыки аналитического мышления, умения применять новые правила в самостоятельной речевой деятельности.

Тип урока: комбинированный
Применяемые технологии, методы и приемы: элементы технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, тесты открытые и закрытые, графический и распределительный диктанты.
Межпредметные связи: русская литература, история, культурология.
Оснащение урока: тестовый материал, таблица, лексический материал по развитию речи (диалоги).
Использованная литература:
1. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл. школ с казахским языком обучения, Алматы, 2015
2.Исмагулова Б.Х. и др. Русский язык. Методическое пособие для общеобразовательных школ с казахским языком обучения – 10 кл. Астана, 2014

План урока:
І. Организационный момент
1. Приветствие
Ход урока:
II.Разминка
Скороговорки
Графический диктант.
Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».
Учится – всегда пригодится. Айбек пусть учится в вашем классе.
К занятиям нужно готовится каждый день. К олимпиаде пусть готовится каждый ученик. Пусть он появится с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появится неожиданно.

III. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
1. Распределите предложения по типу сказуемого
1) После спора я понял, что в этом вопросе мой друг оказался прав.
2) Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.
3) Друзья должны были позвонить вчера.
4) Сосед мне должен большую сумму денег.
5) Дети должны быть внимательны к своим родителям.
6) Мы были на выставке.
7) Я мог бы помочь тебе, но мне надо уехать.
8) Родители были рады встретить гостей.
9) Командир отдал приказ о наступлении.
10)Ученики серьёзны и сосредоточены.

2.Работа по тестам

IV. Тема урока

1. Прочитайте шутки. Используйте глаголы в правильной форме.

– Где ты (работать)?
- Нигде не (работать).
- А что ты (делать)?
- Ничего не (делать).
- Какая хорошая работа?
- Да, но какая большая конкуренция!

– Катя, что ты (делать)?
- (Писать) письмо.
- Ну и что? Моя подруга тоже маленькая, она не (мочь) (читать).
- Но ты маленькая, ты не (мочь) (писать)!

–Когда я был маленький, я (делать) все, что (хотеть) мой отец. Теперь я (делать) все, что (хотеть) мои дети. А когда я (делать), что я сам (хотеть).

2. Составьте диалоги в следующих ситуациях, выразите ПРОСЬБУ, ОБЕЩАНИЕ, ОТКАЗ. Используйте глаголы в нужной форме.

Ваша преподавательница сказала фразу очень быстро. Вы не поняли. (повторять-повторить)
Ваша преподавательница сказала слово, которое вы не знаете. (писать - написать)
Ваша преподавательница дала вам новые слова. Она хочет, чтобы вы хорошо поняли их. (учить - выучить)
Ваш друг идет в магазин, потому что у него нет словаря. У вас тоже нет хорошего словаря. (покупать - купить)
У вас дома нет хлеба. Ваш друг идет в магазин. (покупать - купить)
Сейчас вы в магазине. Вы видите очень красивый шарф, но он висит далеко. Поговорите с продавцом. (показывать-показать)
Сейчас вы в банке. Вы должны написать квитанцию, но у вас нет ручки. У другого человека есть ручка. (давать-дать)
Вечером у вас будет важная информация для вашего друга. (звонить- позвонить)
Ваш друг хорошо готовит плов. Сегодня вы хотите покушать плов. (готовить- приготовить)
Ваш друг приехал из Сеула. Вы хотите больше знать об этом городе. (рассказывать -рассказать)
Вы не знаете, как ехать в ЦУМ, а ваш друг знает. Он объясняет вам дорогу, но вы не понимаете, вам нужен план. (рисовать- нарисовать)
У вас гости. Вы готовите им чай. Они скучают. Вы даете им шахматы. (играть-поиграть)
Ваша подруга идет домой после урока. Вы хотите пойти вместе на остановку, но сначала вы должны поговорить с преподавателем. (ждать-подождать)

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА Согласование сказуемого и подлежащего

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.
При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе. Единственное число употребляется в том случае, если - существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...); - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало). Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).
При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа. Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин). Форма единственного числа сказуемого употребляется: - при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне; - если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин); - при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).
Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.
Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин). Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное: Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом: На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.
Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими  подлежащими. При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).


V. Закрепление
1.Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.
1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом. 2. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их. 1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку. 3. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.
1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу. 4. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.
1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату. 5. Выделите основы в предложениях.
1.    Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)
6. Поставьте сказуемое в нужной форме. 1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика. 2. Большинство учителей школы  (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода  (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников  (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже  (отправиться) в поход. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей  ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.
VI. Проверка по теме урока
Тест по теме «Согласование сказуемого с подлежащим»
1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?
1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации. 2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди. 3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви. 4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.
2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?
1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории. 2) Прошл.. сто лет. 3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат. 4) К семи часам пришл.. только трое гостей.
3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?
1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. 2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки. 3) Установлено три новых олимпийских рекорда. 4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.
4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?
1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву. 2) ООН объявил.. о внеочередном совещании. 3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР. 4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.
5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям. 2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения. 3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей. 4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.
6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы. 2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет. 3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом. 4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:
1) Несколько учеников подошли к письменному столу. 2) Большинство домов обветшало. 3) В узы поступили сорок один человек. 4)  Движущей силой истории является народ.
8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:
1) Молодёжь получают знания. 2) Большая часть между ними была довольно добрые люди. 3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой. 4) Слово взяла профессор Сергеева.
9.Найдите предложение с грамматической ошибкой:
1) Свет и тепло исходили от костра. 2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце. 3) Часть станков  была отправлена. 4) На столе стоят три подсвечника.
10.Найдите предложение без грамматической ошибки:
1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону. 2) СМИ провело однодневную акцию протеста. 3) С тех пор миновало пять лет. 4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех


VII. Подведение итогов урока
VIII.Домашнее задание
Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл., Алматы, 2015
С.72, № 101-102, с.75-76