Конспект урока русского языка в 6 классе с использованием интерактивной доски. Тема: Буквы Ч-Щ в суффиксах существительных –чик – -щик.

Конспект урока русского языка в 6 классе с использованием интерактивной доски
Филяевских Ольга Евгеньевна,
МОУ СОШ №3 г. Невьянск
Тема: Буквы Ч-Щ в суффиксах существительных –чик – -щик.
Цель: создать условия, обеспечивающие развитие мотивов успешной социализации путём овладения основополагающими компетентностями: учебно-познавательной, коммуникативной, творческой.
Задачи, связанные с развитием учебно-познавательной компетентности:
1) дать понятие о способе действия при выборе букв Ч-Щ в суффиксах существительных ЧИК-ЩИК;
2) сформировать умение применять этот способ действия для правильного написания суффиксов ЧИК-ЩИК.
Задачи, связанные с развитием коммуникативной компетентности:
1) продолжить развитие умения общаться в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа), соблюдая этические нормы общения людей;
2) развить умение соблюдать нормы орфоэпии, оформлять деловые бумаги (заявление), формулировать тему, основную мысль текста.
Задачи, связанные с развитием творческой компетентности:
1) развить умение создавать собственный текст на основе субъектного опыта, фантазировать.

Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие, запись в тетради числа, вида работы.
2. Орфоэпическая пятиминутка.
Чтобы легче было включиться в работу, проведем орфоэпическую пятиминутку. Цель этой работы: отработать умение правильно произносить слова, быть культурными. ИД (слайд 1). Расставить ударение в словах, поместить в колонки.
Арахис, баловать, балую, договор, столяр, звонит, позвонишь, жалюзи, квартал, хвоя, верба, понял, щавель, поняла.
3. Актуализация знаний.
Сегодняшний урок – урок изучения нового материала. Он состоит из актуализации знаний, совместного изучения нового материала, закрепления и творческого применения знаний.
Актуализируем наши знания.
*-Какую тему изучаем?
*-Что знаем по теме?
*-Рассказать друг другу в парах, когда пишем НЕ с существительными слитно, когда раздельно. Оцените ответ товарища, отметку поставьте в лист «Мои достижения на уроке»
*-Проверьте, как знания можете применять на практике.
Выписать номера словосочетаний, где НЕ с существительные пишется слитно. Оцените себя: сколько правильных ответов, такую отметку поставьте себе в таблицу.(ИД, слайд 2)
1. опасный (не)приятель 5. далеко (не)красавица
2. (не)решительность, а робость 6. это (не)орёл
3. красивые (не)забудки 7. осенняя (не)погода
4. испытывать (не)годование 8. досадная (не)удача
(1, 3, 4, 7, 8)
Поднимите руку, кто получил 5? 4?
4. Изучение нового материала.
В теме «Имя существительное» есть орфограмма «Буквы Ч-Щ в суффиксах существительных ЧИК-ЩИК».
*Какую цель поставите перед собой?
Моя задача – помочь вам в достижении цели, создать необходимые условия.
*-Зачем надо изучать эту тему?
*Посмотрите на доску:
Объездчик гонщик
Прокатчик фонарщик
Грузчик танцовщик
Разносчик прицепщик
Перебежчик съёмщик
*-Что обозначают существительные?
*-Прочитайте слова первого столбика, теперь второго столбика. Можно ли по произношению определить, какую букву (ч-щ) следует писать в суффиксах –ЧИК-ЩИК? Проанализируйте сочетание букв в словах первого столбика и предположите правило написания суффикса –ЧИК в существительных, обозначающих профессию. (После каких согласных пишется суффикс –ЧИК?)
*А теперь соотнесите выведенное вами правило с формулировкой в учебнике в п.44. Верно ли вы сформулировали правило о написании суффиксов –ЧИК – ЩИК?
*В тетрадях для опор нарисуйте звезду и сделайте запись: «Дайте Трубку, Звонит Серёжа Жуков». Это подсказка, как лучше запомнить правило.(ИД, слайд 3).
*Рассказать друг другу в парах правило написания суффиксов –ЧИК-ЩИК, оценить, поставить отметку в таблицу.
*Как же надо действовать, чтобы не ошибиться в написании суффиксовЧИК-ЩИК?
1) определить, что обозначает существительное (профессию или нет, т.к. есть суффикс –чик с уменьшительно-ласкательным значением);
2) от какого слова образовано;
3) если перед суффиксом буквы Д – Т , З – С , Ж, то пишем –ЧИК, если другие согласные –ЩИК.
5.Закрепление.
В ходе выполнения различных заданий вы определите свою траекторию в усвоении темы и в выборе домашнего задания.
*- ИД (слайд 4). Проверим, как запомнили правило. Восстановить правило.
*- В учебнике упр.244 (устно). Цель: научиться применять алгоритм, объяснять написание суффиксов.
*- Объяснительный диктант.
Хороший переводчик, умный разведчик, талантливый сварщик, молодой сборщик, умелый каменщик, ленивый грузчик, аккуратный подписчик.
*- Работаем с текстом в упр.246. Определить тему, основную мысль, восстановить текст, объяснить написание слов.
*- А сейчас поиграем. «Угадай профессию». По лексическому значению определить слово. Цель: проверить сообразительность, расширить кругозор.
1) солдат, обслуживающий пулемёт;
2) шахтёр, работающий в забое;
3) лётчик, управляющий вертолётом;
4) рабочий, занимающийся погрузкой и выгрузкой;
5) типографский рабочий, делающий переплёт у книг.
- Кто самый сообразительный? Кто угадал 5 профессий? 4? 3?.Проверяем.
*- Небольшое соревнование – словесная перестрелка (устно). Одна часть класса называет слова с суффиксом –ЧИК, вторая часть – с суффиксом –ЩИК.
*- Распределительный диктант. Цель: проверить, как научились применять правило. ИД слайд 5. Распределить в 2 столбика: -ЧИК – ЩИК.
Кровельщик, бетонщик, грузчик, рассказчик, сварщик, объездчик, переводчик, гонщик.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища, 1 ученик у ИД. Оцените ответ товарища: без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2. Отметку занесите в таблицу.
*- Предлагаю на выбор 2 задания:
1) представьте, что вы закончили 9-й класс, захотели получить рабочую специальность, окончили лицей и устраиваетесь на работу. Вам надо написать заявление о приёме на работу. Попробуйте сделать это сейчас;
2) напишите небольшое размышление «Если бы исчезла профессия учителя», пофантазируйте, используйте слова на изученное правило.
Выберите то задание, которое вызывает у вас большее затруднение, т.е.где вы менее успешны. Это задание не для моей оценки, а для самодиагностики, саморазвития и самосовершенствования.
6. Подводим итог.
*- Какую цель ставили перед собой? Добились ли её?
*- Кто добился цели урока?
7. Домашнее задание.
Выберите себе Д.З. в соответствии с самооценкой. Там, где получили 3, найдите Д.З. и записываете его.
Кто получил 4 и 5, были успешны, записывают Д.З.: узнать и написать, люди каких специальностей работали на заводах Демидовых или какие специальности нужны в Невьянске сейчас.
*- Какое задание себе задали?
Благодарю вас за работу на уроке.