Культура речи. Правильное употребление имён существительных.


Тема: Культура речи. Правильное употребление имён существительных.
Родная Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Дарьевская СОШ»
Цели:
- повторить сведения о группах языковых норм;
- формировать навык использования орфоэпического, толкового словаря для правильного произношения и употребления имён существительных;
Задачи:
Личностные: воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности; воспитание уважительного отношения к родному языку, понимания его ценности.
Регулятивные: формировать умения планировать, ставить цель, контролировать свою деятельность.
Познавательные: развитие умения смыслового чтения, поиска информации, определения главной и второстепенной информации, умения анализировать информацию, делать выводы, находить доказательства и строить собственное речевое высказывание.
Коммуникативные: развитие навыков коммуникативного целесообразного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, умения работать в команде.
Методы и приемы:
- поисковый метод
-изучение и анализ информации
-работа со словарями
-сбор, обобщение информации
-самостоятельная работа в группах
-демонстрация полученных результатов
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация, орфоэпические словари, цветная бумага и ватман для создания проекта (словарная статья).
Урок предназначен для обучающихся 6 класса, рассчитан на 1 учебный час.
Этапы урока-проекта.
Организационно-мотивационный.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их, пожалуйста. Сегодня мы работаем по группам.
Учащиеся распределяются на 3 группы ( 6,6, 5 чел.), каждой группе назначается ученик-консультант (Зоричева Ю., Нагорная Д., Ермолов П.).
Целеполагание:
Прочитайте высказывание известных лингвистов
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Д.С. Лихачёв
« То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным» М.А.Кронгауз«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает самого себя». Г.фон Габеленц- Как вы понимаете слова лингвистов? О чём они говорят?
( о культуре речи)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Вспомните, какую часть речи мы с вами изучаем.
(ответы уч-ся)
- Запишите тему урока в свои тетради.
- Вспомните, что изучает раздел лингвистики культура речи? Для этого откройте таблицу в учебнике на стр. 121, уточните по толковому словарю значение слова норма.
Норма – это …
- Назовите основные виды языковых норм.
Определите цели нашего урока.
Знать: основные виды языковых норм.
Уметь: правильно произносить имена существительные, используя орфоэпические, грамматические, лексические нормы.
Организация работы над проектом.
А) -Посмотрите, ребята, в каждой группе лежат листочки определенного цвета (желтый, зеленый, коричневый) . Почему они разные? Посмотрите ещё раз на таблицу в учебнике.
( учащиеся должны прийти к выводу, что каждая группа будет работать на своей языковой нормой:Желтый – грамматическая («грамматики»)
Зелёный – орфоэпическая («орфоэпики»)
Коричневый – лексическая («лексики»)
Б) Главная идея проекта: создание словарной статьи «Правильное употребление имён существительных» (на доску крепится ватман с названием проекта, каждая группа работая над своей языковой нормой (минипроект) в конце урока, после защиты крепит свой цветной листок к большому ватману)
В) Организация работы уч-ся. Группы под руководством учителя и консультантов определяют задачи для своей группы, распределяют роли и задания.
Задания
«орфоэпики» (5 человек)
Основной вопрос: как правильно произносить имена существительные?
Задание 1: выполните упр. 228 (1,3), сделайте вывод.
Задание 2: выполнить упр. 229, отгадайте загаданное слово, произнесите его правильно, проверив себя по орфоэпическому словарю, составьте с этими словами словосочетания.
«грамматики» (6 человек)
Основной вопрос: как правильно употреблять имена существительные?
Задание 1: выполните упр. 230 (1,2), сделайте вывод, как правильно согласовывать несклоняемые имена существительные с зависимым словом.
Задание 2: выполнить упр. 232, от данных слов образуйте формы Род.п мн.числа, , проверив себя по орфоэпическому словарю, составьте с этими словами словосочетания. Сделайте вывод.
Задание 3.
Паронимы – это слова, которые ….
Выполните упр. 233, объясните, чем различаются формы Им.п мн.числа в этих существительных.
«лексики» (6 человек)
Основной вопрос: как правильно употреблять имена существительные?
Задание 1: выполните упр. 235 , составьте со словами 2 -3 предложения. Сделайте вывод, как правильно употреблять слова-синонимы.
Задание 2: выполнить упр. 237(1).
Задание 3.
Выполните упр. 240.
Г) Защита проектов (выступления учащихся)
Д) Самооценка (выступление консультантов).
Рефлексия:
- Какую цель ставили на уроке?
- Какого результата достигли?
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось трудным?
5. Дом.задание. Ребята, давайте вернемся к таблице в учебнике. С какой языковой нормой мы сегодня не работали? (орфографической). Что изучает орфография? Над орфографической нормой вы поработаете дома, выполнив упр. 241.
Слово учителя: Правильная речь – это речь, которая соблюдает нормы литературного языка. Умение говорить красиво ценилось во все времена и у всех народов. Вспомните высказывания ученых-лингвистов, с которыми мы познакомились в начале урока. Будем помнить, что наше впечатление о человеке во многом зависит от того, как он говорит.
Спасибо за урок. До свидания!
Приложение 1.
Ф.И. _________________________________________________________________
Тема: ________________________________________________________________
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Д.С. Лихачёв
« То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным» М.А.Кронгауз«Языком человек не только выражает что-либо,
он им выражает самого себя». Г.фон ГабеленцОсновной вопрос: как правильно_______________ имена существительные?
Задание ____: упражнение ________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Вывод: _____________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Какого результата достигли?______________________________________
__________________________________________________________________Что понравилось на уроке?___________________________________________
__________________________________________________________________
Что показалось трудным? ___________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
__________________________нормы употребления имён существительных.