Проектные задачи в начальной школе
Проектные задачи в начальной школе
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Конфуций
В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Передо мной встал вопрос - для чего я прихожу в школу? Только для того чтобы дать детям крепкие знания, умения и навыки, или ещё помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется совместными усилиями всего педагогического коллектива школы вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. А начало этому процессу следует положить именно в начальной школе. Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели. Пересмотрев огромное количество разнообразных направлений в образовании, методов и приёмов, я остановилась на так называемом методе проектов или проектной деятельности. Почему? Попытаюсь объяснить.
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно, да я и не ставила перед собой такой задачи. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. Мне кажется, что на начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Отсюда возникает цель моей педагогической концепции:
Создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:
Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.
Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.
Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.
Все имеющиеся проектные задачи привести к единой системе.
Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.
Таким образом использовать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.
На чём основана проектная деятельность учащихся, в общем, и проектные задачи в частности.
Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения».
Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:
формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
Как видно из вышесказанного, решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников.
Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).
Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебногосотрудничества;
оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.
Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач проектные задачи.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. В 45 классах целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.
Итак, проектная задача это система (для 45 классов набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Почему задачи такого типа получили название «проектные»?
Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, гдеэти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся.
Как можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Одна из главных задач начальной школы сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.
Учебное сообщество это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 14 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Взаимодействие «учитель группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Групповая работа позволяет:
1) детям:
получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робкихи слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
2) учителю:
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.
Разные способы группового взаимодействия должны специальным образом выстраиваться и отслеживаться учителем в классе. Такую педагогическую задачу молено решать с помощью специальных проектных задач, которые можно вводить в учебный процесс начиная уже с первой четверти 1 класса. Мы не будем долго и подробно останавливаться на особенностях организации групповой деятельности учащихся на уроке, потому что это отдельная тема для изучения, а перейдём непосредственно к различным типам проектов.
§1. Типы проектов. В их основе заложены следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта.
§2. Необходимые условия для эффективной проектной деятельности учащихся.
Провести подготовительную работу:
Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).
информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать.
Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из «проблемных вопросов». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проектной задачи для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом: «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Другая группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.
Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.
Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.
После того, как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.
Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проектной задачи. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося.
§3. Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.
Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей возможно использование следующей таблицы.
Название этапа
Сроки
Ученик
Педагог
1. Подготовительный
Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.
Создание проблемной ситуации.
2. Проектировочный
Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.
Координация работы.
3. Практический
Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.
Координация работы.
4. Контрольно-коррекционный
Самооценка.
Координация работы.
5. Заключительный
Представление (презентация) проекта.
Координация работы. Создание портфолио проекта.
В заключении этой главы, мне хочется предложить универсальную схему, по которой может работать над проектом любой ученик и учителю легко проследить его работу, направить, если требуется помощь, то помочь. Эта схема придумана не мной. Но, если каждый ученик моего класса по окончании начальной школы сумеет построить свою проектную деятельность, опираясь на эту схему, то можно сказать, что я выполнила поставленную перед собой цель.
Выбрана учеником или предложена учителем Последовательность и сроки выполнения работы
Тема - подобрать и изучить литературу
предмет, основное содержание, рассуждение, - изучить информацию в сети Интернет
изложение и т. д. - подобрать фотографии, репродукции, фильмы
Звучит лаконично, отражает тему проекта - провести наблюдение, опыт, опрос людей
Цель - выполнить рисунки, макеты, модели, схемы
написать, составить, сделать, узнать, доказать - сравнить полученные результаты
Шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь - оформить результаты
цель 4. План действий - подготовить презентацию
Задачи и его выполнение
Изучить, описать, установить, выяснить, привлечь
ПРОЕКТ
Продукт проектной деятельности
- макет, модель
- газета, журнал, буклет
5. Форма проекта - атлас, карта, справочник, фотоотчёт, фильм
- игра, праздник, экскурсия
- ремонт помещения, площадки
Демонстрация полученного продукта
- выставка, аукцион и т. п.
6. Защита проекта - спектакль, концерт, праздник
- демонстрация презентации, видеофильма, модели
Практическое применение метода проектных задач на опыте учителя.
Сразу хочу оговориться, что нахожусь в самом начале пути реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым я хочу поделиться. Это 3 проектные задачи, которые мы с детьми решали в 3 классе. Во 2 классе шло ознакомление с проектной деятельностью, но, тем не менее, некоторые проекты детей заслуживают внимания.
Проектная задача по математике.
Название проектной задачи
Танграм
Предмет
Математика
Класс
3 «в»
Тип задачи
Предметная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Комплексное использование освоенных в математике способов действий в модельной ситуации.
2. Учебное сотрудничество учащихся
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Математика:
распознавание многоугольников, выделение их элементов;
измерение величин и сравнение (периметр, площадь);
построение простейших многоугольников;
Общеучебные умения
работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
умение удерживать правила игры (на основе предложенных действий составить свою игру)
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
знаний и умений в построении простейших многоугольников с помощью чертежных инструментов;
умение, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» инструкцию для играющего (при составлении определенной фигуры) и новую игру
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
умение действовать согласно инструкции.
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе
Замысел проектной задачи
В основе задачи лежит известная древняя игра «Танграм». В игровой форме проверяются основные знания из геометрического материала курса математики: виды многоугольников (треугольник, прямоугольник, квадрат), названия их элементов (стороны, диагонали, вершины), понятие периметра. Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как построение простейших геометрических фигур с помощью чертежных инструментов, составление сложных фигур из простейших по инструкции, а также выполнение обратного действия составление собственной инструкции.
Описание проектной задачи
Дорогие ребята! Предлагаем вам сыграть в танграм. Танграм старинная китайская игра-головоломка. Она возникла четыре тысячи лет назад. Сущность ее заключается в складывании из семи частей, полученных разрезанием квадрата определенным образом, различных фигурок, а также в придумывании новых.
На уроках математики вы научились чертить различные простейшие многоугольники по заданным элементам с помощью чертежных инструментов. И теперь вы сможете не только стать игроками, но и сами придумать новый вариант игры.
Правила игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей, при этом они не должны перекрываться. Прежде чем начать игру, вам необходимо сделать заготовки.
1-й этап (подготовительный)
Задание 1. Построй три фигуры: два прямоугольника, один из которых квадрат, и прямоугольный треугольник. Длины сторон данных фигур ты найдешь, решив ряд задач.
Примечание. Все построения необходимо выполнять на лицевой стороне листа цветной бумаги (для каждой задачи свой цвет).
Вариант I
Начерти прямоугольник, длина которого равна 6 см, а ширина на 2 см меньше длины (коричневый цвет).
Начерти квадрат, периметр которого равен 8 см (желтый цвет).
Начерти прямоугольный треугольник, две стороны которого, составляющие прямой угол, равны 8 и 14 см (зеленый цвет).
Вариант II
Начерти прямоугольный треугольник, две стороны которого, составляющие прямой угол, равны 8 и 14 см (зеленый цвет).
Прямоугольник имеет стороны 8 и 6 см. Периметры прямоугольника и квадрата равны. Найди сторону квадрата и начерти его (синий цвет).
Начерти прямоугольник, ширина которого равна 1 см, а длина на 2 см больше ширины (желтый цвет).
Вариант III
Начерти квадрат со стороной 2 см (желтый цвет).
Начерти прямоугольный треугольник, две стороны которого, составляющие прямой угол, равны 6 см 5 мм (оранжевый или красный цвет).
Начерти прямоугольник, если известно, что периметр прямоугольника равен 14 см, а одна из его сторон равна 4 см (коричневый цвет).
Комментарий к заданию 1
На данном этапе учащиеся, работая индивидуально, чертят фигуры по заданным описаниям.
Задание 2. Объединитесь в группы по три человека так, чтобы в одной группе оказались учащиеся, выполнявшие разные варианты задания. Поменяйтесь работами и проверьте друг у друга правильность выполнения задания 1. Если возникнут разногласия, постарайтесь прийти к единому мнению или зафиксируйте, в чем вы не согласны друг с другом. Обсудите ваши разногласия с учителем.
Убедившись, что задание выполнено правильно, аккуратно вырежьте свои фигуры и сложите их в общий большой конверт вашей группы (конверт № 1). Подпишите свой конверт (на конверте должен быть написан номер группы).
Комментарий к заданию 2
Учащиеся осуществляют взаимоконтроль. Работа может быть организована по-разному (общее обсуждение каждого комплекта фигур всей группой, проверка по кругу и т.п.). В любом случае следует обратить внимание на согласованность их действий, способы преодоления разногласий.
Задание 3 (выполняется индивидуально). Предыдущие задания были тренировочными. Теперь каждому из вас предстоит самостоятельно изготовить свой настоящий танграм. Прочитай инструкцию и выполни задание.
12 см
На белом листе бумаги начерти квадрат и подпиши его вершины в соответствиис чертежом:
Отметь точку Т середину стороны АВ и точку Р середину стороны ВС. Проведи отрезок ТР.
Проведи диагональ квадрата, не пересекающую отрезок ТР.
Проведи отрезок ND, где N середина отрезка ТР. Обозначь буквой О точку пересечения отрезка ND с диагональю АС.
Отметь точку Е середину отрезка АО и точку М середину отрезка ОС.
Проведи отрезки ТЕ и NM.
Вырежи все части, на которые разбит квадрат.
Раскрась части квадрата следующим образом: два одинаковых треугольника наибольшей площади красным цветом, два других одинаковых треугольника коричневым, пятый треугольник зеленым цветом, квадрат синим, оставшуюся фигуру желтым
Комментарий к заданию 3
Задание предполагает выполнение довольно сложной последовательности действий по инструкции.
Задание 4. Снова объединитесь в группы и проверьте друг у друга правильность выполнения задания 3. На этот раз у всех должно получиться одно и то же разбиение квадрата на части и одинаковая раскраска частей.
Убедившись в правильности выполнения задания 3, разрежьте свои квадраты на части. Положите раскрашенные части квадрата в ваши маленькие конверты и подпишите их (на каждом конверте должно быть написано имя).
Комментарий к заданию 4
Целью задания является осуществление учащимися взаимоконтроля аналогично заданию 2.
2-й этап (игра)
Теперь вы готовы начать игру. Как и в любой игре, вам необходимо пройти несколько уровней. Каждый последующий уровень отличается от предыдущего сложностью. На каждом уровне вы найдете инструкции. Следуйте их указаниям и вы достигнете цели.
Итак, играем. Желаем удачи!
Задание 5 (1-й уровень). Соберите фигуру из частей (большой конверт № 1).
Вам предлагается группой из трех человек собрать фигуру из частей, находящихся в большом конверте, и наклеить ее на лист бумаги формата А4. На этом листе уже нарисована пунктиром базовая линия, относительно которой будут проводиться ваши построения.
Инструкция
Расположите синий квадрат так, чтобы одна из его сторон находилась на базовой линии, а весь он располагался выше этой линии. Левая сторона квадрата должна находиться на расстоянии 5 см от края листа.
Справа от квадрата расположите меньший по площади из коричневых прямоугольников так, чтобы его большая сторона примыкала к правой стороне квадрата, а меньшая лежала на базовой линии. Второй коричневыйпрямоугольник присоедините к первому справа так, что бы короткая сторона второго прямоугольника совпадала с длинной стороной первого.
Меньший по площади треугольник присоедините его большей стороной к верхней стороне квадрата.
Приложите зеленый треугольник к базовой линии так, чтобы одна из его вершин совпадала с левой нижней вершиной квадрата, а другая с правой нижней вершиной большего по площади прямоугольника.
Оставшийся прямоугольный треугольник присоедините к зеленому треугольнику так, чтобы они образовали четырехугольник, не являющийся прямоугольником.
Желтые квадраты расположите внутри синего квадрата таким образом, чтобы расстояние от базовой линии до их нижних сторон было равно 2 см 5 мм.
Оставшуюся фигуру расположите внутри меньшего по площади прямоугольного треугольника так, чтобы она находилась на расстоянии 1 см 5 мм от верхней стороны синего квадрата и не касалась сторон треугольника.
Комментарий к заданию 5
В задании предлагается, действуя по инструкции, собрать фигуру и наклеить ее на лист бумаги относительно заданной базовой линии. Возможны два варианта работы: 1) каждая заготовка наклеивается сразу, как только найдено ее место; 2) сначала выкладывается вся фигура, а затем ее части приклеиваются к листу. При последующем обсуждении работы целесообразно рассмотреть и обсудить с учащимися преимущества и недостатки каждого из вариантов.
Задание 6 (2-й уровень). Работая индивидуально со своим танграмом (конверт № 2), собери фигуру по заданной инструкции.
Инструкция
Составь красный квадрат из двух красных треугольников и коричневый квадрат из двух коричневых треугольников.
Из красного, коричневого и синего квадратов составь прямоугольник.
Приложи к получившемуся прямоугольнику зеленый треугольник так, чтобы получился пятиугольник.
Приложи желтый четырехугольник к построенному пятиугольнику произвольным образом. Дополни инструкцию указанием, как нужно расположить желтый четырехугольник, чтобы другой игрок, действуя по этому указанию,получил точно такую же фигуру, какая получилась у тебя.
Комментарий к заданию 6
По сути это задание похоже на предыдущее, но имеется и ряд отличий. Во-первых, работа проводится индивидуально; во вторых, здесь инструкция менее детализированная, ее выполнение требует большей концентрации внимания; в-третьих, не задана базовая линия; в-четвертых, учащимся предлагается самим дополнить инструкцию.
Задание 7 (3-й уровень). Еще раз объединитесь в группы и придумайте свой вариант игры «Танграм».
Инструкция
Сконструируйте новую интересную фигуру из имеющихся заготовок конверта
№ 2.
Составьте описание (инструкцию), по которому игрок сможет построить предлагаемую фигуру.
Предложите сыграть в ваш вариант игры одноклассникам или другим знакомым. Если они построили по вашей инструкции ту фигуру, которую вы задумали, значит, вы можете считать себя настоящими авторамиигры.
Комментарий к заданию 7
Задание 3-го уровня дает ребятам возможность побывать самим в роли авторов игры. Задание выходит за рамки обязательной части проектной задачи и может выполняться учащимися по желанию в свободное время.
Проектная задача по математике «Старинные меры длины»
Цель проектной задачи: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная)
Задачи:
Развивать навыки познавательной деятельности:
Работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)
Умение детей представлять результаты своей работы
Развивать интерес к математике.
Прежде всего, следует разбить учащихся на 4 группы, которые будут работать по разным направлениям исследования, а затем, объединяя результаты своих исследований, представят общий продукт в виде презентации. На данном этапе овладения проектной деятельностью группы формирует учитель, учитывая дружеские связи детей.
Перед детьми ставится задача, познакомить другие классы в параллели со старинными мерами длины.
1 группа – исследователи, тема: «Старинные меры длины». Задачей этой группы является изучение старинных мер длины.
2 группа - , тема: «Измерительные инструменты». Задачей этой группы является изучение и изготовление измерительных инструментов старинных мер длины.
3 группа – аналитики, тема: «Меры длины в литературных произведениях». Задачей этой группы является изучение литературных произведений и нахождение упоминания в них старинных мер длины (если дети затрудняются, то этой группе учитель вправе подсказать несколько литературных произведений, где фигурируют старинные меры длины).
4 группа - , тема: «Считай, смекай, угадывай». Задачей этой группы является подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов о старинных мерах длины.
Все основные этапы работы над проектной задачей «Старинные меры длины» представлены в таблице.
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Деятельность родителей
1. Погружение в проект
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Предлагает учащимся для изучения тему проекта «Старинные меры длины», делит детей на 4 группы.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
проблему проекта;
сюжетную ситуацию;
цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы решение по поводу распределения обязанностей внутри группы.
Осуществляют:
анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
личностное присвоение проблемы.
Мотивируют детей.
2.Планирование деятельности
Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
организовать группы;
распределить роли в группах;
спланировать деятельность по решению задач проекта;
продумать возможные формы презентации результатов проекта;
продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Осуществляют:
поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
планирование работы;
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
Продумывают продукт групповой и индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
1 группа:
Отбор материала по теме «Старинные меры длины»;
Оформление полученных материалов.
Изготовление демонстрационного пособия.
2 группа.
Изучение измерительных инструментов.
Оформление полученных материалов.
Изготовление коллекции старинных измерительных инструментов.
3 группа.
Подборка материала о мерах длины в литературных произведениях.
Оформление полученных материалов.
Инсценирование отрывков произведения или художественное чтение
4 группа.
Подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов, математических задач со старинными мерами длины;
Оформление полученных материалов.
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе и в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов
Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных; – формулирование выводов.
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
1 группа.
Изготовлен демонстрационный материал «Старинные меры длины»;
Подготовлен материал для презентации.
2 группа.
Изготовлена коллекция измерительных приборов старинных мер длины;
Составлены практические задачи, где предлагается измерение обычных предметов с помощью старинных мер длины.
3 группа.
Представлена подборка книг, где встречаются старинные меры длины;
Оформление полученных материалов.
Подготовлено художественное чтение отрывков литературных произведений;
Переданы материалы для презентации.
4 группа.
Представлена красиво оформленная подборка задач со старинными мерами длины, загадок, ребусов, кроссвордов.
Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
5. Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
обобщает и резюмирует полученные результаты;
подводит итоги обучения;
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию (с помощью учителя).
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают замечания (доброжелательно!).
Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Проектная задача по русскому языку.
Название проектной задачи
Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения членов предложения»
Предмет
Русский язык
Класс
3 «в»
Тип задачи
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения главных и второстепенных членов предложения
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Русский язык
Третьеклассники освоили синтаксический разбор предложения, знают и определяют главные и второстепенные члены предложения
Общеучебные умения
работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
умение, работая в группе, создать конечный «продукт» схему для учащихся младших классов
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе
Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для младших школьников – второклассников, пособия – схемы, которые помогут малышам запоминать и находить главные и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из членов предложения). Каждая из групп получает техническое задание:
распределить задания внутри группы;
рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена предложения;
составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;
проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие – схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про члены предложения.
Описание проектной задачи.
Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать главные и второстепенные члены предложения. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие, неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в синтаксическом разборе предложения.
1 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Повторение изученного материала.
Повторение идёт с помощью следующего алгоритма:
Что обозначает данный член предложения;
На какие вопросы отвечает;
Как подчёркивается;
Какой частью речи выражается;
Привести наглядные примеры.
Задание №1. 2 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учащиеся делают синтаксический разбор (не полный) самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное в предложении может быть: подлежащим, дополнением и обстоятельством. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этим членам предложения, приводят свои примеры.
3 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
4 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
5 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задание № 2.
Детям предлагается упражнение, в котором помимо определения, каким членом предложением является глагол, повторяются однородные члены предложения и постановка запятых между ними.
6 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику сказуемому, приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие грамматическая основа предложения.
7 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задание № 3.
Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания существительное + прилагательное и с их помощью нужно составить небольшой текст на тему «Зимние забавы». Здесь же повторяется второстепенный член предложения – определение, но алгоритма дети перед глазами уже не имеют. По окончании задания, всех, кто справился с заданием благополучно, ждут аплодисменты.
8 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Самостоятельная проектная деятельность учащихся.
9 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям.
Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.
Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить главные и второстепенные члены предложения.
Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материалы наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.
Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.
Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу.
После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 30 минут.
10 слайд презентации.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) и уже на уроке ИЗО вся группа художественно рисует получившиеся схемы.
11 слайд презентации.
Автор дизайна слайдов для презентации учитель МОУ СОШ № 17 Кучина Е. А. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А. Г. Асмолова. – М.
См.: там же.
См.: Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.
ВђЗаголовок 215