Урок по русскому языку для 3 класса « Род имён существительных»
Русский язык
3 класс
Тема: « Род имён существительных»
Цели урока
Обучающие:
обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учениками;
совершенствовать знания учащихся об имени существительном, однокоренных словах;
систематизировать знания о правописании корня в родственных словах, безударных гласных, непроверяемая согласная в корне слова;
повысить уровень орфографического самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
обобщить полученные знания об имени существительном;
добиваться применения знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование мыслительных операций;
развитие умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умения классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умения выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;
развитие эмоциональной сферы;
развитие речи: развитие лингвистического отношения к слову;
формирование связной речи.
Воспитывающие:
воспитывать положительное отношение к знаниям;
воспитывать интерес к учебе, самостоятельному добыванию новых знаний;
убедить в целесообразности изучения данной темы;
развивать критическое отношение учащихся к своим высказываниям и мнению товарищей, формировать адекватную самооценку
Задачи:
познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных и научиться его определять;
развивать орфографическую зоркость
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, индивидуальные карточки, учебник русского языка, рабочая тетрадь.
Тип урока: закрепление ЗУН
Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельной учебной деятельности, игровой
Форма урока: урок – исследования с элементами театрализации по методике Дьяченко
Ход урока:
Организационный момент.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
- Итак, откройте свои тетради и аккуратно, красиво запишите число и классная работа:
6 декабря.
Классная работа.
Минутка чистописания.
1.Начнём с минутки чистописания. Определите букву, которую будем писать. Она « лишняя » в этом ряду: Б Т В Р К С Ф
(Буква «Р», так как этой буквой обозначаются непарные согласные звуки [р], [р’ ], а остальными – парные.)
- Какой грамматический признак имени существительного начинается с этой буквы? (Род.) Сегодня на уроке мы поговорим и научимся определять род имён существительных.
2. Словарная работа: Игра «Исправь ошибку»
На доске: карточки со словами
До сведание, чуство, памедор, тапор, спосиба, асина, квортира, ветир.
3.Прочитайте предложение:
Зимняя д_ро_ка бл_стела на со_нце.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, и определите части речи.
Подлежащее, какой частью речи выражено? Существительное в предложение ещё может быть, каким членом предложения?
4.Наш урок я предлагаю продолжить с отгадывания загадки:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам»
(имя существительное)
Повторение.
Что мы уже знаем об имени существительном?
- Что такое имя существительное? Приведите примеры
(Имя существительное – это самостоятельная часть речи.)
- На какие вопросы отвечает?
(Отвечает на вопросы кто? и что?)
-Что обозначает? ( Обозначает предмет.)
- Какими бывают имена существительные?
(Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.)
- Как изменяются имена существительные
(Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.)
(В результате на доске появляется следующая схема)
Имя существительное –
часть речи
кто? что?
предмет
одушевленное неодушевленное собственное нарицательное число ?
единственное множественное Постановка учебной задачи.
В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
Изучение нового материала.
1.Грамматическая сказка. ( Сценка)
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
2.На какие три группы делятся имена существительные?
(Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.)
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
род
мужской женский средний
3.Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. А вот и секрет:
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
Физминутка.
Чтобы лучше запомнить это стихотворение, прочитаем вместе: я читаю стихотворение, девочки встают и говорят слова-помощники ж.р. , мальчики – слова-помощники м.р., а с.р. все вместе.
Поиграем в игру на внимание. Я буду называть имена существительные, если они м.р., то встают мальчики. Если ж.р., то встают девочки, а если ср. р., то не встают все.
(Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.)
Закрепление изученного.
А) Пользуясь секретом королевы выполним упр. 1
м.р. ж.р. ср. р.
(он, мой) (она, моя) (оно, моё)
земля город солнце
девочка телефон яблоко
Б) Работа по карточкам упр.2
1.Найди пару по смыслу, соедини их линиями, слова должны быть разного рода, обозначь род существительных:
58674011303000406019011239500папа мама ограда забор
сын бык лампа дело
овца дочь дом светильник
корова баран занятие жилище
2.Подберите однокоренные существительные другого рода:
ученик - _________________________
слон - ___________________________
кот - ____________________________
медведица - ______________________
заяц - ____________________________
Работа в парах упр. 3Соедините название с родом
М.Р.
Ж.Р.
СР.Р.
Подведение итогов. Рефлексия
- Что нового вы узнали об имени существительном?
- Какого рода бывают существительные?
- Назовите слова – подсказки.
Самооценка учащимися своей деятельности:
- Перед вами рисунок, на котором изображены Знайка и Незнайка. Раскрасьте того сказочного героя - кем вы себя ощутили на уроке.
- Покажите своего героя
Комментированное выставление отметок учителем за работу на уроке
Сюрприз
Учитель выставляет корзиночки со сладостями: конфеты, мандарины, печенье.
Дети определяют их род. Учитель угощает девочек конфетами, мальчиков мандаринами, а печенье рассыплют в кормушки для подкормки птиц.
Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо.
Дополнительное задание
(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)
Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.