Подготовка к классному сочинение на тему «Книги, без которых я не могу обойтись» (9 класс)
Поврачёва Зинаида Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
старший учитель
МБОУ «Журавлёвская школа»
Симферопольский район, Крым, Россия
Урок русского языка. 9 класс
Подготовка к классному сочинение на тему
«Книги, без которых я не могу обойтись».
Тема: Подготовка к классному сочинению на тему «Книги, без которых я не могу обойтись».
Цель: сформировать навыки работы над сочинением – рассуждением в публицистическом стиле; помочь подобрать эпиграф и материалы к сочинению; закреплять умение составлять план, выделяя в нём тезис, аргументы и вывод; развивать творческие способности и самостоятельность мышления учащихся.
Оборудование: портрет Александра Сергеевича Пушкина, репродукции картин, литературные тексты, газета «Смешинки», выставка книг.
Ход урока
Вступительное слово учителя о значении книг в жизни А.С. Пушкина.
Всего несколько дней нас отделяет от события, произошедшего 180 лет назад на Черной речке. Роковой выстрел Дантеса, и жизнь поэта была обречена. Я думаю, что вы знаете, о ком идёт речь? Да, действительно, Александр Сергеевич Пушкин.
После дуэли Александр Сергеевич лежал в своём кабинете, окружённый книгами своей библиотеки.
Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. Прощание
с ними было трогательно и взволновано. Но отсчёт жизни пошёл на минуты. Пушкин простился со всеми детьми, потом, окинув угасающим взглядом книжные полки, тихо прошептал: «Прощайте, друзья!».
Он простился с книгами, которые сопровождали его всю жизнь: в детстве, в ссылке (кстати, вспомните, с каким событием из жизни Александра Сергеевича Пушкина связана эта репродукция?).
Как вспоминал биограф Александра Сергеевича Пушкина, его библиотека пополнялась буквально по часам. Они сопровождали его в пути, и их потеря страшно огорчала его, о чём он с горечью писал друзьям: «Книги от долгой езды побились и перетёрлись в сундуке».
Это писал человек, утверждавший, что «чтение – вот лучшее учение».
Работа над темой урока
Беседа по вопросам:
Какие вы можете вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о книге, её значении для человека?
Прочтем несколько авторитетных мнений о книге.
«Хорошая книга – точно беседа с умным человеком».
Алексей Толстой
«Чтение – вот лучшее учение».
Александр Сергеевич Пушкин
«Книги – это друзья, бесстрастные, но верные».
Виктор Гюго
«Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Максим Горький
Что объединяет эти высказывания?
Подведение итога и формулирование темы урока.
Запись в тетрадь. Подготовка к классному сочинению на тему «Книги, без которых я не могу обойтись».
Проблемное задание.
Исходя из темы, определите задачи урока.
а) Отобрать материал.
б) Определить тип и стиль речи высказывания.
в) Подобрать эпиграф.
г) Составить связное высказывание.
Чтение отрывка из рассказа И. Бражина «Книги, без которых я не могу обойтись».
Словарно – семантическая работа:
всемирный потоп.
ковчег
колыбель
посему
миллионы
Работа с текстом. Задание: выделить смысловые куски и озаглавить их
а) О трудностях выбора.
б) Стихи А.С. Пушкина
в) Единственная книга в военном багаже.
г) Без стихов Пушкина невозможно жить.
Составить диалог о типах и стилях речи, цитатах и их оформление. (задание даётся в начале урока)
Использовать газету «Смешинки»
Анализ прочитанного текста.
а) Определить тип и стиль речи отрывка.
б) Привести доказательства.
Самостоятельная работа учащихся.
Чтение текста молча.
Задание:
а) Прочитайте и озаглавьте текст
б) Выпишите незнакомые или малопонятные слова.
в) Сформулируйте тезис.
г) Приведите доказательства
д) Опираясь на опорные моменты текста (тезис, доказательства, вывод), составьте рассказ.
Выставка книг.
А. Грин «Алые Паруса»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
М. Горький «Детство»
В. Шекспир. Трагедии
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А. Алексин. Рассказы
Войнич «Овод»
Беседа с учащимися. Какую книгу вы бы поставили на эту полку?
Заслушать 3-4 рассказа учащихся.
Подбор эпиграфа.
«Книга! Душа навек тебе верна».
А. Безыменский
«Задача книги – облегчить, ускорить
познание жизни, а не заменить его».
Я. Корчак
«Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное».
К. Федин
Подведение итогов работы.
а) Обобщающее слово учителя.
б) Задание учащимся
Что из услышанного и увиденного на уроке вы можете использовать при подготовке домашнего задания?
Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению – рассуждению «Книги, без которых я не могу обойтись».