Воспитательный час по профориентации “Коль хочешь без печалей обойтись, наукам и ремёслам обучись”
Открытый урок “Коль хочешь без печалей обойтись, наукам и ремёслам обучись”
Автор:
Калашникова Ольга Владимировна, учительначальных классов
Класс:
2А
Предмет:
Этика
Тема:
“Коль хочешь без печалей обойтись, наукам и ремёслам обучись”
Тип урока:
Открытый урок
Цели:
Обучающая
Углубить знания учащихся о профессиях. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
Воспитательная
Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, желание трудиться. Подвести детей к пониманию важности и значимости любого труда, взаимосвязи между профессиями.
Развивающая
Развитие навыков устной речи. Развитие познавательного интереса к будущей профессии.
Оборудование:
картины и рисунки с изображением людей различных профессий;
выставка поделок, сделанных руками учащихся;
конверты с отдельными словами пословиц;
Педагогические технологии, использованные на уроке
“Кластер”, презентация power point
ХОД УРОКА1. Организационный момент Проверка посещаемости учащихся и их подготовленности к уроку.2. Актуализация знаний
Учитель:
Мы много говорили о различных профессиях.Сегодня на уроке попытаемся выяснить, какая профессия является самой нужной, ответить на вопрос, что необходимо, чтобы стать хорошим специалистом своего дела.Прочитайте название темы нашего урока. Чей это афоризм? (А.Навои)Что вы знаете об А.Навои? (Это - великий узбекский поэт, учёный)К чему призывал нас поэт? (Обучаться наукам и ремёслам)
Поясняется значение слова “ремесло”.
Учитель:
Итак, оказывается всему в жизни надо учиться. И прежде всего – учиться в школе. Каждому мальчику, каждой девочке приготовлено место в школе. Все дети имеют право учиться. Более того: учиться они обязаны.Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав на шее, воротник на животе, захотел бы суп сварить – да никто бы его есть не стал. Что бы вы ни мечтали делать в жизни - лечить людей, строить машины или возводить целые города - надо сначала учиться.
Ученик:
Если хочешь строить мост,Наблюдать движенье звёзд,Управлять машиной в полеИль вести корабль ввысь –Хорошо работай в школе,Добросовестно учись!
Учитель:
Школа – начало пути к любой профессии. А что жетакое профессия?
Составление кластера “Профессия”.
ПОЛЬЗА ГОСУДАРСТВУ
НАВЫКИ
БОГАТСТВО
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ЗАРПЛАТА
ТРУД
ПРОФЕССИЯ
ШКОЛА
РАБОТА
СТАРАНИЕ
ИНТЕРЕСНОЕ ДЕЛО
ЗНАНИЯ
ТЕРПЕНИЕ
ЗАНЯТИЯ
Учитель подводит итоги:
Учитель:
Профессия – это труд, который люди себе выбирают на всю жизнь, приносящий пользу окружающим и государству.В толковом словаре говорится: “Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”. А раз профессия непосредственно связана с трудом, я предлагаю вам вспомнить пословицы о труде.
Учитель раздаёт на каждую парту по конверту со словами, из которых нужно как можно быстрее составить пословицу о труде
Пословицы:
Труд создал человека.
Счастлив тот, кто трудом живёт.
Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
Терпенье и труд всё перетрут.
Люби дело – мастером будешь.
Счастлив тот, кто трудом живёт.
Без труда мечта мертва.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
Человек без труда, что земля без воды.
Кто много болтает, тот делу мешает.
Под лежачий камень вода не течёт.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Не спеши языком, торопись делом.
Введение в новую тему
Учитель:
Как вы думаете, представителям каких профессий необходимо трудиться?
Учитель:
А есть ли профессии, где трудиться не надо?
Ученики:
Трудиться нужно всем!
Учитель:
Конечно, перечислить все профессии и специальности в рамках одного урока невозможно. Но давайте вспомним хотя бы некоторые из них. Дома каждый из вас должен был составить характеристику той профессии, которой вы хотели бы заниматься в будущем, которая вам представляется наиболее привлекательной, ответив на вопросы:
Чем занимаются представители данной профессии?
Какими знаниями, умениями они должны обладать?
Какие черты характера необходимы представителям данной профессии?
Поделитесь с классом тем, что вы узнали о привлекающих вас профессиях.
Ученики рассказывают о выбранной профессии.
Физминутка
Ученики показывают пантомиму, по которой остальные должны отгадать представитель какой профессии перед ними (пловец, дворник, маляр, повар, писатель, пианист и т.д.).
Первичное закрепление
Наведет стеклянный глаз,Щелкнет раз – и помнит вас.(Фотограф)
Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные,Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды?(Повар)
С огнем бороться мы должны – Мы смелые и храбрые.Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?(Пожарные)
Встаем мы рано, ведь наша забота –Всех отвозить по утрам на работу.(Водители)
Учитель:
О многих профессиях мы сегодня вспомнили. Но надо помнить, что ни одна профессия не может существоватьизолированно от других. Многие профессии связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.
Учитель:
Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
***
Подумайте, что было бы,Когда б сказал портной:– Шить платья мне не хочется, Устрою выходной!И все портные в городе За ним ушли б домой. Ходили б люди голые По улице зимой.
Подумайте, что было бы,Когда сказал бы врач: – Рвать зубы мне не хочется,Не буду, хоть ты плачь!Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофер:– Возить людей не хочется! – И выключил мотор.Троллейбусы, автобусы Засыпало снежком,Рабочие на фабрики Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:– Мне в нынешнем годуУчить детей не хочется,Я в школу не приду!Тетради и учебникиВалялись бы в пыли,А вы бы неучеными До старости росли.
Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда! Но только так не сделает Никто и никогда, И люди не откажутся От нужного труда:Учитель обязательно Придет наутро в класс,А пекари старательно Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят, Что им ни поручи, Портные и сапожники,Шоферы и врачи. Мы все семьею дружною В одной стране живем, И каждый честно трудится На месте на своем. (Л.Куклин)
Учитель:
Школа – начало пути к любой профессии. А что же такое профессия?
Учитель:
Каждый день мы сталкиваемся с продуктами труда представителей разных специальностей. Без них невозможно представить ни одного дня. Представители всех профессий создают блага для нас.
Ученик:
Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснёшь,Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, ножИ каждый гвоздь, и каждый дом,И каждый ломтик хлеба –Всё это создано трудом, А не свалилось с неба.За всё, что сделано для нас, Мы благодарны людям.Придёт пора, настанет час –И мы трудиться будем.
Каждый, какую бы профессию он не выбрал, должен стараться выполнять свои обязанности хорошо, ответственно, с душой.
Учитель:
Что объединяет людей всех профессий? (Труд)Что сделали эти люди, чтобы стать Великими Мастерами? Я думаю, что каждый из вас тоже станет Великим Мастером своего дела. А теперь давайте ещё раз прочитаем афоризм А.Навои.Согласны ли вы с великим узбекским поэтом?Действительно, всему в жизни надо учиться, чтобы прожить без бед.
5. Обобщение урока
Учитель:
Современный человек должен многое знать и уметь, чтобы прожить достойную жизнь. И ещё помните! Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесёте радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
Каждый город, каждый домСоздан радостным трудом.Без работы, без трудаНе построить города.Слышен грохот под землей –Рудокоп пошел в забой.Без работы, без трудаНе появится руда.Экскаватор зашагал –Будет рыть в степи канал.Без работы, без трудаНе пойдет в поля вода.В корпусах станки стучат –Человек работе рад.Поспевая, шепчет рожь:“Без труда не проживешь!”
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315