Интегрированный урок «Крепостное право через призму истории и литературы»
Интегрированный урок истории и литературы:
Крепостное право через призму истории и литературы.
Разработали: Трофимова И.Н. – учитель истории
Родионова С.Л. – учитель литературы
Цель урока:
интеграция учебного образовательного пространства, как средство создания у учащихся целостного представления о связях явлений культурной и общественной жизни с характером эпохи на основе интегрирования различных технологий, методов и форм обучения.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории и литературы;
содействовать осмыслению учащимися представлений о положении крепостного крестьянина и анализу образов помещиков-крепостников;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.
Воспитывающие: воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком
Методы и приемы:
словесный (рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение по ролям, выразительное чтение стихотворения беседа);
наглядный (иллюстрации, презентация, видеофрагмент «Дубровский»);
частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).
Оборудование:
Интерактивная доска
проектор, экран, компьютер;
Тексты «Путешествие из Петербурга в Москву», «Размышление у парадного подъезда», «Недоросль».
Ход урока
Учитель литературы: В 1790 г. в Москве небольшими тиражами издается книга «Путешествие из Петербурга в Москву».
На следующий день царица Екатерина II по прочтении посылает предписание допросить автора книги Александра Радищева обо всех обстоятельствах создания и выпуска книги. Вслед за первым предписанием срочно посылается второе: начать следствие в отношении автора книги.
Вскоре Радищев был брошен в каземат Петропавловской крепости. Екатерина II предрешила судьбу Радищева. Она указала что «книга наполнена самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, стремящейся произвести в народе негодование против законной власти».Радищева она назвала бунтовщиком.
Он был приговорен к смертной казни. Но опасаясь восстановить против себя общественное мнение, Екатерина II заменила смертный приговор ссылкой на десять лет в Сибирь. Закованный в кандалы Радищев был отправлен в Илимский острог.
Вопрос учителя: Какой вопрос вы можете сформулировать, прослушав мой рассказ?
(Так о чем была книга Радищева, что за нее он был так наказан?)
Учитель литературы: На этот вопрос мы ответим содержанием нашего урока. Эпиграфом к уроку мы возьмем эпиграф Радищева
Учитель истории: Обратимся к видеофрагменту.
Видефрагмент ( отрывок из фильма «Дубровский»)
Учитель истории: О какой принадлежности говорит урядник в этом эпизоде?
(о крепостной принадлежности)
Значит, о чем мы будем говорить на уроке?
(О крепостном праве).
Записываем тему: Итак, тема урока: Крепостное право через призму истории и литературы
Учитель истории: Поскольку сегодня на уроке присутствует учитель истории и литературы, какова будет цель нашего урока.
Цель: Рассмотреть понятие «крепостное право» с исторической точки зрения, как тема крепостного права раскрывалась в русской литературе.
Учитель истории: Ребята, что такое крепостное право?
Крепостное право – это форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли.
Учитель истории: Назовите главные элементы крепостного права.
Крестьянин прикреплен к земле, без согласия помещика он не мог изменить место жительства;
Помещик имел право наказать крестьянина: продать, избить, оштрафовать;
Крестьянин нёс ряд повинностей (барщина, оброк)
Учитель литературы: Давайте обратимся к произведению А.Радищева глава «Любани».
Чтение по ролям отрывка.(автор- рассказчик, крестьянин)
Учитель литературы: Почему вашему вниманию была предложена именно эта глава?
(черты крепостного права ярко отражены).
Учитель литературы: Подчеркните, назовите эти черты.
Работа по тексту.
Учитель истории: Началом государственного закрепощения крестьян являются указы и Судебники русских царей. Вспомните основные этапы закрепощения крестьян. Для этого познакомьтесь с содержанием нормативных актов того времени. Вопросы подсказки записаны после документа.
Определить стартовую дату возникновения зависимости крестьян в Киевской Руси.
Выделить основные этапы закрепощения крестьян (Когда? Кто? Как?)Учитель истории: Отмечаю на линии времени 9 век, сначала это было полюдье, позднее сбор дани лично люди были свободны, но уже попадали в определённую зависимость от государства.
Наиболее яркие ограничения для крестьян вводятся в
9в. 1497г. 1550 г. 1581г. 1597г. 1649г. 1861г.
В 1649 г. – Оформилось крепостное право!
Подумайте и скажите это «+» или «-»? Почему?
Неравенство людей, ущемление в правах, безнравственно…..
Учитель литературы: В XVIII веке в русской литературе тема крепостного права поднимается еще одним автором, вам известным. В каком произведении XVIII века, каким автором?
(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
Учитель литературы: Вспомните эпизоды, отражающие тему нашего урока. (называют, зачитывают эпизод с Еремеевной, Тришкой).
Учитель литературы: Прокомментируйте данные эпизоды. Какие отношения между людьми показывают данные эпизоды?
(показывают - собственнические отношения, крепостные принадлежат помещикам)
Учитель литературы: Попытайтесь сделать вывод «Почему обратился к теме крепостничества?»
(Ф. своим произведением говорит нам о том, что крепостное право - это порок общества, который унижает человека)
Учитель истории: Крепостное право укрепляется в 18, в 19 в., но одной из характерных черт начала 19 века было активное развитие общественных движений. Ключевой идеей, которых стала идея о важности человеческой личности и её свободе.
Учитель литературы: В 19 веке русская литература продолжает поднимать вопрос крепостничества. В каких произведениях?
(«Муму»- Тургенев; «Дубровский»- Пушкина; стихи Некрасова)
Учитель литературы: Обратимся к стихотворению Некрасова «Размышление у парадного подъезда».
Чтение отрывка
Учитель литературы: Это произведение нам знакомо, поэтому предлагаю вам составить и записать три вопроса - задания по стихотворению, отражающие тему урока с точки зрения литературы.
( 1. История создания произведения.
2.Картина жизни народа России
Прием литературный, на котором построено стихотворение?)Учитель литературы: Дайте ответы на ваши вопросы.
Учитель истории: Обратите внимание на эпиграф, переведите его на современный язык при помощи старославянского словаря. Какими словами называет Радищев крепостное право.
На самом деле крепостное право это то зло, от которого надо было освобождаться. т.к. оно в целом тормозило развитие нашей страны. Решился на это лишь Александр 2, в 1861 году.
Учитель литературы: Итак, давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос о чем книга Радищева, и почему его так жестоко наказали?.ПРИЛОЖЕНИЯ
Любани
Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимою и летом. Нередко то бывает с путешественниками: поедут на санях, а возвращаются на телегах. — Летом. Бревешками вымощенная дорога замучила мои бока; я вылез из кибитки и пошел пешком. Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделяяся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче. Но упражнения духовные не всегда нас от телесности отвлекают; и для сохранения боков моих пошел я пешком. В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел я на часы. Первого сорок минут. Я выехал в субботу. Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берет. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию.
— Бог в помощь, — сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. — Бог в помощь, — повторил я.
— Спасибо, барин, — говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.
— Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
— Нет, барин, я прямым крестом крещусь, — сказал он, показывая мне сложенные три перста. — А бог милостив, с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.
— Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?
— В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим вставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды. Дай бог, — крестяся, — чтоб под вечер сегодня дожжик пошел. Барин, коли есть у тебя свои мужички, так они того же у господа молят.
— У меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянет. Велика ли у тебя семья?
— Три сына и три дочки. Перьвинькому-то десятый годок.
— Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
— Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как ета устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро.
— Так ли ты работаешь на господина своего?
— Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк берет с крестьянина, да еще без приказчика. Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни, как то называется, на аренду. А мы называем ето отдавать головой. Голый наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушные платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу. На дурного приказчика хотя можно пожаловаться, а на наемника кому?
— Друг мой, ты ошибаешься, мучить людей законы запрещают.
— Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу. — Между тем пахарь запряг другую лошадь в соху и, начав новую борозду, со мною простился.
Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей. Первое представилось мне неравенство крестьянского состояния. Сравнил я крестьян казенных с крестьянами помещичьими. Те и другие живут в деревнях; но одни платят известное, а другие должны быть готовы платить то, что господин хочет. Одни судятся своими равными; а другие в законе мертвы, разве по делам уголовным. Член общества становится только тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает союз общественный, когда становится злодей! Сия мысль всю кровь во мне воспалила.
— Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение.
Углубленный в сих размышлениях, я нечаянно обратил взор мой на моего слугу, который, сидя на кибитке передо мной, качался из стороны в сторону. Вдруг почувствовал я быстрый мраз, протекающий кровь мою, и, прогоняя жар к вершинам, нудил его распростираться по лицу. Мне так стало во внутренности моей стыдно, что едва я не заплакал.
— Ты во гневе твоем, — говорил я сам себе, — устремляешься на гордого господина, изнуряющего крестьянина своего на ниве своей; а сам не то же ли или еще хуже того делаешь? Какое преступление сделал бедный твой Петрушка, что ты ему воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшим даром природы несчастному — сном? Он получает плату, сыт, одет, никогда я его не секу ни плетьми, ни батожьем (о умеренный человек!) — и ты думаешь, что кусок хлеба и лоскут сукна тебе дают право поступать с подобным тебе существом, как с кубарем, и тем ты только хвастаешь, что не часто подсекаешь его в его вертении. Ведаешь ли, что в первенственном уложении, в сердце каждого написано? Если я кого ударю, тот и меня ударить может. Вспомни тот день, как Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о его пощечине. О, если бы он тогда, хотя пьяный, опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу!
— А кто тебе дал власть над ним?
— Закон.
— Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный!.. — Слезы потекли из глаз моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня до следующего стана.
Размышления у парадного подъезда
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам ",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар ."Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых(Знать, брели-то долгонько ониИз каких-нибудь дальних губерний).Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущаяЖизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, -
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? -
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..