Методическая разработка к занятию по теме Изготовление модели вертолета МИ-6
ВЕРТОЛЕТ И ЕГО ИСТОРИЯ
Летит над нами вертолёт,
Внутри него сидит пилот,
Исправно вертолет ведет,
Чтоб был устойчивый полёт.
У вертолёта нет крыла,
Взамен него лишь два винта.
Не только может он летать.
Но даже в воздухе витать.
Когда вдали он пролетает,
ТО стрекозу напоминает.
Когда же в поле он садится.
Похож на сказочную птицу.
Тысячи вертолетов — от совсем маленьких, массой в несколько десятков
килограммов, до мощных многотонных гигантов — бороздят просторы воздушного океана.
Авторство слова «вертолёт» (от «вертится» и «летает») принадлежит Н. И. Камову. Существует версия происхождения слова «вертолёт» от названия предприятия-производителя вертолётов «Vertol» (название, в свою очередь, произошло от сокращения термина— «воздушное судно вертикального взлёта и посадки».
Первый эскиз вертолета с кратким описанием сделал в 1489 г. Леонардо да Винчи. Его вертолет приводился в движение мускульной силой. Ученые долго считали, что летательный аппарат невозможно привести в движение мускульной силой. Но не так давно был построен такой вертолет. Он смог взлететь и летать. Триста лет спустя после Леонардо Михаил Васильевич Ломоносов построил первую модель вертолета. Она состояла из фюзеляжа и двух винтов, вращавшихся в разные стороны. Эта модель предназначалась для подъема термометров с целью измерения температуры воздуха в верхних слоях атмосферы. Двигателем служила часовая пружина.
В 1869 г. русский изобретатель А. Н. Лодыгин обратился в Главное инженерное управление русской армии с проектом аппарата вертикального взлета с электрическим двигателем. Этот аппарат, названный изобретателем «электролет», предназначался для воздушной разведки и бомбардировки.
В 90-е годы XIX в. созданием вертолета начал заниматься H. Е. Жуковский вместе со своими учениками. Ученый считал, что за геликоптером (от греч. helix - спираль, винт и pteron - крыло) принятое за рубежом название вертолета) всегда будет оставаться преимущество безопасного подъема и спуска.
Выдающийся авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский в 12 лет соорудил первую модель вертолета с резиновым двигателем. За ней последовало еще несколько моделей. Их размеры постоянно увеличивались. Учебные мастерские Морского кадетского корпуса в Петербурге, в котором в 1903-1906 гг. обучался Сикорский, позволяли мастерить модели любого типа. Позже он создал большую модель с двумя пропеллерами, которая поднялась в воздух и летала в нескольких метрах над землей.
Опыты с первым вертолетом были завершены в октябре 1909 г. после серии испытаний винтов различной конструкции. 18-19 ноября 1909 г. вертолет Сикорского с успехом демонстрировался на Воздухоплавательной выставке в Киеве.
Свою детскую мечту И. Сикорскому удалось реализовать. В 1919 г. он эмигрировал в США, где создал свою фирму «Сикорский». В 1939 г. изобретатель создал свой первый вертолет S-46. Он отказался от полных расчетов машины и вносил изменения прямо в ходе испытаний. Испытания показали несовершенство конструкции.
После этого, произведя изменения конструкции, Сикорский в мае 1940 г. создал вертолет с тремя рулевыми винтами.
Особую роль в истории мирового вертолетостроения занимает работа в 1908–1914 гг. студента Московского технического училища Б. Н. Юрьева. В 1911 г. Юрьев разработал проект одновинтового вертолета с хвостовым рулевым винтом. В 1912 г. вертолет был выставлен на Международной выставке воздухоплавания в Москве. Работа была отмечена Малой золотой медалью.
В мае 1940 г. создал вертолет с тремя рулевыми винтами. Вертолет свободно перемещался в разные стороны, зависал неподвижно и разворачивался на месте, но при этом не летел вперед. После определения и устранения недостатка летные качества машины значительно улучшились. В 1941 г. Сикорский получил военный заказ на вертолет, предназначенный для корректировки артиллерийского огня и связи.
В отличие от самолета вертолет не нуждается в аэродромах. Он может
взлететь вертикально без разбега и так же сесть, висеть в воздухе на одном месте и перемещаться горизонтально с различными скоростями. Эти свойства вертолета делают его очень ценной, порой незаменимой машиной. Вертолеты перевозят грузы и пассажиров в отдаленные селения, расположенные среди гор или лесов, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают спасать людей при наводнениях и бороться с лесными пожарами. С помощью вертолетов ведут борьбу с вредителями полей и сорняками, производят геофизические и гравиметрические съемки местности, проверяют исправность высоковольтных линий электропередач.
Являясь универсальным транспортным средством, обладающим возможностью безаэродромного базирования в сочетании с достаточно большой скоростью полета, вертолеты нашли особенно широкое применение в нашей стране в различных областях народного хозяйства. Они способствовали освоению районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, в которых не могли применяться самолеты из-за отсутствия аэродромов и которые были недоступны для других видов транспорта.
Самое широкое применение вертолеты нашли в вооруженных силах, обеспечивая значительное увеличение их мобильности и ударной мощи. Вертолеты стали основной частью нашей военно – транспортной авиации, обеспечивая быструю транспортировку боевых подразделений и военной техники. Важную роль вертолеты стали играть и как специализированные боевые машины, обладающие высокой боевой эффективностью. В армии боевые вертолеты, вооруженные противотанковыми ракетами, оказались наиболее эффективным средством борьбы с бронетанковыми силами, а в военно-морских силах корабельные противолодочные вертолеты во взаимодействии с кораблями являются эффективным средством поиска и уничтожения подводных лодок.
Вертолёты сыграли важную роль в осуществлении таких крупных геологических открытий, как якутские алмазы, тюменская нефть, газ Ямала.
На советских вертолётах установлены десятки мировых рекордов, многие из которых остаются непревзойдёнными и по сей день.
Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет перевозить очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы.
От первой модели вертолёта, созданной более двухсот лет тому назад великим русским ученым М. В. Ломоносовым, до современных многотонных вертолётов — таков путь развития винтокрылых машин.
Характерно, что у нас и за рубежом развитие новых типов вертолетов шло в основном по пути их военного применения, несмотря на огромные потенциальные возможности их гражданского применения. Поэтому в настоящее время за рубежом и у нас в вооруженных силах используется большая часть всех находящихся в эксплуатации вертолетов, а многие новые типы вертолетов разрабатывались первоначально как военные, а затем приспосабливались для гражданского применения.
В конце 1947 г. было создано конструкторское бюро, возглавляемое доктором технических наук М. Л. Милем, под руководством которого был создан трёхместный вертолёт Ми-1, получивший широкое практическое применение во многих областях народного хозяйства и в военной авиации. Вертолёт строился серийно в транспортном, сельскохозяйственном и санитарном вариантах. На Ми-1 было установлено 17 мировых рекордов для вертолётов с полётным весом от 1750 до 3000 кг.
В 1952 г. был запущен в серийное производство вертолёт Ми-4, получивший золотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе. Главному конструктору и его ближайшим помощникам за создание этого вертолёта была присуждена Ленинская премия. В то время Ми-4 превосходил по грузоподъёмности большие серийные американские вертолёты и, по общему признанию специалистов, был одним из самых надёжных вертолётов. На нём было установлено несколько мировых рекордов грузоподъёмности и скорости полёта.
Применение новых газотурбинных двигателей позволило создать
второе поколение вертолётов «Ми», более грузоподъёмных, надёжных и значительно более экономичных. На смену Ми-1 пришёл Ми-2, а Ми-4 был заменён вертолётом Ми-8. Это экономичная, надёжная и относительно простая в эксплуатации машина. Новый винтокрылый аппарат более чем в два раза превосходит по коммерческой нагрузке и имеет значительно большую скорость полёта. Соответственно возросшей грузоподъёмности была увеличена ёмкость грузовой кабины. Она шире и длиннее, чем на Ми-4. В пассажирском варианте в ней размещается 28 человек.
Советские вертолёты Ми-6, Ми-10, Ми-8, представленные на авиационном и космическом салоне в Париже в 1965 году, вызвали сенсацию. Немало советских вертолётов, проданных во многие страны мира, эксплуатируется в самых различных климатических условиях. Венцом в создании вертолётов конструкторским бюро, работавшим под руководством Миля, явился сверхгигант В-12, поднявший груз сорок с лишним тонн на высоту больше двух километров. За это феноменальное достижение конструкторское бюро удостоилось высшей международной вертолётной награды.
Хорошими пилотажными качествами и почти полным отсутствием вибраций отличаются советские двухвинтовые соосные вертолёты Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26 и другие, созданные коллективом конструкторов под руководством Н. И. Камова. Вертолёт Ка-26 образно называют «летающие шасси». В зависимости от назначения меняется внешний вид машины. Основное же назначение Ка-26 — выполнение сельскохозяйственных работ. При подвеске бункера с соответствующей аппаратурой обеспечивается равномерное распыление, рассыпание или разбрызгивание химикатов. К-50 - вертолет, опередивший свое время. Задуманный четверть века назад и совершивший свой первый полет в начале 80-х, он до сегодняшних дней является лучшим боевым вертолетом мира. Дальнейшее развитие конструкции, двухместный вертолет Ка-52, стало следующим шагом.
Винтокрылый гигант В-12 начал свою жизнь в небе с сенсаций: на нём было установлено сразу восемь мировых рекордов. Сначала В-12 поднимал на различную высоту 30 тонн, а затем с грузом более 40 тонн он смог подняться на высоту 2250 метров. В мире нет сейчас вертолёта, который по своим данным может сколько-нибудь приблизиться к советской машине
В лётном центре в Торжке с 1989 года существует музей вертолётов. Музей уникальный, в нем собрано 14 машин, представляющих историю развития вертолётостроения в нашей стране.
Конец формы
ВВ
Загадки
Где угодно приземлится,
Без разбега он взлетит,
Непонятно только как,
Он без крыльев полетит!
Ответ: Вертолёт
Низко, высоко летает,
Звуком птиц, зверей пугает,
Может в небе повисеть,
Может далеко лететь!
Ответ: Вертолёт
Крыльев нет, но он летает,
Лопасть воздух прорезает,
Длинный хвост, глаза большие,
И шумит он очень сильно!
Ответ: Вертолёт