семинар Современное состояние психологической помощи семье
4000302260center 2014-2015 уч.год.
3300095000 2014-2015 уч.год.
420003175000880009408795 Алматинская обл. Ескельдинский р-н Карабулак « Средняя школа им. Шестакова с ДМЦ» КГУ450000 Алматинская обл. Ескельдинский р-н Карабулак « Средняя школа им. Шестакова с ДМЦ» КГУ420003175000175001870710 Современное состояние психологической помощи семье Обмен опытом
Педагог-психолог Э.Х. Кудьярова450000 Современное состояние психологической помощи семье Обмен опытом
Педагог-психолог Э.Х. Кудьярова
План работы:
Теоритическая часть- посвящена обсуждению основных задач, решаемых в семейном консультировании, с помощью фототерапии – одного из современных эффективных подходов к психотерапевтической проработке эмоционального состояния супругов и других членов семьи с целью улучшения взаимопонимания и повышения семейной сплоченности.
Практическая часть- ознакомление с консультативной методикой «Сгоревший компьютер».
Тема : Современное состояние психологической помощи семье
Психологическая помощь может понадобиться абсолютно здоровому человеку, который в определенный момент жизни попал в затруднительную для себя ситуацию. Это могут быть проблемы в личной жизни, в семье – с супругом и детьми, с более дальними родственниками, на работе и т.д., с которыми ему трудно справиться самостоятельно.
Психологическая помощь имеет своей целью содействие отдельному человеку, супружеской паре, семье или другому сообществу (трудовому коллективу, спортивной команде и пр.) в решении разнообразных психологических проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Психологическая помощь включает в себя следующие формы – психологическое консультирование и психокоррекция.
Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным, социальным аспектам семейной жизни и проблемам воспитания и обучения детей.
Период с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыванием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам (М. Боуэн, С. Минухин, Дж. Джексон), практики социальной работы (В. Сатир). Э.Г. Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии семейной психотерапии.
На первом — «психиатрическом» — этапе исследователи исходили из представления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов.
На втором — «психодинамическом» (психо-аналитическом) —этапе фокусом терапии стали сформированные в детском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии
личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собственной семье.
Наконец, третий этап — системная психотерапия — характеризуется синтезом системного подхода и психологии отношений В.Н. Мясищева и созданием оригинальной концепции патологизирующего семейного наследования (автор концепции – Эйдемиллер Э.Г.).
Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные.
Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем.
Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.
Профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные — с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.
Задачи, формы и методы работы с семьей различаются в зависимости от того, в какой сфере семейных отношений и на каком этапе жизненного цикла развития семьи осуществляется консультирование — в сфере консультирования по вопросам заключения брака; супружеских отношений, детско-родительских отношений.
Эффективность консультирования в значительной степени зависит от времени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения семьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений.
Главный же результат, определяющий оценку эффективности консультирования в целом, состоит в росте способности клиента в дальнейшем самостоятельно разрешать возникающие проблемы.
Принцип совместной выработки решений является логическим продолжением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекомендации нельзя давать клиенту в готовом виде — это основной постулат психологического консультирования
Выработка рекомендаций и принятие решений должно осуществляться в совместной деятельности.
Одной из наиболее распространенных проблем семейной коммуникации в современных семьях является неумение или нежелание супругов и других членов семьи делиться друг с другом своими эмоциями. Супруги не умеют выразить друг другу свою любовь и нежность; родители не умеют выразить свои эмоции детям. В результате семьи страдают от эмоционально холодной, лишенной тепла и сердечности атмосферы. В общении начинают преобладать команды и приказы, обсуждение событий принимает характер деловых отчетов, а не заинтересованных дискуссий. Именно поэтому даже интересные мероприятия зачастую не оставляют яркого следа в душах и воспоминаниях детей и взрослых. Особенно остро дефицит эмоциональности в общении ощущается и переживается в момент семейных кризисов.
Именно поэтому перед семейным консультантом и консультантом по семейному воспитанию стоит задача: научить детей и родителей осознавать свои эмоции и делиться ими со своими близкими. Одним из наиболее эффективных подходов при решении этой задачи является фототерапия. Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде.
Фототерапия – эффективный инструмент в консультативной работе по улучшению взаимопонимания в семье.
Фототерапия – это система техник консультирования, базирующихся на фотографии. Система используется подготовленными консультантами как часть их психотерапевтического инструментария для того чтобы лучше понять и изучить жизнь клиентов, помогая им осознанно узнать себя и впоследствии включиться в процесс самопознания благодаря фотографии.
Техника №3 «Сгоревший компьютер»
Задание: выберите 20-30 фотографий, наиболее важных для Вас. Вспомните, как Вы их отбирали? Это было трудно? Теперь представьте, что все они находятся на экране Вашего компьютера. Но его твердый диск «полетел» и Вы можете спасти только 6 фотографий.
Разложите эти СПАСЕННЫЕ ШЕСТЬ ФОТОГРАФИЙ перед собой. И на обороте каждой поставьте номер (от 1 до 6). Разместите фотографии в ряд, чтобы НОМЕР 6 была крайняя слева, а НОМЕР 1 – крайняя справа (ее надо спасти В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, так как именно она ПЕРВОЙ подвергается атаке вируса).
Теперь посмотрите внимательно на этот ряд.
Нет ли у Вас чувства вины за то, что здесь НЕТ фотографий, на которых находятся близкие Вам люди, фотографии которых Вы совершенно точно хотели бы иметь у себя всегда?
Поговорите с тем чувством, которое вызывает у Вас КАЖДАЯ ФОТОГРАФИЯ в этом ряду. Эти фотографии уже были у Вас. Но ведь, делая свой выбор, Вы испытывали какие-то чувства. А теперь эти чувства изменились?
А теперь Вам надо расстаться с одной из фотографий. Какая это фотография? Почему? Теперь, перед расставанием, вызывает ли она у Вас другие чувства? Что Вы хотели бы сказать ей на прощание?
Разложите оставшиеся ПЯТЬ фотографий в ряд и поставьте на каждой из них НОВЫЙ НОМЕР (если ВЫ захотели изменить их расположение: ПЕРВЫЙ номер означает, что ИМЕННО эту фотографию Вы спасаете в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ). Поговорите с тем чувством, которое вызывает у Вас ФОТОГРАФИЯ НОМЕР 5.
Вам ОПЯТЬ надо расстаться с фотографией. Это фотография №5. Теперь, перед расставанием, вызывает ли она у Вас другие чувства? Что Вы хотели бы сказать ей на прощание?
Разложите оставшиеся ЧЕТЫРЕ фотографии в ряд и поставьте на каждой из них НОВЫЙ НОМЕР (если ВЫ захотели изменить их расположение: ПЕРВЫЙ номер означает, что ИМЕННО эту фотографию Вы спасаете в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ). Поговорите с тем чувством, которое вызывает у Вас ФОТОГРАФИЯ НОМЕР 4.
Вам ОПЯТЬ надо расстаться с фотографией. Теперь это фотография №4. Теперь, перед расставанием, вызывает ли она у Вас другие чувства? Что Вы хотели бы сказать ей на прощание?
Разложите оставшиеся ТРИ фотографии в ряд и поставьте на каждой из них НОВЫЙ НОМЕР (если ВЫ захотели изменить их расположение: ПЕРВЫЙ номер означает, что ИМЕННО эту фотографию Вы спасаете в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ). Поговорите с тем чувством, которое вызывает у Вас ФОТОГРАФИЯ НОМЕР 3.
Вам ОПЯТЬ надо расстаться с фотографией. Теперь это фотография №3. Теперь, перед расставанием, вызывает ли она у Вас другие чувства? Что Вы хотели бы сказать ей на прощание?
Разложите оставшиеся ДВЕ фотографии в ряд и поставьте на каждой из них НОВЫЙ НОМЕР (если ВЫ захотели изменить их расположение: ПЕРВЫЙ номер означает, что ИМЕННО эту фотографию Вы спасаете в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ). Поговорите с тем чувством, которое вызывает у Вас ФОТОГРАФИЯ НОМЕР 2.
Вам ОПЯТЬ надо расстаться с фотографией. Теперь это фотография №2. Теперь, перед расставанием, вызывает ли она у Вас другие чувства? Что Вы хотели бы сказать ей на прощание?
У Вас осталась ТОЛЬКО ОДНА ФОТОГРАФИЯ. Это – Ваш самый главный выбор. ПОЧЕМУ? Какие чувства Вы испытываете, глядя на нее?
Не испытываете ли Вы желания, исправить ситуацию и изменить свой выбор? Что Вы хотели бы изменить на этой фотографии? Почему?
ЭТА ФОТОГРАФИЯ ОСТАЕТСЯ С ВАМИ. ПОБЛАГОДАРИТЕ ЕЕ ЗА ЭТО.
Используемая литература:
Цветкова Н.А. – Реконструкция семейной истории – Московский психолого- социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2010.-232с.
Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. — СПб: Речь, 2003.