Консультация для родителей Как преодолеть адаптационный период при поступлении в школу

Жизнь ребёнка и его успехи в школе.
Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения, воспитания младшего школьника. Содружество семьи и школы является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. С этой целью для каждого родителя заготавливают вопросы теста и методику его анализа. Анкетирование проводится индивидуально, его результаты публично не обсуждаются. После этого родителям было предложено высказать своё отношение к тексту, к такой форме просвещения. Сам текст остаётся у родителей как некоторая памятка продуктивной стратегии воспитания ребёнка в семье.

Тест: Жизнь ребёнка и его школьные успехи.
Инструкция: на каждое утверждение надо дать ответ «Да» или «Нет».
Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.
Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.
Я приучаю ребёнка самостоятельно готовить уроки (или с минимальной помощью).
Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и др.)
Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.
Я постоянно беру ребёнка в путешествия, экскурсии и т.д.
Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.
Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.
Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок и т.д.
Оценка теста: Посчитать количество баллов (ответ «Да». Каждый положительный ответ оценивается в один балл). Разделив полученную сумму на десять (количество вопросов), получаем среднеарифметическое число.
1-й уровень (1-0,7 балла)
Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2-й уровень (0,6-0,4 балла)
У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезмерно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со свес=рстниками? Уверена, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3-й уровень (0,3-0 баллов)
В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребёнка подмена его усилий собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

Ваш ребёнок пошёл в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослого, и у самого ребёнка! Как лучше организовать первые дни пребывания ребёнка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление и память, искажает поведение ребёнка, снижает результативность его деятельности. Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают коньактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизини ребёнка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные, «домашние» дети могут взять в школу любимые игрушку и ли амулет. Заслуживает внимания приём, когда учитель договаривается с родителями, и они дают ребёнку фотографию близкого человека:мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять психотравмирующую остроту страха, одиночества.
В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школы и встречаться с тревожным ребёнком. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребёнка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации.
Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребёнку в его учебныхтзанятиях? Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребёнка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!». Такая стратегия лишает ребёнка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.
Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно решать свои учебные задачи. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребёнок не был в школе или обратился с чётко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребёнок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребёнка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе. Приобщить ребёнка к чтению, воспитать любовь к книге – также задача семьи.
К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребёнок поступает в школу, они перестают ему читать книги, рассуждая при этом (часто с подачи учителя) так: ребёнок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребёнка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослыми пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребёнка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребёнок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт – глазами, телом – имеет большое значение для психологического здоровья ребёнка.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребёнка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и пр.
Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий – 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого обществаа, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.
Общение в семье должно приносить радость близости и понятости. Желательно, чтобы содержание семейного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач и т.д.) обсуждалось с ребёнком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуруречи, мышления. При этом, важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувсивами, мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребёнка.
Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребёнка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребёнок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т.п. способствуют общему развитию ребёнка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ему найти своё место в школьной жизни.
Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. В ходе совместного труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируется общедеятельностные умения – планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до конца, самоконтроль.
Семья ответственна за физическое здоровье ребёнка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребёнка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребёнка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребёнка есть отклонения в здоровье, правильное питание не фиксирует внимание ребёнка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.
Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребёнком режима дня. Рациональная организация жизни ребёнка – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд – укрепляют нервную систему, способствуют успешности его обучения.
Родители должны предоставить ребёнку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решается проблема поиска близкого лруга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребёнку социальные связи. Ребёнок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребёнку разобраться в ситуациях, где имеют место жадность и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию – вот в чём состоит мудрость взрослого.
В заключении беседы уместно ещё раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в учении ребёнка – это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширение кругозора, насыщенности и радости бытия, осознание своего психического и физического здоровья.

15